Лучшие настольные игры 2020 года

15570
7 минут на чтение
Пандемия ударила по многим сферам, связанным с фантастикой: досталось кинематографу и киберспорту, музыкальным коллективам и уютным магазинчикам с комиксами и книгами. На их фоне настольные игры отделались малой кровью. Разумеется, издательствам пришлось приспосабливаться к новым реалиям — отсюда задержки с печатью, сорванные сроки и седые волосы курьеров интернет-магазинов, но в конечном счёте локализаторы справились с большинством напастей и подарили нам игры, которые будут радовать любителей настольного хобби не один год. Мы подготовили список таких игр.

Остров кошек

Кошки в настольных играх — беспроигрышный вариант, особенно если это не обычные питомцы, а древняя раса мудрых и свирепых хвостатых, нуждающихся в вашей защите. Злодей по имени Вэш хочет уничтожить остров, населённый этими очаровательными созданиями. Чтобы приманить их на свой корабль и спасти, придётся проявить хитрость и смекалку, пустив в ход рыбное лакомство и корзинки для переноски. Каждому коту нужно выделить на палубе территорию особой формы — над расположением фигурных жетонов надо будет поломать голову. Сочетание драфта, тетриса и котиков получилось на редкость удачным — The Isle of Cats хорошо подходит как для семейных посиделок, так и для встреч искушённых игроманов.

Картографы

Cartographers — ещё одна новинка, построенная на механике полимино. Территории у северной границы Налоса не исследованы, и королева Гимнакс посылает доверенных картографов исправить положение. Игроки наносят на карту леса, поля, водоёмы и поселения, изредка сталкиваясь с недружелюбно настроенными племенами гоблинов и гноллов. «Картографы» — одна из лучших игр как в жанре Roll & Write, так и в своей ценовой категории. Рисовать сказочные королевства интересно и взрослым, и детям, особенно если раздобыть цветные карандаши или ручки.

Плотина

Издатели нечасто балуют нас масштабными экономическими стратегиями с фантастической тематикой. Оно и понятно — таким играм больше подходит сеттинг промышленной революции или конвейерного производства. Однако итальянским авторам всё же удалось вписать элементы стимпанка в конфликтный еврогейм о строительстве плотин во французских Альпах. Во главе национальных корпораций игроки изучают новые технологии, приобретают экскаваторы и бетоносмесители, прокладывают трубопроводы, возводят насыпи и электростанции, чтобы подмять под себя энергетический рынок Европы первой половины XX века. В Barrage есть всё необходимое, чтобы завоевать сердца хардкорных настольщиков: долгосрочное планирование, кризисность, асимметрия, необычные механики и свежая, хорошо проработанная тема.

Этот безумный мир

Вокруг карточного драфта построено немало игр. Мы уже возводили по этой механике чудеса света, сражались за земли кельтов и даже готовили суши и роллы. Теперь пора отправиться в будущее и привести к процветанию одну из Империй этого безумного мира. В It’s a Wonderful World игроки в течение четырёх раундов выбирают карты и выстраивают производственные цепочки, чтобы заработать как можно больше победных очков. Космические лифты или подземные города, криоконсервация или клонирование, военные базы или тайные общества — какой будет ваша антиутопия, зависит от вас. Несмотря на простоту, элегантность и быстрые партии, здесь есть простор для стратегии, ведь порядок действий влияет на то, какие ресурсы вы получите и какие карты сможете активировать. «Этот безумный мир» не только умён, но и хорош собой: иллюстрации и компоненты радуют глаз и задают правильную атмосферу.

Экипаж: Экспедиция к девятой планете

The Crew: The Quest for Planet Nine — кооператив о трудностях коммуникации в холодном космосе. Учёные открыли новую планету в Солнечной системе, и игрокам предстоит разгадать её тайны. Кампания состоит из 50 коротких миссий, в каждой из которых нужно выполнить одну или несколько задач. Игроки по очереди разыгрывают карты с руки и стараются забрать взятки, соответствующие их заданиям и не противоречащие заданиям соратников. Дело усложняется тем, что о картах друзей можно только догадываться — по их действиям и одному-единственному радиосигналу, доступному не в каждой миссии. Механика взяток, знакомая многим по преферансу и червам, неожиданно выстрелила в кооперативной игре — «Экипаж» собрал множество наград и обрёл фанатов по всему миру.
 

Eclipse. Второй рассвет галактики

Первое издание Eclipse увидело свет в далёком 2011 году и сразу завоевало признание. Мощная экономическая составляющая, исследование космических просторов, разработка технологий, модернизация звездолётов и эпические сражения — всё, что нужно 4X-стратегии галактического масштаба. Со временем авторы поняли, что игре необходима доработка: они изменили некоторые правила, переработали баланс, обновили оформление и добавили удобные органайзеры. Так получилась Eclipse: Second Dawn for the Galaxy — во всех смыслах глобальная стратегия, в которой шесть игроков могут делить космос в течение шести часов.

Звёздные войны: Восстание. Рассвет Империи

Дополнение года

Претенденты: «Остров духов: Ветви и когти», «Gloomhaven. Мрачная гавань: Забытые круги», «Особняки безумия. Вторая редакция: Улицы Аркхэма»
«Восстание» — одна из лучших эпических дуэлей. Авторы бережно отнеслись к оригинальной трилогии, максимально точно воссоздав противостояние могущественной галактической империи и храбрых, но немногочисленных повстанцев. Однако не обошлось и без минусов. Отрядам не хватало индивидуальности, а боям кинематографичности — сражения ставили историю на паузу, сбивали темп повествования. Дополнение «Рассвет Империи» исправляет эти недочёты, а кроме того, вводит новые войска, лидеров, задания и механики. Новые карты тактики делают игру глубже и вносят разнообразие в бои — теперь вам точно не захочется «перемотать» сцены экшена в вашей собственной трилогии.

