Ayreon — один из самых славных концептуальных проектов в мире музыки. Уже больше четверти века голландский мультиинструменталист Арьен Лукассен удивляет умением придумать многослойную историю и привлечь к её воплощению талантливых артистов (не только музыкантов — например, на сольном альбоме Арьена Lost in the Real роль рассказчика исполнил Рутгер Хауэр). Сейчас попасть в «айреонавты» — это признание авторитета артиста. Разветвлённый сюжет саги переносил её героев в прошлое, будущее, иные миры и даже внутрь человеческого сознания.
Лукассен уделяет внимание и другим проектам — Star One, Gentle Storm, Ambeon, но Ayreon остаётся его основным, самым узнаваемым творением. Неудивительно, что свои последние альбомы музыкант решил выпускать под этим названием, пусть они и слегка выбиваются из стилистики Ayreon. The Source 2017 года изначально должен был выйти в рамках более металлического Star One. Свежий Transitus и вовсе планировался как аудиодорожка к фильму, но коронавирусный кризис похоронил этот амбициозный замысел. Альбом решили выпустить как новую главу Ayreon.
По количеству и уровню приглашённых звёзд Transitus не уступает предшественникам. Рассказчиком стал Том Бейкер (четвертый Доктор Кто), на гитарах играют Джо Сатриани и Марти Фридман, среди вокалистов — Ди Снайдер (Twisted Sister) и Симона Симонс (Epica). Партии главных героев исполнили Кэмми Гилберт (Oceans of Slumber) и Томми Каревик (Kamelot). А вот музыкально и концептуально запись отличается от всего, что выпускал Лукассен. Повествования и диалогов в ней больше, чем на предыдущих релизах. Чтобы слушателю было легче следить за историей, нарисовали даже сюжетный комикс.
Transitus переносит нас в конец XIX века. Место действия не указано прямо, но наличие чернокожей прислуги в богатом доме намекает, что это США. Младший сын зажиточного отца Дэниел влюбляется в чернокожую служанку Эбби, та отвечает ему взаимностью. Из-за господствующих нравов влюблённые должны скрывать свой роман, однако предосторожности оказываются тщетными: завистливый старший брат Дэниела Генри рассказывает об их связи отцу. Властный отец выгоняет сына из дома, но позволяет поселиться в пристройке на окраине поместья.
Дэниел и Эбби счастливо проводят дни и ночи, пока не случается нелепая трагедия — Эбби опрокидывает подсвечник, устраивая пожар, в котором Дэниел погибает. Эбби клянет себя, не отстают и окружающие: почти все, кроме её отца Абрахама, уверены, что девушка убила наследника семейного состояния из-за денег.
Душа Дэниела тем временем оказывается в Транзите — переходном измерении, где решается, кому дорога в Ад, а кому — в Рай. Там он встречает неподкупного Ангела смерти и её фурий. Дэниел, осознавая, в каком положении оказалась Эбби, умоляет Ангела дать ему вернуться и оправдать любимую. Ангел видит чистоту в душе недавно погибшего влюблённого и на неделю возвращает его на Землю в обличье призрака. А против Эбби уже готовят заговор Генри и её собственная мачеха Лавиния.
Вот такую спиритическую мелодраму представил Арьен Лукассен на Transitus. Описание сюжета неспроста напоминает мюзикл — по сути, это он и есть. Множество диалогов, минимум научной фантастики — кажется, альбом готовили если не для фильма, то для постановки на сцене. На это намекает и комикс, где показаны не только путешествия души, но и, например, поющая статуя, которая советует мятущемуся Дэниелу сделать выбор в пользу любви, и служанки, хором выгоняющие молодого человека из отчего дома (а ведь родитель изгнал его как раз за связь с одной из них!). Ангел смерти изображен типичной красоткой в бронелифчике и не внушает благоговения. Конечно, комикс — это лишь приложение, но коль скоро ему положено объяснять происходящее и задавать атмосферу, его детали нельзя считать случайными.
Музыка по сравнению с The Source звучит легче и напоминает Jethro Tull и Marillion. Не избегает Лукассен и самоцитат — упоминается Человеческое уравнение (название альбома 2004 года), а припев в композиции Talk of the Town отсылает к песне Digital Rain с альбома Victims of the Modern Age. Можно сказать и жёстче: маэстро упражняется в самокопировании, и ностальгией по собственным золотым денькам этого не скрыть. Выйди Transitus как мюзикл, можно было бы сказать, что Лукассен готовит широкую публику к знакомству с остальным своим творчеством, но альбом-то издали под вывеской Ayreon! Это имя всегда приносило сюрпризы, обещало восхищение от того, как старому лису снова удалось всех удивить. На этот раз не вышло.
Альбом ни по каким меркам нельзя счесть провальным — это хорошо записанный, приятно звучащий прогрессив-рок. Его проблема в том, что вышел он не в то время и не в том формате, в котором мог бы «выстрелить». Его история ничего не добавляет к саге об айреонавтах, только пристраивается к ней сбоку. Как ни жаль, Transitus, скорее всего, займет в дискографии голландца место рядом с позабытым Actual Fantasy.