Мнение: «Салют-7»: реальная история или фантастика «по мотивам»?

84841
5 минут на чтение
12 октября вышел в прокат блокбастер «Салют-7» от режиссёра Клима Шипенко. Его выход приурочили к шестидесятилетию космической эры, а сам фильм позиционировался как основанный на реальных событиях.

Но если аналогичное «Время первых» ждали с благожелательным интересом, то «Салют-7» вызвал резкую критику ещё на этапе трейлера. Даже фрагменты из него противоречили тому, что известно о миссии по спасению советской орбитальной станции, блестяще проведённой в июне 1985 года.

Создатели увидели, что их замысел не оценили, и начали оправдываться заранее. Продюсеры Юлия Мишкинене и Бакур Бакурадзе заявили:

Всё-таки мы снимали не документальное кино, а жанровое. Это космическая катастрофа. И конечно, здесь возможен символизм, метафоричность и некоторые преувеличения для визуальной выразительности.
В интервью «Новой газете»
В то же время они настаивали, что старались соблюсти достоверность исторических деталей. Консультантами фильма называли таких уважаемых людей, как космонавты Сергей Крикалёв и Александр Лазуткин, главный специалист РКК «Энергия» Виктор Благов и даже глава «Роскосмоса» Игорь Комаров.

К съёмкам якобы привлекали и прототипов героев фильма — Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Но позже выяснилось, что космонавты участвовали «заочно», то есть создатели не обращались к ним самим, а использовали их воспоминания, в том числе книгу Савиных «Записки с мёртвой станции», изданную ещё в 1999 году. Кстати, саму книгу можно увидеть в фильме — артефакт из будущего торчит из-за аптечки в одном эпизоде.

Насколько же удалось соблюсти достоверность и точность?

На борту «Салюта-7» действительно было холодно, но не настолько, чтобы всё покрылось изморозью

Фильм начинается с того, что космонавт Светлана Лазарева (прототип — Светлана Савицкая) случайно прокалывает перчатку скафандра в открытом космосе. Она должна погибнуть от разгерметизации, но её спасает напарник, Владимир Фёдоров (прототип — Джанибеков). После этого Фёдоров наблюдает явление... ангелов, о чём рассказывает психологу на Земле. Его тут же отстраняют от полётов. Но ему помогает вернуться в космос авария на «Салюте-7».

Станция столкнулась то ли с роем метеоритов, то ли с космическим мусором. С «Салютом-7» утеряна связь, станция может совершить неуправляемый сход с орбиты и упасть на какой-нибудь город, приведя к многочисленным жертвам. Хуже того, вредные американцы намерены похитить «Салют-7» с помощью шаттла, чтобы выведать советские секреты. У нашего руководства остаётся два выхода: сбить станцию ракетой или попытаться спасти её, отправив на корабле «Союз Т-13» экипаж опытных космонавтов.

Инженер для рискованного рейса находится сразу — Виктор Алёхин (прототип — Савиных), а вот с командиром трудности: «Салют-7» беспорядочно вращается «по всем осям», и даже опытные космонавты не готовы выполнить стыковку в таких условиях. Справиться может только Фёдоров-Джанибеков, и его определяют в экипаж, невзирая на религиозные видения.

В реальности Джанибеков пристыковал корабль к станции с первого захода

С первого захода Фёдорову не удаётся пристыковаться к станции. ЦУП в лице руководителя полёта Валерия Шубина (прототип — Валерий Рюмин) готов отозвать «Союз», но космонавты всё-таки осуществляют стыковку и проникают на станцию. Там им предстоит бороться с морозом, наводнением, пожаром и простудой. Апофеозом становится операция в открытом космосе: Фёдоров применяет «биг рашен хаммер» чтобы заставить системы станции вырабатывать энергию.

С реальной историей, изложенной в книге Савиных, фильм совпадает только в общих чертах вроде отдельных названий, дат и реплик. Савицкая не протыкала перчатку скафандра. «Салют-7» был потерян из-за сбоя в командной радиолинии, а не столкновения с космическим мусором. Станцию никто не думал похищать с орбиты — при всём желании она не поместилась бы в грузовой отсек шаттла. Вращалась она в пределах нормы, поэтому Джанибеков пристыковался с первой попытки. Вместо наводнения экипаж, наоборот, столкнулся с нехваткой воды. И, конечно, не было эпизода с «биг рашен хаммер».

