«Призраки поместья Блай»: печально-уютное продолжение «Дома на холме»

32312
5 минут на чтение
Молодая американка Дэни Клейтон уезжает в Англию, чтобы забыть о личной драме. Она становится гувернанткой в поместье лорда Генри Уингрейва, где живут его племянники-сироты Флора и Майлз. Первое время жизнь в особняке кажется идиллией: дети умны и послушны, слуги относятся к Дэни хорошо. Но постепенно зловещие тайны поместья Блай начинают проявляться одна за другой… а с ними и тайны всех его обитателей.

The Haunting of Bly Manor

Жанр: готические ужасы, психологическая драма

Шоураннер: Майк Флэнаган

В ролях: Виктория Педретти, Оливер Джексон-Коэн, Амелия Ив, Амели Беа Смит, Бенджамин Эван Эйнсворт и др.

Премьерный показ: 9 октября 2020, Netflix

Продолжительность: 9 серий по 45–66 мин.

Похоже на: «Няня» / The Turning (2020), «Невинные» / The Innocents (1961) и другие экранизации «Поворота винта»

Новый психологический хоррор от Майка Флэнагана, на этот раз с оттенком викторианской готики, представляет собой вольную экранизацию повести Генри Джеймса «Поворот винта». Она была впервые опубликована в 1898 году и с той поры получала все новые кинематографические и телевизионные воплощения, временами близкие к тексту, временами — очень далёкие от него.

«Призраки поместья Блай» опираются на первоисточник в значительной степени, хотя многое в них изменено и дополнено. Действие перенесли в наше время (точнее, в 1987 и 2007 годы). В сюжете появились новые герои, а старым дописали внушительную предысторию, наделили их мотивацией и новыми функциями. При этом основа осталась почти прежней (есть нюанс, но о нем позже). В сериале, как и в повести, нам рассказывают о загадочных событиях в мрачном старом особняке. Ключевую роль в них сыграют призрачные сущности, гувернантка и двое маленьких сирот, с которыми всё куда сложнее, чем кажется поначалу. Все это хорошо знакомые любителям ужасов и готики элементы, из них можно сложить как увлекательную историю, так и очередное повторение пройденного. Сами по себе они мало кого способны заинтересовать.

Чем же, в таком случае, так привлекательна повесть Генри Джеймса, почему ее экранизируют вновь и вновь? «Поворот винта» не безупречен: его можно покритиковать, к примеру, за довольно плоских персонажей, за отсутствие завершения, которое обрамляло бы воспоминания главной героини, придавая сюжету симметричность, да и особых стилистических красот в этом тексте не найти. Зато в нем есть саспенс — ощущение постепенного погружения в опасность, чья природа не ясна ни героине, ни читателю; приближение к той незримой границе, за которой спасение уже невозможно. Причудливая, зловещая загадочность, которой Генри Джеймс добился с помощью очень скупого арсенала художественных средств, стала одной из причин, обеспечивших «Повороту винта» долгую жизнь в литературе, кино и на ТВ.
В этом сериал следует первоисточнику. Гипнотическая атмосфера, опирающаяся на музыку, операторскую работу и сценарные загадки, и настрой на нечто трагическое, заданный Рассказчицей в первой серии, создают тот самый саспенс. Особенно на него работают отдельные изящные находки вроде сцен, где маленькая Флора смотрит не на гувернантку, а в камеру — то есть на кого-то невидимого за спиной у Дэни. Есть и призраки, появляющиеся как ночью, так и днём: в тёмных углах, в зеркалах, в мутном стекле. Есть жутковатые открытия (особенно для тех, кто не читал повесть Генри Джеймса и не видел ни одну из ее экранизаций), а также тайны, с которыми кому-то рано или поздно придется столкнуться лицом к лицу.

Развитие сюжета сперва кажется более прямолинейным, чем в «Призраках дома на холме» с их прыжками из одной временной линии в другую и переключением между героями. Здесь главная героиня всего одна, хотя и другим персонажам уделяется немало экранного времени. Но не спешите с выводами — вторая половина сезона в этом смысле отличается от первой.

