Влад Копп: Мир не без добрых людей!
Сергей Чекмаев: Влад, как обычно, краток, попробую раскрыть некоторые подробности. Начну с главного: «Модель для сборки» не продаёт свои подкасты. Площадка оплачивает нам запись и размещает её у себя бесплатно или за деньги, но мы к этому отношения уже не имеем. К юбилейному выступлению мы собрали средства на издание книги — сборника рассказов наших постоянных авторов — с помощью краудфандинга. Эксперимент оказался неожиданно удачным, и мы решили повторить его, но уже для финансирования новых выпусков.
Какова схема вашей работы? Как готовятся выпуски, как подбираются произведения?
Влад Копп: Выбирается рассказ, обсуждается, подбирается музыка — и вперёд!
Михаил Габович: Как правило, сначала появляется «странная литература». После ознакомления с ней начинается проработка звукового концепта. Здесь возможны варианты: нейтральное сопровождение, активное соответствие, работа на контрасте… После принятия решения начинается непосредственный подбор произведений для включения в саундтрек. Здесь уже анализируются темповые, сюжетные и прочие моменты. Абсолютно всё формализовать невозможно, да и задачи такой нет. Вот тут-то и наступает момент творческого осмысления, а это для меня самое интересное и важное.
Сергей Чекмаев: За выбор рассказа отвечаю я. И стремлюсь охватить весь спектр фантастической и мистической литературы, все поджанры и направления. Пусть у нас будут космические оперы и социальная фантастика, постапокалипсис и фэнтези — всем сёстрам по серьгам. Только так каждый наш слушатель сможет найти рассказы себе по душе.
Андрей «Addison»: Схема работы у нас достаточно консервативна, и она практически не менялась уже много лет. Нам удобно работать именно так, как в те времена, когда программа только начиналась. Хотя сейчас почти все записи у нас студийные, процесс ничем не отличается от ведения, скажем, прямого радиоэфира. Есть лишь одно отличие — мы можем позволить себе оговориться и переписать фрагмент или вырезать ошибки из готового материала. Вот и всё. Больше никаких отличий нет. Произведения подбирает наш литературный редактор Сергей Чекмаев, Влад отсматривает материал, и если никаких вопросов нет, то перед записью мы обсуждаем музыкальную концепцию на данный конкретный рассказ. Всё всех устраивает — начинается собственно запись. Абсолютно в живом режиме: в студии ди-джей за аппаратом занимается созданием аудиомикса, в соседней микрофонной комнате Влад читает рассказ. Всё как в жизни.
Как обстоят дела с авторским правом? Особенно когда речь идёт о зарубежных авторах. Влад Копп: Ищем возможность договориться, чтобы никого не расстраивать.
Сергей Чекмаев: С 2007 года, когда в истории «Модели для сборки» началась эпоха подкастов, мы стремимся полностью соблюдать авторские права. И все произведения получены с любезного разрешения их авторов. Это привело к тому, что мы читаем в основном современных российских фантастов, хотя появлялись и переводы классиков — Конан Дойл, Киплинг, Уинтл, Робинсон. Но слушатели постоянно просили вернуться к текстам иностранных писателей, и мы частично смогли выполнить запросы с помощью дружественных литературных журналов. «Мир фантастики» тоже давал нам тексты из своего авторского пула — например, на «живом» выступлении 12 апреля 2015 года прозвучал рассказ лауреата премии «Хьюго» Лю Цысиня «Забота о Боге», впервые опубликованный на русском в мартовском номере за 2015 год.