Именно поэтому «Пробуждение Силы» не выглядит фильмом-продолжением. Зачем тратить время на долгие объяснения, рассказывая, что изменилось в галактике за прошедшие годы? Вспомним, что и сама «Новая надежда» с первых кадров бросала зрителя, который ничего не знал об Империи и повстанцах, в самую гущу событий. Киноведы здесь вспомнят умный термин «in media res», а сам Лукас выражался попроще:
Я хотел использовать в качестве прообраза субботние утренние сериалы — это были очень увлекательные приключенческие боевики, появлявшиеся на экране всего на пятнадцать минут. Каждую неделю показывали новую серию, и если вы пропускали хоть одну — приходилось разбираться на ходу. И вы никогда — если вы только не заядлый киноман — не видели сюжет целиком. Только частями. Вот на это я и ориентировался… Вы оказываетесь в центре событий, и на этом всё.
«Пробуждение Силы» поступает точно так же: в ураганной экспозиции новые персонажи ведут себя так, будто предыдущие события нам отлично известны. Пока зритель гадает, что происходит, действие мчится вперёд — и, сами того не заметив, мы уже так искренне сочувствуем отважным героям, будто и правда неделю назад следили за их прошлыми приключениями. А поскольку в нашем мире сюжет «Звёздных войн» всем отлично известен, на похожие события порой достаточно намекнуть — зритель сразу вспомнит и про поиски робота, и про планетарное супероружие.
Вскоре гадать о том, как устроен Первый орден или откуда у Сопротивления новый «макгаффин» (так в драматургии называют предмет, вокруг погони за которым строится сюжет), становится некогда. Эти хорошие, эти плохие, этот герой хочет вон того, а этот вон того. В общих чертах понятно? Погнали!
Поскольку на дворе уже не 1977 год, отвлекаться на долгие, неторопливые кадры с пейзажами некогда. Фильм почти ни на минуту не даёт зрителю передышки: лавина событий, цепляясь одно за другое, мчит нас всё дальше и дальше, а на экране вихрем проносятся штрихи новой галактики — новые планеты, существа и бытовые сценки, о которых когда-нибудь напишут сотни книг и комиксов. Даже по меркам 2015 года погони и перестрелки смотрятся просто невероятно: каждая сцена объёмна и потрясающе красива, а камерой в иные моменты управляет настоящий воздушный ас. Кстати, это не просто метафора: при съёмках воздушных боёв режиссёр не отдал всё на откуп компьютерам, а работал с целой командой лётчиков. Несомненно, «Пробуждение Силы» надо смотреть исключительно в 3D — такой глубины кадров и такого погружения, пожалуй, в современном кино ещё не было.
Однако самое главное — характеры персонажей и их история — за ураганным темпом вовсе не теряется. Сильная, самостоятельная Рэй, насмерть перепуганный, но находчивый Финн, потрёпанный жизнью Хан Соло, нервный фанатик Кайло Рен — каждый из них по-настоящему живёт на экране, переживая взлёты и падения, отчаяние и триумф. За всех героев и злодеев хочется искренне переживать — и уж чего-чего, а поводов для беспокойства за них предостаточно. При этом персонажи ведут себя гораздо живее, чем в старых «Звёздных войнах»: они то и дело подшучивают друг над другом и не стесняются посмеяться над собой. Сериалы 30-х, на которые ориентировался Лукас, были откровенно дурацкими. Прорыв Джорджа состоял в том, что его фильм перестал этого стесняться. Абрамс наконец-то делает следующий шаг: если герои попадают в неловкую ситуацию, они сами это честно признают. «Выкрутимся как-нибудь», — безмятежно машет рукой Финн под испепеляющим взглядом Хана Соло.