Воображение отечественных косплееров не сковано культурными условностями. Команды показывают не только мастерство в пошиве костюмов, но и драматургические таланты и остроумие, ставя на сцене серьёзные или, наоборот, юмористические зарисовки. За годы проведения фестивалей их сцены видели всё: и сжатый пересказ целого аниме, и стилизованный КВН, и отлично поставленные танцы, и поединки на мечах.
Мода на аниме и косплей привела к той же проблеме, с которой пришлось столкнуться организаторами американских конвентов в семидесятых. Желающих выступить стало так много, что на всех перестало хватать времени. Фестивали начинались с самого утра и заканчивались очень поздно, превратившись из весёлого мероприятия в выматывающую церемонию. Но проблему решили не так, как в США. Время на сценки сокращать не стали — вместо этого ужесточили отбор участников.
Чтобы попасть на сцену, стало нужно не только изъявить желание, но и показать качество работы. Соперничество стало очень сильным. Людям пришлось соревноваться не только за победу, но и за право просто оказаться на сцене. В таких условиях косплей превратился в гонку вооружений и за короткий срок сделал существенный качественный скачок. В начале двухтысячных косуха, замотанная лейкопластырем на манер плаща Йодзи из Weiss Kreuz, считалась отличным костюмом, а людей, шивших наряды с нуля, можно было пересчитать по пальцам. Теперь же в конкурсе никого не удивят ни роскошнейшие платья с вышивкой, ни доспехи гигантских роботов.
Российские косплееры стремятся к идеалу и часто его достигают, что доказывает победа четы из Калининграда на World Cosplay Summit в прошлом году. Но не потерялось ли в погоне за совершенством то чувство общности, что так любят воспевать на Западе? У каждого из косплееров найдётся свой ответ на этот вопрос. Одно неоспоримо: вопреки всем экономическим и политическим трудностям наши фэны достигли в своём хобби огромных высот.