Другие части
Аркхэм, Данвич, Инсмут: путеводитель по мрачным городам Лавкрафта
Алексей Мальский
20.06.2019
78625
На потаённых тропинках этой непроходимой чащи, где низкие толстостволые дубы сплетают протянутые друг к другу ветви и диковинные грибы на их стволах испускают таинственное сияние, обитают хитрые и необщительные зуги, которым ведомо много тёмных тайн сонного мира и кое-какие тайны мира явного, ибо сей лес двумя опушками подступает к жилищам людей, хотя где именно — сказать нельзя. Там, куда пробираются зуги, множатся необъяснимые слухи, происходят непонятные события и исчезают люди, так что очень даже хорошо, что они не могут удаляться от пределов сновидческого мира.
«Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата»
Окрестности Ултара являли приятное глазу зрелище: зелёные коттеджики и обнесённые аккуратными заборами фермерские угодья, — а ещё приятнее был вид тихого городка со старинными островерхими крышами и тяжёлыми вторыми этажами с массивными балконами и бесчисленными печными трубами и узкими улочками, где меж спинами отдыхающих кошек виднелись тёмные камни брусчатки.За рекой Скай, на её берегу, находится одно из самых известных поселений Мира грёз. Хоть городок и невелик, сюда стекаются слухи, торговцы и путешественники. Впервые Лавкрафт описал его в рассказе «Кошки Ултара» (1920): оказывается, в Ултаре закон запрещает причинять вред кошкам. Некогда жители убили котёнка, принадлежавшего мальчику из заезжего египетского каравана. Мальчик воззвал к богам, все кошки города устроили церемониальное собрание — и виновников нашли съеденными. Учитывая, что в Мире грёз кошки умеют говорить и даже летать, такому исходу вряд ли стоит удивляться! В итоге кошачье племя облюбовало городок и живёт с людьми душа в душу, хотя, конечно, коты попадаются и в других краях.
«Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата»
Этот бессмертный город-мираж казался вечно юным, ибо время тут не имело власти старить и разрушать. Бирюзовые орнаменты Нат-Хортата были такие же, как и прежде, и восемьдесят жрецов в венках из орхидей те же самые, кто выстроил этот храм десять тысяч лет назад. И так же ярко сияла бронза огромных ворот, и ониксовые мостовые не выщерблены и ни единый камень не треснул. А колоссальные бронзовые статуи на стенах глядели вниз на купцов и погонщиков верблюдов, которые древнее древних преданий, но тем не менее в их двухвостых бородах не найти ни единого седого волоска.
«Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата»
Вскоре путники увидали высокие чёрные башни Дайлат-Лина, сложенные по преимуществу из базальтовых глыб. Дайлат-Лин с его тонкими гранёными башнями издалека казался похожим на мост гигантов, и улицы его были мрачны и неприветливы. Там у многих пирсов теснилось немало печальных таверн, а в городе бродили диковинные моряки со всех концов света, а кое-кто, как поговаривали, прибыл даже из портов, коим нет места на земле.
«Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата»
В замке никогда не было света, и поэтому я любил зажечь свечу и, не отрываясь, глядеть на неё. Но света не было и снаружи, ибо ненавистные деревья намного превосходили высотой самую высокую из доступных мне башен. Лишь одна чёрная башня возносилась над лесом и уходила в неведомое наружное небо, но подходы к ней были разрушены, и на неё никак нельзя было взобраться, разве что сделать заведомо безнадёжную попытку вскарабкаться по голой стене, одолевая её камень за камнем.
«Изгой»
В этих древних фресках запечатлелась летопись Ленга, и рогатые, и копытные, и широкоротые полулюди кружились в адской пляске посреди позабытых городов. Тут были сцены из старых войн, в которых полулюди Ленга сражались с жирными алыми пауками из соседних долин, были тут сцены прибытия чёрных галер с Луны, и сцены порабощения обитателей Ленга жабообразными тварями, которые выпрыгивали из прибывших галер. Этим скользким серо-белым исчадиям ленгцы поклонялись как богам и никогда не противились тому, что их лучших и самых здоровых мужчин увозили в чёрных трюмах чёрных кораблей.Именно купцы из Ленга ходят на зловещих чёрных галерах в порт Дайлат-Лин, где скупают рабов и отвозят их на тёмную сторону Луны на прокорм своим склизким хозяевам. Кто бы сомневался: если у Лавкрафта что-то кажется зловещим, за этим стоят неземные твари!
«Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата»
А потом разрисованный шёлк чуть соскользнул с серо-белой лапы, и Картер понял, кто такой этот жуткий верховный жрец. И в ту же страшную секунду его объял несказанный страх и подвигнул к тому, что его разум никогда бы не приказал ему совершить, ибо в его потрясённом мозгу стучала лишь одна лихорадочная мысль — как можно скорее спастись от восседающего на золотом троне чудовища.Увы, читателям Картер о своём озарении рассказать забыл — жрец мог оказаться и лунной тварью, и Хастуром, и Ньярлатхотепом, и какой-то иной сущностью. Очевидно одно: если в Антарктиде находятся те же самые Ленг и Кадат, дело не обошлось без наложенных реальностей. Но стоит ли этому удивляться в таком безумном мире?
«Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата»
Никто из людей ещё не видывал подобной исполинской горы, что темнела прямо перед ними. Тяжёлые облака внизу окаймляли лишь её подножие, а головокружительные вихри верхних слоёв воздуха служили лишь поясом на её чреслах. Мрачным призраком вздымался этот мост между землёй и небом, чёрный в вечной ночи, увенчанный венцом неведомых звёзд, и его устрашающие и могучие очертания с каждым мгновением становились всё чётче и чётче.«Неведомый Кадат посреди холодной пустыни» — это гора, которая считается самым сакральным местом во всём Мире грёз. Путь туда лежит через Плато Ленг, но сам Кадат вызывает ещё больше страха и благоговения. На этой горе высится замок из оникса, где живут Великие — то есть земные боги. Смертным запрещено нарушать их покой — но когда запреты кого-нибудь останавливали?
«Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата»
Ни один человек никогда не был на Кадате и никто даже не догадывался, в какой части мироздания он находится, — то ли в мире грёз, обнимающем наш зримый мир, то ли в тех далёких мирах, что окружают какой-нибудь загадочный спутник Фомальгаута или Альдебарана.Можно решить, что циклы стыкуются плохо, и считать Сновидческий цикл мифами и легендами, где обитатели лавкрафтовского мира иносказательно описывают свою первобытную историю. Можно, вслед за австралийскими аборигенами (и Аланом Муром, который проанализировал мир Лавкрафта в комиксе «Провиденс»), заключить, что в древности грёзы ещё не отделились от реальности, поэтому сны и прошлое — одно и то же.
«Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата»