«Всевидящее око» не для тех, кто ждёт от готических детективов динамики, погонь, перестрелок, скримеров и всадников без головы. Картина получилась очень старомодной, как раз в духе рассказов По, мелодичной, созерцательной и разговорной. Но диалоги построены так умело, что в каждом из них найдутся крючки, направляющие вашу мысль дальше по ходу расследования. Скотту Куперу удалось включить зрителей в игру — и за это ему большой плюс.
Операторская работа здесь на высоте. Красивые общие планы сменяются проникновенными крупными, и, несмотря на общую мрачность фона, картина не выглядит излишне тёмной. Ярко-голубые мундиры кадетов на фоне белого снега вносят на экран яркие живые пятна — и особенно заметен контраст в те моменты, когда По меняет осточертелый мундир на потёртую шинель.
Какой была книга
Что до предсказуемости финала, то первоисточник, книга Луи Байяра, в этом плане пошла ещё дальше. Роман сразу даёт понять расстановку сил — он начинается уже с завещания Лэндора и построен как исповедь, как диалог с читателем. Скотт Купер сам адаптировал нашумевший некогда детектив под сценарный формат. Можете сравнить два произведения (таких похожих и таких разных!) и оценить, в какой степени ему это удалось.
При этом «Всевидящее око» — экранизация довольно точная, что даже удивительно с учётом текущих тенденций в целом и тенденций Netflix в частности. Впрочем, Купер вынашивал идею более десяти лет! Роман увидел свет в 2006 году и собрал множество премий, но шанс вывести его на большие экраны представился нескоро. А права были выкуплены за 55 миллионов долларов.
Однако между фильмом и книгой есть несколько важных, пожалуй, даже ключевых различий. В первую очередь фильм Купера — гораздо больше детектив, чем мистическая история. И хотя злодеи проводят сатанинские ритуалы по рецептам XIV века, а мать Эдгара По присматривает за ним с небес, «Всевидящее око» остаётся детективом. Разгадку герои ищут с помощью ума и аналитики.