Можно только догадываться, по каким правилам играли в неё древние египтяне, но на поле есть отметки, линии и даже надписи, направляющие движение фишек. Гонки шли вокруг «оазиса» с пальмой, и первый игрок, чья фишка добирались до финиша (там рисовали глаз змеи или иероглиф «shen» — «замкнутый круг» или «вечность»), захватывал источник с водой. Кривизна штрафных и бонусных дорожек была призвана изображать змеек и ящерок.
Собака и шакал много значили в культуре и религии древнего Египта, олицетворяя границу двух миров. Собака — друг, сторож, животное дня, её лай — сигнальная система для общения с людьми. Шакал же — полная её противоположность: ловкач, ворюга, живёт в пустыне, охотится по ночам, а его высокий и громкий вой напоминает плач ребёнка. Собака простодушная, шакал — хитрец и притворщик. Собака беспорядочна, шакалы образуют пару на всю жизнь. Вместе с тем они прекрасно скрещиваются. Анубис, египетский бог-покровитель умерших, изображался в виде человека с головой шакала, а его жена Инпут, богиня Дуата (места пребывания умерших), — в виде женщины с головой собаки. Их дочь, Кебхет, была богиней чистой прохладной воды, её изображали в виде золотой змейки или женщины с головой змеи (отсюда и змейки на игровом поле).
Анубис был сыном Осириса и его сёстры Небетхет; история его рождения, потери, нахождения в корзинке в тростниках и усыновления богиней Исидой заслуживает отдельного рассказа (позже она послужит поводом для усыновления другого, очень известного египетского младенца). Анубис всегда считался богом благородным, потому что смерть в Египте тоже полагалась явлением возвышенным. До появления культа Осириса он был главным божеством Запада, проводником душ через Царство мёртвых. Анубис взвешивал сердце покойного на Весах Истины, а после возлагал на мумию руки, превращая усопшего фараона в «ах» («просветлённого»), и тот оживал. Это был бог-на-грани, бог-ловкач, одновременно страж могил и покровитель воров и торговцев. Над ним нельзя было смеяться, но вполне можно было подшутить — он бы это оценил. Греки отождествляли его с Гермесом. Когда Птолемеи правили Египтом, они преспокойно соединили своего Гермеса с египетским Анубисом и получили... Германубиса.
Если сенет был игрой Тота, бога мудрости, а мехен — игрою Сетха, то «Собаки и шакалы» были вотчиной египетского трикстера, псоглавого бога, единого в двух ипостасях. Это была самая лёгкая, весёлая и безобидная игра Древнего Египта: дорожки играющих не пересекаются, а фишки рубят друг друга необычным и забавным образом — как только игрок достигает оазиса, последняя фишка его противника снимается с доски. Побеждает тот, кто приведёт к финишу больше фишек. Почему-то кажется, что эта игра не была серьёзной — игроки дурачились, отпускали шуточки и обзывались «ленивыми собаками» и «хитрыми шакалами». Кто дошёл? Кого срубили? Это всего лишь Инпут и Анубис развлекаются: они же едины, ну а нам наградою — прохладная вода от их любимой дочери Кебхет.
Ну и с возрастом игры не всё так просто. Отверстий на доске без малого 60, а это число имело важное значение в астрономии Египта: оно соотносится и с Солнцем, и с Луной, а также с Сириусом, а значит, со сменой сезонов и разливами Нила. Древние египтяне полагали число 60 сакральным и бога Анубиса назвали в честь него (Anu). Такое интригующее совпадение может пролить свет на происхождение этой игры, на поверку оказавшейся не такой уж банальной. Кто знает, возможно, шен однажды предстанет перед нами самой древней из всех игр, уходя корнями к первым астрономическим календарям.
А на сцену уже готовились выйти молодые государства Греции и Рима, которые добавили новые вехи на пути развития настольных игр.
Но об этом — в другой статье.