Революция в заповеднике. Обзор игры «Мутанты: Питомник „Альфа“»

23192
11 минут на чтение
Райская долина — огромный заповедник, который населяют разные племена разумных зверомутантов. В предгорье раскинулись цветущие луга, река впадает в большое озеро, а на вершинах никогда не тает снег. Но на самом деле Райская долина — это тюрьма, в которой за зверомутантами наблюдают роботы-Смотрители. Можешь охотиться, общаться, размножаться, но только внутри заповедника и под надзором. Ослушаешься — и тебя или подстрелят, или утащат в таинственный подземный Лабиринт.

Но не все зверомутанты готовы подчиняться механическим надзирателям. Сопротивление пытается уговорить других обитателей Питомника восстать, чтобы наконец обрести свободу. К несчастью, в заповеднике достаточно тех, кто не считает его тюрьмой. Многие уверены, что лишь послушание и выполнение приказов обеспечат им безопасность.

Среди зверомутантов есть предание о Человеках, некогда живших в Питомнике и за его пределами. Двуногие, без шерсти, они не просто были хозяевами мира — они создали зверомутантов. И единственный шанс их увидеть — оказаться за пределами клетки.

Краткое содержание статьи — для тех, кто уже играл в «Мутантов» или читал наш обзор первой книги:

  • Здесь игроки берут на себя роли зверомутантов — ещё одного экспериментального вида, выведенного учёными, чтобы заселить планету после апокалипсиса.
  • Зверомутанты живут в относительно безопасном Питомнике. У них, как правило, всё хорошо, пока они слушаются роботов-Смотрителей. Но иногда те без предупреждения и без повода убивают или забирают в лаборатории отдельных зверомутантов, из-за чего остальные испытывают страх и недовольство.
  • Основной конфликт «Питомника „Альфа“» выстроен вокруг борьбы за свободу и попыток убедить соплеменников присоединиться к идеям революции. Впрочем, темы исследования и выживания тоже никуда не делись.
  • Вместо «эмпатии» здесь характеристика «инстинкт». Чтобы её восстановить, персонаж обращается к звериным повадкам.
  • Список навыков почти такой же, как в первой книге, а вот роли другие: воин, лекарь, охотник, собиратель и шаман. Специальные навыки тоже иные.
  • Вместо «мутаций» здесь «дары предков» — особые способности, пробуждающие звериные силы персонажа. Как в «Мутантах», при их активации есть шанс испытать негативные эффекты — например, герой может потерять над собой контроль.
  • Вместо правил по развитию поселения в «Питомнике» даны правила по стратегическому планированию и спецоперациям. Игрокам предстоит следить за ситуацией во всех племенах.
  • «Питомник» и «Мутанты» совместимы — можно использовать достоинства, роли, снаряжение, артефакты старины и бестиарий из обеих книг. Впрочем, авторы предлагают сперва завершить сюжетную кампанию «Питомника», чтобы зверомутанты смогли обрести свободу и выбраться в Зону.

Скоро и на русском языке

У нас «Питомник „Альфа“» выпускает издательство «Студия 101». Сейчас открыт предзаказ, после которого участники сразу получат PDF-версию книги. А печатные материалы отправят в мае-июне.

Mutant. Year Zero — Genlab Alpha

Тип: настольная ролевая игра

Жанр: постапокалипсис, выживание, стратегия

Разработчик: Fria Ligan

Издатель в России: «Студия 101»

Количество игроков: 2-6

Возрастной рейтинг: 16+

Похоже на:

«Мутанты. Точка отсчёта»

Legacy: Life Among the Ruins

«Кориолис. Третий горизонт» Gamma World 7th Edition

«Deadlands. Ад на Земле»

«Мутанты. Точка отсчёта» — франшиза с богатой историей, которая стартовала ещё в 1984-м. Тогда студия Target Games выпустила Mutant — постапокалиптическую игру про, собственно, мутантов, которые выживали в пустошах и исследовали погибающий мир. С тех пор вселенную несколько раз перезапускали (в том числе и сильно меняя сеттинг), и самый свежий перезапуск ведёт отсчёт с 2014 года — уже под эгидой издательства Paradox Entertainment. В основу обновлённой игры легли правила «Точка отсчёта» («Кориолис. Третий горизонт», «Тайны эхосферы»). В них используется механика «дайспула» — игрок набирает несколько кубиков и бросает в надежде получить на них шестёрки.