Gloomhaven: Jaws of the Lion

Лучший зарубежный релиз

Претенденты: Etherfields, Lost Ruins of Arnak, Dwellings of Eldervale, Dune: Imperium, Forgotten Waters
Gloomhaven, без сомнения, великая игра, однако и у неё есть серьёзные недостатки: стоимость, сложность освоения и утомительная подготовка к партии. Даже с органайзером можно устать ещё за время раскладки тайлов и жетонов, а чтобы разобраться во всех тонкостях искусственного интеллекта, освоить линию видимости и другие механики, нужно пройти онлайн-курс (и это не шутка)!

Jaws of the Lion — Gloomhaven для тех, кто хочет играть без заморочек. Она гораздо доступнее по цене. В ней есть обучающие миссии, постепенно знакомящие игроков с миром Мрачной гавани. Наконец, чтобы начать партию, надо всего лишь открыть книгу сценариев на нужной странице — игровое поле нарисовано прямо на развороте. Любители настольного хобби получили всё, что хотели, — неудивительно, что всего через полгода после выхода Jaws of the Lion штурмует десятку лучших игр по версии сайта BoardGameGeek. Игра будет локализована в 2021 году издательством Hobby World.

Сундук войны

Нефантастическая игра года

Претенденты: «Маракайбо», «Неустрашимые. Нормандия», «Виконты западного королевства», «Уотергейт»
Среди игр с нефантастической тематикой выделяется War Chest — абстрактная дуэль с режимом 2×2 и элементами варгейма. Противники командуют войсками, вербуют их, усиливают, перемещают по полю из гексов, вступают в сражения, захватывают контрольные точки — и всё это при помощи увесистых покерных фишек. Фишки тянутся из мешочков, и каждую из них можно разыграть несколькими способами, меняя как ситуацию на поле, так и содержимое мешка, — это открывает огромное пространство для манёвров. В «Сундуке войны» есть место блефу и гамбитам, давлению и глухой обороне, постепенному продвижению и фланговым вылазкам. Здесь можно самому выбирать основные и второстепенные отряды, перестраиваться по ходу партии и менять состав армии. Такие сложные механизмы встречаются в киберспортивных RTS, но никак не в настольных абстрактах с простыми правилами, — это и делает «Сундук» особенным.

Осквернённый Грааль. Падение Авалона

Настольная игра года

Если в НРИ и видеоиграх проработанный мир, связная история и интересные персонажи не редкость, настолкам повезло меньше. Чаще всего миры здесь вторичные, истории наивные, а персонажи картонные во всех смыслах. Возможно, дело в скудости инструментов — не хватает мастера подземелий с безграничной фантазией или профессионально срежиссированных сцен? А вот и нет: Awaken Realms сумела построить огромный открытый мир лишь с помощью карт, книги с параграфами и кооперативной кампании.

В «Осквернённом Граале» есть все признаки качественного современного нарратива. Действие этой мрачной артурианы разворачивается на Авалоне, охваченном таинственной магией искаженья. Искаженье меняет всё, к чему прикасается, выворачивает его наизнанку, извращает. Герои — обычные люди, которые хотят спасти свою деревню или хотя бы выжить, — по крупицам собирают информацию о мире. Большую часть кампании они не видят полной картины, их цели и желания меняются, как и силы, что им противостоят. Конфликт разрастается с каждой главой, сюжетные повороты удивляют и заставляют с предвкушением ждать новой порции истории.

Авторы описывают мир и его законы с помощью побочных заданий и ярких сцен — никаких «подай и принеси», в каждом квесте есть фрагменты информации, важные для общей картины событий. Если читать художественный текст по диагонали, можно упустить множество подсказок и намёков. Да, рано или поздно игра раскроет главные тайны, но далеко не все, к тому же добираться до правды своим умом всегда приятнее.

«Осквернённый Грааль» не просто главная приключенческая игра года. Это в принципе лучший настольный кооператив с точки зрения нарратива и истории — дорогой, сложный, требовательный, но оставляющий послевкусие как после прочтения хорошей книги. С той лишь разницей, что здесь главные герои — вы и ваши друзья.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

20 лет Nintendo DS. История и лучшие 10 игр для одной из самых лучших консолей

Игры

Как сделать крутые декорации для фантастической видеоигры: локации, которые нас удивили
Игры, в миры которых хочется переехать... или хотя бы съездить туристом.

Игры

Final Fantasy VII Rebirth: выматывающий опыт, но всё же прекрасная «Финалка»
Какой получилась средняя часть трилогии.

Игры

Вылечиться от депрессии и спасти мир. Впечатления от знакомства с альфа-версией Rue Valley
Теперь мы надеемся, что разработчики реализуют все свои задумки.

Игры

Обзор Metaphor: ReFantazio. Мы не до конца вникли в эту метафору
Что же мы получили, Persona: Fantasy или же что-то новенькое?

Игры

Необычные стратегии, часть 4: малоизвестные и спорные
Будет интересно знатокам жанра.

Игры

Обзор «Dragon Age: На страже Завесы». Хорошая игра, плохая Dragon Age
Играть — весело, следить за сюжетом — не очень.

Игры

Дюна, ведьмы и Ван Хельсинг: Новые настольные игры осени 2024
А ещё герои фэнтезийных мечей с магией (нет, не те) и укротители духов в Долине вечности.

Игры

«По ту сторону врат»: весёлый ролевой Лавкрафт из России
Упыри и глубоководные — полноправные граждане, маги становятся супергероями, а о «тайных» культах знает весь город.

Игры

Обзор видеоигры «Сатурн». Три дня на спасение мира полудня
Инженер против роботов.
Показать ещё