В общем, перед нами альтернативно-историческая фантастика, причём даже не твёрдая НФ — ведь в фильме порой слегка нарушаются законы физики. К примеру, такого яркого и долгого пожара на станции быть не могло: огонь в невесомости горит слабо и тускло и при отсутствии свободного воздуха быстро гаснет.

Одной из главных проблем космонавтов был не потоп, а дефицит воды

«Салют-7» укладывается в традицию, сложившуюся в отечественном кино о космосе. Фильмы «Самые первые», «Укрощение огня», «Возвращение с орбиты», «Воры и проститутки», «Первые на Луне», «Бумажный солдат» изображают космонавтику совсем иной, чем она была и есть в реальности. Например, в «Укрощении огня» место Сергея Королёва занимает вымышленный конструктор Башкирцев. В советскую эпоху такая подмена была оправдана секретностью. Но зачем подобные неточности сейчас, особенно в таких фильмах, как «Гагарин. Первый в космосе» и «Время первых», где авторы пытаются (увы, не всегда удачно) рассказать зрителю о реальных событиях?

Объяснение простое — требования жанра. Будни космонавтики кажутся российским кинематографистам скучными, им не хватает экшена и зрелищности, которые удержали бы зрителя в зале. За образец берут не «Аполлон-13», а «Гравитацию». Даже экстремальный полёт на неуправляемую станцию оказывается недостаточно драматичным.

И тогда сценаристам приходится переписывать историю. Была же космическая гонка? Было же противостояние сверхдержав? Значит, нужно усилить накал. Подать ситуацию так, будто от одного полёта зависит, кто одержит победу в холодной войне. Сделать основой конфликта желание советского руководства победить любой ценой, противопоставить его мудрости и гуманизму специалистов, которые пытаются сохранить жизни космонавтов.

Советское руководство вовсе не планировало жертвовать космонавтами

Похоже, альтернативно-исторический подход к космонавтике пользуется спросом: фильм «Салют-7», несмотря на критику, уверенно собирает кассу, статистически победив даже «Гравитацию»; залы переполнены, зрители аплодируют в финале. Но осознают ли аплодирующие, что им показали иную историю, что конфликт выдуман, что никто не собирался жертвовать космонавтами ради престижа державы? Или массовая аудитория будет думать, что ей показали правду о подвиге, совершённом не благодаря, а вопреки?
Жаль, но, несмотря на отличные спецэффекты и огромную работу, проделанную съёмочной группой, фильм «Салют-7» — ещё один шаг к девальвации великих достижений, заработанных потом и кровью. А ведь плодами этих достижений мы пользуемся по сей день...

Смотрите также

«Время первых»: что правда, а что вымысел

Антон Первушин

12.05.2017

156720

Удалось ли авторам фильма достоверно показать историю первого выхода в открытый космос? Правда ли советские власти готовы были «угробить» космонавтов?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:21день
Подписатся
Статьи

Кино

«Война рохирримов»: и Рохан явился! Чем хорош, а чем плох эпичный мультфильм по Толкину

Кино

Kingsman: серия комиксов и фильмов супершпионской фантастики
Оксфорды, а не броги!

Кино

«Злая: Сказка о ведьме Запада». Что делать, если ты зелёная? Петь!
Отличный мюзикл о проблемах злых ведьм с альтернативным цветом кожи

Кино

Что такое «умный хоррор»? Расцвет возвышенных ужасов в 2010-е
Новый взгляд на старые страхи

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 онлайн и за рубежом? Толкин, готика и клюква
Месяц мультфильмов, мультяшек и зубастых хищников.

Кино

«Моана 2»: «А помните, как было круто?», спрашивает Disney
Очень красивый задел под неснятый сериал.

Кино

Какие фильмы смотреть в декабре 2024 в кино? В России — смотрим русские
А также пару необычных фильмов от Земекиса и Робби Уильямса

Кино

«Приключения Паддингтона 3»: как медвежонок становится Индианой Джонсом
Теперь с Бандерасом и в Перу!

Кино

«Чужой: Воскрешение»: секс с ксеноморфом от создателя «Амели»
Самый безумный фильм про Чужого.

Кино

«Дорога»: самый мрачный и реалистичный постапокалипсис, дающий надежду
Ровно 15 лет назад вышел самый реалистичный фильм про конец света.
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
осталось:21день
Подписатся