Ник Перумов «Гибель богов 2. Пепел Асгарда»
9987
4 минуты на чтение
Старый Хрофт, некогда известный как Отец богов Один, после поражения в Боргильдовой битве провёл бесчисленные века в изгнании. Даже месть Молодым богам не положила конец одиночеству Старого Хрофта... Но, встретившись во время конфликта, известного как Война мага, с последней из своих дочерей-валькирий, Старый Хрофт находит новую цель в жизни. Он берётся за немыслимое — восстановить Асгард и вернуть из небытия его обитателей.

В цикле об Упорядоченном Старый Хрофт всегда играл важную и в то же время второстепенную роль. С одной стороны, скандинавская мифология стала отправной точкой для истории первой «Гибели богов». Восстание Хедина невозможно представить себе без Старого Хрофта, и впоследствии тот появлялся во многих романах цикла. С другой — Хрофт почти всегда выступал помощником или советчиком протагонистов, но никак не главным героем. Даже в «Тысяче лет Хрофта» Перумов отвёл тому роль скорее второстепенную, нежели центральную.

В «Пепле Асгарда» автор наконец сделал Хрофта основным действующим лицом.

И вот, наконец, в «Пепле Асгарда» автор сделал Хрофта основным действующим лицом. Одновременно Ник поставил Древнего бога в совершенно непривычную для него ситуацию. Со времён первой «Гибели богов» мы привыкли воспринимать Старого Хрофта как верного друга и союзника Хедина. Теперь же действия Отца дружин вступают в конфликт с планами Познавшего тьму, раскачивая и без того хрупкое равновесие Упорядоченного. И этим, конечно, спешат воспользоваться многочисленные враги Новых богов.

Поставив давних соратников по разные стороны баррикад — пусть пока что и заочно, — Ник задал «Гибели богов — 2» весьма неожиданный вектор развития. Если в последних романах Хедин имел дело с сонмом безликих врагов, то теперь перед ним замаячила перспектива вступить в противоборство с одним из своих старейших друзей. Перумов очень здорово показывает внутренние конфликты обоих богов, бывшего и нынешнего, которые вовсе не хотят враждовать между собой, но своими действиями неуклонно приближают именно такой итог. Попутно Старый Хрофт предстаёт перед нами в новом свете, больше, чем когда-либо, напоминая того противоречивого и многогранного Одина, что знаком нам по скандинавской мифологии.

Альвийский меч оказался выше всяких похвал. Лёгкий, ухватистый, он не ведал преград, полоса слепящего пламени, рубившая плоть и кости, оставлявшая после себя дымящиеся широкие раны, извергавшие потоки крови. Душа валькирии пела — она сражалась так, как не довелось даже на Боргильдовом поле, в той последней атаке; тело, невесомое и послушное, уклоняющееся от оскаленных морд, рука, знающая, куда в следующий миг послать неотразимый клинок.
Но если с точки зрения развития персонажей и глобального конфликта эпопеи роман «Пепел Асгарда» очень интересен, то локальный сюжет особых откровений не несёт. Это вполне традиционное фэнтезийное приключение о походе группы героев в неизведанные края, с той лишь разницей, что герои здесь сплошь боги и приближённые к ним, — это обеспечивает эпический размах событий и баталий. Впрочем, для произведений Перумова это вполне традиционно. Унаследовал «Пепел Асгарда» и недостатки, типичные для последних романов Ника. Автор зачастую чрезмерно увлекается «высоким штилем», а также нередко по несколько раз проговаривает одно и то же — особенно в Интерлюдиях, большая часть которых сводится к скучноватым диалогам Хедина и Сигрилинн.

К тому же в «Пепле Асгарда» явственно проступила ещё одна проблема. В рамках цикла об Упорядоченном Нику уже давненько не удаётся создать новых ярких героев, которые могли бы встать в один ряд с Императором, Фессом, Сильвией, Этлау или Игнациусом. На их фоне новые персоналии, что появляются на страницах «Гибели богов — 2», выглядят очень блёкло. Вместо живых сложных героев перед нами предстают персонажи-функции... Впрочем, серьёзных ролей Перумов им всё равно не отводит, доверяя играть первые скрипки только проверенным любимцам публики.

Глобальный сюжет «Гибели богов — 2» получил весьма неожиданный и интересный поворот. Однако сам по себе «Пепел Асгарда» не более чем неплохое героическое фэнтези, написанное в традиционной для Перумова последних лет чрезмерно высокопарной манере.

Планы Перумова

Сейчас Ник Перумов трудится сразу над несколькими книгами о вселенной Упорядоченного — в том числе над теми, которые были анонсированы много лет назад. В частности, в работе находятся романы «Раб Неназываемого», «Белая кровь рассвета» и «Водопад», не говоря уж о новых томах второй «Гибели богов». Но, как признаётся Ник, он собирается не только продолжать развивать самую успешную свою вселенную, но и планирует создать пару новых — одну фэнтезийную, другую научно-фантастическую.

 

Оценка

7

оценка

УДАЧНО

  • интересное развитие образа Старого Хрофта
  • боевые сцены
  • интригующий финал

НЕУДАЧНО

  • высокопарность
  • самоповторы
  • невыразительные новые герои

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Обзоры книг

Сара Брукс «Территория чудовищ. Путеводитель для осторожных туристов». Поезд в один конец

Обзоры книг

Стивен Эриксон «Кузница тьмы». Малазанская предыстория
Гримдарк «по заявкам»

Обзоры книг

«Мир фантастики. Возвращение создателя. 20 лет спустя» Юбилейный сборник рассказов — только для наших подписчиков
Какой получилась эксклюзивная антология для наших подписчиков.

Обзоры книг

Бен Гэлли «Жуткое утешение». Посмертная жизнь плута
Призрачный детектив с древней магией

Обзоры книг

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Башни Полуночи». На пороге Последней битвы
Фэнтезийная эпопея накануне финала

Обзоры книг

Ник Харкуэй «Ангелотворец». Судный день грядёт!
Конспирологическая фантазия в безумном стиле

Обзоры книг

Роман Суржиков «Полари. Книга IV. Янмэйская охота». В поисках Кукловода
Фэнтезийная эпопея в огне

Обзоры книг

Владимир Торин «Моё пост-имаго». Город Тьмы
Мистический триллер о победоносном зле

Обзоры книг

Стивен Холл «Демон Максвелла». Роман о романисте
Конспирологический триллер с элементами автобиографии

Обзоры книг

Марина и Сергей Дяченко «Vita Nostra. Собирая осколки». Финальный аккорд
Философское фэнтези о мире без надежды
Показать ещё