Спустя шесть лет можно точно сказать, что очередной ребут удался: компания выпустила несколько дополнений (в том числе и самостоятельных книг правил) и сценариев, а ещё по вселенной вышли художественные книги и видеоигра. Чуть больше деталей о вселенной — в нашей старой статье.
Зверомутанты фигурируют и в видеоигровой адаптации Mutant: Year Zero. Road to Eden. Например, вот этот представитель племени Лосей

Действие «Мутантов» разворачивается спустя много лет после конца света. Человечества в привычном виде на Земле нет — зато полно всяких чудовищ (разумных и не очень), полуразрушенной техники, ядовитых отходов, дикарей, каннибалов и всюду проникающей Гнили, что стремится убить всё живое. Некая катастрофа почти стёрла людей с лица планеты, но отдельные общества, укрывшиеся в специальных бункерах и комплексах, смогли сохранить часть культуры и знаний. Некоторые учёные смогли запустить проекты по созданию новых видов, адаптированных для жизни на отравленной Земле. Одним из таких видов стали зверомутанты. Они почти ничего не знают о так называемых Человеках. Да, когда-то у тех была цивилизация, от которой остались машины и руины, а теперь Человеков нигде нет. Возможно, они когда-нибудь явятся и освободят зверомутантов. А пока остаётся изучать их наследие и быт.

С одной стороны, вселенная «Мутантов» чуть-чуть напоминает почти все современные популярные постапокалиптические сеттинги — вот вам рейдеры (Wasteland), вот пустошь и руины (Mad Max), вот мутанты (Fallout), вот «зелёный постапокалипсис» и пачка роботов (Horizon: Zero Dawn). С другой, авторам хватает мастерства освежить клише за счёт проработки оригинальных конфликтов (зверомутанты в питомнике готовят революцию против роботов!) и подачи вселенной с разных точек зрения. В первой книге мы брали на себя роли мутантов, которые обустраивают Ковчег, совершают вылазки в Зону и изучают мир вокруг. Дополнения же раскрывают судьбы других обитателей постапокалиптического мира: в «Питомнике» мы играем за зверомутантов, в «Мехатроне» выступаем на стороне разумных роботов, а «Элизиум» позволяет увидеть Землю глазами тех самых Человеков! Именно взаимодополняемость всех четырёх линеек придаёт «Мутантам» индивидуальности. Вспомните видеоигровую адаптацию Mutant: Year Zero. Road to Eden, где игрок управляет отрядом из трёх очень разных мутантов.
Правила позволяют создать разумного енота, ходящего на двух лапах. При желании ему можно даже лазер подыскать!

Итак, «Питомник „Альфа“». Мы не зря много писали про зверомутантов и революцию, потому что эта тема, по сути, и отличает игру от оригинальной «Точки отсчёта». Действие игр разворачивается на одной постапокалиптической Земле, но в разных декорациях. Здесь мы переносимся в цветущий искусственный мир, где обитают девять племён. Каждое живёт по своим обычаям, для каждого характерны свои повадки и особые таланты. Питомник обнесён огромным забором, а его территорию на земле и в воздухе патрулируют безжалостные машины. Посреди Питомника под землёй находится нечто, что зверомутанты называют Лабиринтом, — туда роботы порой забирают некоторых обитателей заповедника. Многие попросту не возвращаются, а те, кто всё же выбирается, оказываются обезумевшими или напичканными металлом. Угрозу представляет и сам Питомник — он наводнён опасными чудовищами и биомеханическими тварями.