Да, нельзя не признать, что «Призраки поместья Блай» все-таки устроены заметно проще, чем «Призраки дома на холме», и они гораздо менее пугающие. Возможно, с новым сезоном играет злую шутку само то, что он второй: зритель, успевший познакомиться с семейством Крейн, настраивается на что-нибудь этакое и, не получая его, испытывает разочарование. Хотя в обоих сюжетах есть сверхъестественный элемент, опирающийся на тайны прошлого и вызванные ими травмы, это всё-таки очень разные истории. Поместье Блай — куда более камерная и театральная сцена, чем Хилл-хаус и мир за его пределами. Кстати, мир во втором сезоне временами — особенно ближе к финалу — кажется нереальным, кукольным. Может, неспроста? Не зря же куклы появляются на экране чуть ли не чаще призраков…
Критики уже отметили, что секреты в «Призраках поместья Блай» важнее, чем ужасы. Можно добавить, что призраки больше относятся к тайнам, чем к ужасам. Главный ключ к основной загадке тоже предоставит призрак, но стоит заметить, что откроет этот ключ не все замки, а потому история не утратит свой зловещий ореол. И, как заведено, кому-то придется заплатить за чужое спокойствие — временем, счастьем, жизнью.

Но не рассудком. В этом сериал отличается от повести Генри Джеймса. Ранее упомянутый нюанс в том, что природа зла в «Повороте винта» так и остается неопределённой, что придает сюжету двусмысленность. Что лежит в центре истории, мистические силы или безумие главной героини? Классик не дал ответа на этот вопрос, потому повесть изучают, перерабатывают, экранизируют вновь и вновь, пытаясь найти его самостоятельно. «Призраки поместья Блай» куда более однозначны, отдавая предпочтение мистике, и это парадоксальным образом делает историю менее страшной, хотя и не менее печальной.

«Печаль» — ключевое слово для второго сезона. Печаль, вынуждающая запираться в большом, но всё-таки имеющем пределы особняке, где время то и дело замирает или поворачивается вспять, возвращая славные моменты прошлого и тех, кто ушёл навсегда. Печаль, страшась которой, многие предпочитают блуждать по коридорам воспоминаний, не высовываясь в реальный мир. Печаль, которую познаёт всякий человек, когда перестаёт быть ребенком.
«Призраки поместья Блай» — печальная, но странно уютная история. Не ждите от неё жестоких прозрений и сложной сюжетной канвы «Призраков дома на холме». Это совсем другая готическая сказка, и, чтобы её прочувствовать, надо настроиться на волну октябрьской меланхолии.

Читайте также

«Призраки дома на холме»: умная история о привидениях

Наталия Осояну

31.10.2018

64179

Рассказываем, за что так превозносят новую мистическую драму от Netflix — и почему она этого заслуживает.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Пингвин»: лицо со шрамом покоряет экраны

Сериалы

«Дэрил Диксон» и «Выжившие»: куда идут спин-оффы «Ходячих мертвецов»
До чего дошёл главный сериальный постапокалипсис в 2024 году

Сериалы

«Это всё Агата». Трогательный и музыкальный сериал Marvel с ведьмами вместо супергероев
Самый дешёвый и неформатный сериал Marvel — и в этом его сила.

Сериалы

Пришельцы, духи и украденные гениталии — да кто такой этот ваш «Дандадан»?!
Что объединяет духов, инопланетян и прочие сверхъестественные вещи? Главное аниме осеннего сезона (а то и всего года!) со странным названием «Дандадан». Рассказываем, откуда взялся этот хайповый сёнэн «Дандадана» — и про что он вообще.

Сериалы

Какие сериалы смотреть в ноябре 2024? Их мало, зато — ого какие!
Продолжение главного мультсериала 2021 года и предыстория «Дюны».

Сериалы

«Совместить футуризм и Древнюю Русь»: разговор с создателем «Киберслава» Стасом Дмитриевым
Как рождался мультсериал, какие планы у создателей и как взглянуть на родную культуру через призму мировой.

Сериалы

«Звёздные врата: ЗВ-1» и другие сериалы, расширившие вселенную фильма
Именно за них многие когда-то полюбили эту вселенную, которая благодаря сериалам стала поистине огромной.

Сериалы

«Кольца власти», 2-й сезон. Стало ли лучше?
Поборникам канона лучше и не начинать.

Сериалы

Аниме «Спираль»: проклятие экранизаций Дзюндзи Ито
Как мечта фанатов превратилась в кошмар.

Сериалы

Звёздный крейсер «Галактика». 20 лет поисков Тринадцатой колонии
От наивного оригинала к блестящему переосмыслению
Показать ещё