Александра Давыдова
Тот случай, когда от «правильности» персонажа просто сводит скулы. Кейтилин Старк просто не из этого сеттинга. Она верная жена, она включает голову, когда нужно, она готова действовать, скакать за край света, чтобы помочь родным, — и при этом, если в целом ее рассмотреть, похожа на робота, которому заложили нужную программу и даже нужные реакции на несчастья (например, горе по поводу бед в семье), но весь остальной функционал урезали. Раз за разом из самых лучших побуждений эта «милая» женщина совершает ошибки, и раз за разом эти ошибки ведут к тому, что Старки скатываются глубже и глубже в драму на прокорм злому року. Читатель просто за голову хватается, глядя, как она собственными руками подталкивает всех к гибели.
Так и хочется сказать: женщина, ау, послушайся мужа, вернись в Винтерфелл, именно там пригодятся твои медленные правильные реакции и соображения. Управляй замком, а игру судеб оставь настоящим персонажам, сделанным из плоти и крови, а не из правильности и неправильности. Но нет же.
Именно поэтому момент Красной свадьбы для меня — это момент триумфа справедливости. Наконец-то искусственный робот получил по заслугам, ура! Теперь его близкие будут сами копать себе могилу, собственными руками, — и это уже не так обидно, согласитесь.
Каренира («Громбелардская легенда» Феликса Креса)
Александра Давыдова
Каренира — главная героиня книги. И, пожалуй, надо сразу отдать автору должное: не каждый решится взять на такую роль настолько неприятного персонажа! И дело тут не в ее грубых манерах, не в упрямстве, не в отталкивающей внешности, не в своеобразных привычках или полном отсутствии дипломатичности. В конце концов, сложный характер вполне соответствует жестокому миру книги.
Есть две основные причины, по которым Карениру хочется прибить (а потом оживить и прибить еще раз). Первое — слишком уж просто она относится к предательству. Солдат может быть тысячу раз неприятен, но если он верен командиру и своему делу, то это вполне искупает жесткость натуры. Каренира же с самых первых страниц демонстрирует, что ради собственных целей готова рискнуть жизнями десятков людей. И даже не будет особо раскаиваться, если окажется, что это было зря.
Второе — потрясающая «последовательность» героини в любовных переживаниях. Чтобы быть вместе с человеком, она собственными руками душит его невесту. Предает свою миссию, переступает через себя, в какой-то мере предает любимого... но ладно уж, думает читатель, это темное фэнтези, это жестокий мир, и такая цена за любовь вполне логична. Только вот следующая часть романа начинается с того, что Каренира сбегает от любимого, потому что он ей надоел! Вот так вот просто. Опостылела жизнь в городе, и надоел мужик. А то, что пришлось кого-то убить из-за него, — какие мелочи, однако.
В этом месте мой внутренний читатель говорит: да иди ты в жопу, Каренира. И с интересом ждет, когда она сдохнет уже. Желательно жестоко и не один раз.
Герои «Доктора Кто» в сезонах Стивена Моффата