Вот в таких условиях приходится выживать героям.
Создание персонажа-зверомутанта похоже на создание персонажа из числа обычных мутантов, но есть несколько важных отличий. В самом начале игрок выбирает герою племя — от этого зависят вид, повадки и дары предков (особые способности). Всего племён девять: собаки, кошки, крысы, медведи, обезьяны, кролики, барсуки, рептилии и лоси. Забавная деталь: зверомутанты по сей день используют лабораторные имена, которыми когда-то их предков называли люди. Например, кошки носят древнеримские имена (Октавия, Агриппа, Август), медведей называют в честь деятелей кино (Трюффо или Бергман), а обезьян — в честь учёных (Эйнштейн, Бор или Кюри). Каждому ещё давали индекс, чтобы не спутать, — получается что-то вроде Трюффо 61 или Август 30. Да, здесь вы можете назвать своего героя Нолан или Тарантино!
Затем игрок определяет одну из пяти ролей: воин, лекарь, охотник, собиратель и шаман. Каждой роли соответствуют свои достоинства и специальный навык. Например, воин защищает племя (в этом ему помогает навык «оценка противника»), а собиратель носит с собой кучу хлама (навык «собирательство» позволяет ему достать из своего мусора подходящую вещицу). После выбора роли игрок распределяет пункты характеристик между «телосложением», «ловкостью», «смекалкой» и «инстинктом». Параметры те же, что и в первой книге правил, только у зверомутантов «инстинкт» заменяет «эмпатию». Затем настаёт черед навыков (список тоже почти не отличается, от «драки» и «скрытности» до «понимания»). Вместо «знания Зоны» здесь «знание природы» (смысл такой же — способность ориентироваться в окружающей среде), а вместо «влияния» — «доминирование». Доводы, аргументы и харизма — удел Человеков, для зверей же характерно доминирование одной особи над другой. Результат его проверки зависит не только от показателей характеристики и навыка, но и от ранга в иерархии. Он, в свою очередь, определяется возрастом и ролью: в племени почитают старших сородичей, а также воинов, лекарей и шаманов.
В конце создания персонажа игрок описывает последние штрихи — отношение к товарищам в группе и к героям ведущего, вид берлоги, внешность и мечту. Кроме того, нужно записать снаряжение (стартовое зависит от выбранной роли) и выбрать два дара предков. Каждому племени соответствует несколько даров — например, у собак это «охотничий инстинкт», «густой мех», «быстрые ноги», «хищник», «хвост» и «клич». Дар можно активировать за трату пунктов зверя (аналог пунктов мутации из первой книги) — описанный эффект срабатывает автоматически. Скажем, «клич» позволяет повыть так, чтобы тебя услышали за километр-другой, при этом ещё и оглушает соперников вблизи. Но при трате этих пунктов всегда есть небольшой шанс, что звериная сторона возьмёт над героем верх: он может напасть на союзников или на время одичать и убежать в лес.

Механика разрешения конфликтов осталась той же. Во время проверки игрок набирает несколько кубиков — за характеристики (жёлтые), за навыки (зелёные) и за снаряжение (чёрные) — и кидает их вместе. Если выпала хотя бы одна шестёрка, то это успех. Чем больше шестёрок, тем лучше (например, при атаке можно нанести больше урона). Если результат не устроил, игрок может перекинуть все кубики, на которых не выпали шестёрки и единицы (игнорируйте единицы на зелёных кубиках, они не приводят к последствиями и их можно перебрасывать), — это называется рискованной проверкой. Беда в том, что, взявшись за переброс, игрок может пробудить в персонаже зверя (так называется эффект, когда герой выкладывается на полную катушку; он получает повреждения и вместе с тем — пункты зверя) или вывести из строя снаряжение.
Если в результате рискованной проверки на жёлтых кубиках выпала единица, то герой получает повреждение той характеристики, которая была задействована в проверке. Но это же и приносит ему пункты зверя, которые можно в дальнейшем тратить на активацию даров предков. Если единиц было много, то и герою, конечно, не поздоровится. То же и с чёрными кубиками — за каждую единицу, полученную в результате рискованной проверки, показатель качества оружия уменьшается на один. Важно заметить, что учитываются и единицы, выпавшие до переброса, — если ваш воин при атаке на жёлтых кубиках выкинул «1», «1», «1», то к рискованной проверке лучше не прибегать.
Зверомутанты перенимают у Человеков самые разные привычки, в том числе и вредные

В обзорах «Кориолиса» и «Мутантов» мы упоминали модульность системы «Точка отсчёта» — и, читая очередную книгу на этом движке, ловишь себя на мысли, как умело авторы оперируют разными блоками правил. В «Кориолисе» мы обустраивали звездолёт и вели космические сражения, в «Мутантах» развивали поселение, а в «Питомнике» можем заняться глобальным планированием, отслеживая действия каждого племени. Основная кампания отчасти представляет собой настоящий менеджмент революции. Каждый стратегический ход поделён на несколько этапов: фазу мятежа, фазу планирования, фазу проведения и фазу подсчётов. Для сопротивления приводится несколько вариантов операций, от пропаганды и вербовки до диверсии и наступления. Все эти детали по-настоящему оживляют фон, на котором разворачиваются локальные приключения главных героев. Игроки не просто слышат от ведущего, что где-то там прошло сражение зверей и машин, а действительно подсчитывают потери и следят за боевым духом мятежников.

