Ник Перумов «Гибель богов 2. Пепел Асгарда»

10014
4 минуты на чтение
Старый Хрофт, некогда известный как Отец богов Один, после поражения в Боргильдовой битве провёл бесчисленные века в изгнании. Даже месть Молодым богам не положила конец одиночеству Старого Хрофта... Но, встретившись во время конфликта, известного как Война мага, с последней из своих дочерей-валькирий, Старый Хрофт находит новую цель в жизни. Он берётся за немыслимое — восстановить Асгард и вернуть из небытия его обитателей.

В цикле об Упорядоченном Старый Хрофт всегда играл важную и в то же время второстепенную роль. С одной стороны, скандинавская мифология стала отправной точкой для истории первой «Гибели богов». Восстание Хедина невозможно представить себе без Старого Хрофта, и впоследствии тот появлялся во многих романах цикла. С другой — Хрофт почти всегда выступал помощником или советчиком протагонистов, но никак не главным героем. Даже в «Тысяче лет Хрофта» Перумов отвёл тому роль скорее второстепенную, нежели центральную.

В «Пепле Асгарда» автор наконец сделал Хрофта основным действующим лицом.

И вот, наконец, в «Пепле Асгарда» автор сделал Хрофта основным действующим лицом. Одновременно Ник поставил Древнего бога в совершенно непривычную для него ситуацию. Со времён первой «Гибели богов» мы привыкли воспринимать Старого Хрофта как верного друга и союзника Хедина. Теперь же действия Отца дружин вступают в конфликт с планами Познавшего тьму, раскачивая и без того хрупкое равновесие Упорядоченного. И этим, конечно, спешат воспользоваться многочисленные враги Новых богов.

Поставив давних соратников по разные стороны баррикад — пусть пока что и заочно, — Ник задал «Гибели богов — 2» весьма неожиданный вектор развития. Если в последних романах Хедин имел дело с сонмом безликих врагов, то теперь перед ним замаячила перспектива вступить в противоборство с одним из своих старейших друзей. Перумов очень здорово показывает внутренние конфликты обоих богов, бывшего и нынешнего, которые вовсе не хотят враждовать между собой, но своими действиями неуклонно приближают именно такой итог. Попутно Старый Хрофт предстаёт перед нами в новом свете, больше, чем когда-либо, напоминая того противоречивого и многогранного Одина, что знаком нам по скандинавской мифологии.

Альвийский меч оказался выше всяких похвал. Лёгкий, ухватистый, он не ведал преград, полоса слепящего пламени, рубившая плоть и кости, оставлявшая после себя дымящиеся широкие раны, извергавшие потоки крови. Душа валькирии пела — она сражалась так, как не довелось даже на Боргильдовом поле, в той последней атаке; тело, невесомое и послушное, уклоняющееся от оскаленных морд, рука, знающая, куда в следующий миг послать неотразимый клинок.
Но если с точки зрения развития персонажей и глобального конфликта эпопеи роман «Пепел Асгарда» очень интересен, то локальный сюжет особых откровений не несёт. Это вполне традиционное фэнтезийное приключение о походе группы героев в неизведанные края, с той лишь разницей, что герои здесь сплошь боги и приближённые к ним, — это обеспечивает эпический размах событий и баталий. Впрочем, для произведений Перумова это вполне традиционно. Унаследовал «Пепел Асгарда» и недостатки, типичные для последних романов Ника. Автор зачастую чрезмерно увлекается «высоким штилем», а также нередко по несколько раз проговаривает одно и то же — особенно в Интерлюдиях, большая часть которых сводится к скучноватым диалогам Хедина и Сигрилинн.

К тому же в «Пепле Асгарда» явственно проступила ещё одна проблема. В рамках цикла об Упорядоченном Нику уже давненько не удаётся создать новых ярких героев, которые могли бы встать в один ряд с Императором, Фессом, Сильвией, Этлау или Игнациусом. На их фоне новые персоналии, что появляются на страницах «Гибели богов — 2», выглядят очень блёкло. Вместо живых сложных героев перед нами предстают персонажи-функции... Впрочем, серьёзных ролей Перумов им всё равно не отводит, доверяя играть первые скрипки только проверенным любимцам публики.

Глобальный сюжет «Гибели богов — 2» получил весьма неожиданный и интересный поворот. Однако сам по себе «Пепел Асгарда» не более чем неплохое героическое фэнтези, написанное в традиционной для Перумова последних лет чрезмерно высокопарной манере.

Планы Перумова

Сейчас Ник Перумов трудится сразу над несколькими книгами о вселенной Упорядоченного — в том числе над теми, которые были анонсированы много лет назад. В частности, в работе находятся романы «Раб Неназываемого», «Белая кровь рассвета» и «Водопад», не говоря уж о новых томах второй «Гибели богов». Но, как признаётся Ник, он собирается не только продолжать развивать самую успешную свою вселенную, но и планирует создать пару новых — одну фэнтезийную, другую научно-фантастическую.

 

Оценка

7

оценка

УДАЧНО

  • интересное развитие образа Старого Хрофта
  • боевые сцены
  • интригующий финал

НЕУДАЧНО

  • высокопарность
  • самоповторы
  • невыразительные новые герои

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Обзоры книг

Уолтер Йон Уильямс «Квиллифер». Плут поневоле

Обзоры книг

Гурав Моханти «Сыны тьмы». Индийская игра престолов
Фэнтезийная эпопея по мотивам «Махабхараты»

Обзоры книг

Кен Лю «Стена Бурь». Иногда конец это только начало
Ориентальная фэнтезийная эпопея с многоточием

Обзоры книг

Нейтан Баллингруд «Странность». Железная хватка Красной планеты
Марсианский вестерн

Обзоры книг

Роберт Сойер «Гоминиды». Мир по-неандертальски
Социальная НФ о столкновении цивилизаций

Обзоры книг

Майк Резник «Кириньяга. Килиманджаро». Космос по заветам предков
Социальная фантастика с африканским колоритом

Обзоры книг

Эми Кауфман, Джей Кристофф «Звезда Авроры». Поколение Next покоряет Галактику
Образец юношеской космооперы

Обзоры книг

Брендон Сандерсон «Озарённый солнцем». Большая гонка со смертью
«Безумный Макс» в пылающем аду

Обзоры книг

Сара Брукс «Территория чудовищ. Путеводитель для осторожных туристов». Поезд в один конец
Стимпанк «по-русски»

Обзоры книг

Стивен Эриксон «Кузница тьмы». Малазанская предыстория
Гримдарк «по заявкам»
Показать ещё