В этом и заключается главная особенность игры. Авторы «Питомника „Альфа“» сместили фокус с исследования Зоны и развития Ковчега, сделав тему более узкой: вот вам главный конфликт, вот вам все-все инструменты для масштабной кампании, играйте! Однако какие бы то ни было темы, помимо стратегии и революции, в книге почти не освещены. Увы, если ваши игроки не слишком любят заниматься планированием и выходить за область ответственности своего персонажа, то «Питомник „Альфа“» не придется им по вкусу, несмотря на отлично прописанную игромеханику. В оригинальных «Мутантах» фокус был более размытым, правила равноценно освещали несколько жанров — можно было разыграть даже какое-нибудь роуд-муви!
Убежище Собак — самого лояльного к Смотрителям племени

Впрочем, инструментов для ведущего в базовой книге «Питомника» хватает — в бестиарии прописано много разных чудовищ и роботов, в разделе ведущего приведены смертоносные угрозы, в разделе снаряжения дана уйма артефактов древностей. Этого достаточно, чтобы развить собственный сюжет даже за пределами заповедника. А если у вас есть обе книги («Мутанты. Точка отсчёта» и «Питомник „Альфа“»), то вам пригодится раздел, в котором авторы дают советы по совмещению правил. Конечно, с точки зрения дизайнеров интереснее разыграть полноценную кампанию, по итогам которой зверомутанты (скорее всего) вырвутся на свободу и смогут повстречать мутантов из первой книги. Но, разумеется, ничто не мешает создать отряд из зверомутантов и простых мутантов и отправиться исследовать мир! А если такая компания покажется недостаточно разношёрстной, можно подождать книги про роботов («Мехатрон») и «чистых» людей («Элизиум»), — тогда получится собрать очень масштабный «кроссовер»!
Тяжеловооружённый робот модели «Крушитель». От такого лучше бежать подальше!

Финальные главы «Питомника „Альфа“» посвящены различным тайнам и секретам, которые лучше не знать до начала игры — например, о скелетах в берлогах некоторых зверомутантов. Там же приведены схемы ареалов и убежищ, пути обхода, ключевые и типичные персонажи ведущего, а также артефакты, которые тут можно отыскать. Ну а в конце книги детально раскрывается план Лабиринта — спойлеров тут просто тьма! И почти все сцены описаны очень ярко: сразу представляешь, как несчастные зверомутанты шаг за шагом узнают истину о собственном происхождении.

Итог: «Мутанты. Точка отсчёта. Питомник „Альфа“» — самостоятельное дополнение, привлекающее как минимум возможностью сыграть за антропоморфных разумных зверей. По сравнению с первой книгой в игре более узкий фокус — здесь авторы предлагают устроить мятеж и поднять знамя революции во имя свободы. Это может понравиться не всем игрокам, но в книге достаточно инструментов, чтобы построить собственный сюжет про зверомутантов.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:22дня
Подписатся
Статьи

Игры

Фантастические стражи реального закона. Игры о копах и специальных агентах, которые нам запомнились

Игры

Обзор Marvel Rivals. Китайский клон Overwatch или нечто большее?
И пошёл Человек-паук на Человека-паука…

Игры

Зал славы видеоигр на Западе и в России: история и будущее
Об истории игровых залов славы и о том, для чего такой зал нужен именно в России.

Игры

Обзор Indiana Jones and the Great Circle. В поисках утраченного восторга
Microsoft наносит ответный удар.

Игры

«BESM»: аниме-мультивселенная настольной ролевой игры
Большие глаза, маленький рот и бесчисленное множество миров

Игры

Legacy of Kain. Запутанная история игровой вселенной
Саге вампирского тёмного фэнтези уже десятки лет, у неё проработанная вселенная и драматичная история

Игры

Игры про Индиану Джонса. В поисках пропавшего геймплея
Вспоминаем игровую биографию прославленного археолога.

Игры

Обзор Beyond the Darkness: маленькие кошмары маленькой студии
Встречает как-то Шестая из Little Nightmares Алису из American McGee’s Alice.

Игры

Новые игры: во что поиграть в декабре 2024-го?
Декабрь проклят для игровой индустрии!

Игры

Обзор ANIMAL WELL. Самая необычная метроидвания
Теперь ты — Колобок.
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:22дня
Подписатся