«Парадокс «Кловерфилда»: что не так с фильмом?

41529
8 минут на чтение
На Земле энергетический кризис. Через пять лет на планете не останется ресурсов, и человечеству необходим новый источник энергии. Для этого учёные разрабатывают ускоритель частиц «Шепард», который должен быть запущен и протестирован на космической станции «Кловерфилд». После ряда неудачных экспериментов команде специалистов всё же удаётся запустить ускоритель — но это оборачивается аномальной катастрофой.

Что это за фильм?

The Cloverfield Paradox

Жанр: космический триллер

Режиссёр: Джулиус Она

В ролях: Гугу Эмбата-Ро, Дэвид Ойелоуо, Даниэль Брюль, Элизабет Дебики и другие

Премьера: 5 февраля на Netflix

Возрастной рейтинг: 16+

Похоже на:

«Живое» (2017)

«Сфера» (1998)

«Парадокс «Кловерфилда» — тот случай, когда история создания фильма интереснее самого фильма. В каком-то смысле «Парадокс» — недоношенный ребёнок, которого пытался спасти продюсер Джей Джей Абрамс. Дитя выжило, но из-за сценарных болячек путь в мир кинотеатров и дорогих блокбастеров был ему закрыт.

Впервые о фильме заговорили в 2012 году — тогда он назывался «Частица Бога». Сценарий был посвящён группе учёных, которые в поисках Бозона Хиггса запускают на космической станции ускоритель частиц. В ходе эксперимента исследователи понимают, что случилась катастрофа — с радаров пропала Земля. Эта завязка почти полностью перекочевала и в «Парадокс».

Космические виды в фильме нарисованы неплохо

Режиссёром картины был назначен новичок Джулиус Она, который ранее снимал только короткометражки. Абрамс планировал, что «Частица Бога» станет камерным фантастическим триллером с бюджетом в 5 миллионов долларов, — продюсеру не давал покоя успех «Паранормального явления». Но что-то пошло не так, и бюджет фильма начал разбухать. Абрамс был готов доплатить из собственного кармана, но при одном условии: «Частица Бога» станет фильмом из серии «Кловерфилд». Так появился «Парадокс «Кловерфилда».

По слухам, зрители после тестовых показов остались недовольны фильмом. «Парадокс» чаще всего сравнивали с картиной Даниэля Эспиносы «Живое», которая вышла годом ранее, — не в пользу новичка. При этом и «Живое» в прокате выступило не лучшим образом. Paramount решила, что кассовый провал неизбежен, и избавилась от проблемного фильма. Права на «Парадокс» продали на Netflix за 50 млн долларов при производственном бюджете в 40 млн. Эта цифра сравнима с бюджетом, например, первого «Дэдпула».

Обзорный модуль на станции похож на реальный модуль «Купол» на МКС. Такой же показан в «Живом»

Что из этого получилось?

Неравномерная смесь научной фантастики, космического триллера и семейной драмы. Ни один из этих жанров не работает в полной мере — вероятно, сказывается неопытность режиссёра. Складывается впечатление, будто Она залпом посмотрел с десяток космических ужастиков категории «B» и снял фильм на их основе. Местами картина утопает в повторах и штампах — например, здесь есть сцена, до боли напоминающая высасывание монстра через дыру в корпусе из четвёртого «Чужого».

Для научной фантастики в «Парадоксе» чересчур много странных допущений и условностей. Например, в фильме обыгрывается реальная научная гипотеза о мультивселенной. Но почему-то учёные и инженеры рассуждают о таком потенциально великом открытии только как о портале в мир демонов и монстров. Или взять, в общем-то, разумный посыл про экономию ресурсов. Неужели проще вложить миллиарды долларов в космическую станцию и ускоритель частиц, а не в развитие альтернативной энергетики?

Сцена с ползущей рукой — одна из самых неожиданных

Лучше всего «Парадоксу» удаётся выступать в качестве космического триллера. Всё по законам жанра: неведомая сила по очереди расправляется с астронавтами на борту. Многие сцены получились очень удачными сами по себе, странности удивляют и пугают. Например, взять эпизод с ползущей рукой из трейлера — он завершается очень неожиданно!

Правда, сверхъестественные сцены не складываются в единую картину — за ними нет никаких закономерностей и объяснений. Многие странности, включая поведение героев, происходят просто «потому что аномалии». Почему квалифицированные астронавты ссорятся на ровном месте? Потому что. Почему стойка с настольным футболом задрожала, будто у игрушек случилась эпилепсия? Потому что.

За элементы семейной драмы отвечает линия девушки-астронавта Хэмилтон и её мужа Майкла, оставшегося на Земле. В прошлом у Хэмилтон случилась трагедия, которая находит отражение в сюжете, и это приводит нас к одной из самых эмоциональных сцен фильма. К сожалению, драма выглядит искусственной, будто её «пришивали» в последний момент, — не исключено, что так и было. Прочие астронавты показаны крайне схематично, мы ничего не знаем об их прошлом. Хэмилтон сильно выделяется на фоне остальных героев, плоских и картонных. И это при том, что на главные роли позвали неплохих актёров: Элизабет Дебики, Гугу Эмбата-Ро и Дэниэля Брюля, которые ранее засветились в крупных блокбастерах.

На Земле творится настоящий ад

По замыслу Абрамса, фильм должен был связать между собой все картины из вселенной «Кловерфилда». Вот только сделано это довольно топорно — через сюжетную линию Майкла на Земле. Его глазами мы видим, к чему привела катастрофа на станции, — как нетрудно догадаться, к событиям «Монстро», первого фильма серии. Мелькает и упоминание бункера из фильма «Кловерфилд, 10». К сожалению, у «земной» сюжетной линии нет никакого развития и завершения. Похоже, её сняли лишь для того, чтобы привязать «Частицу Бога» к общей вселенной.

Вопросы к «Парадоксу «Кловерфилда»

Вопросов к фильму настолько много, что мы составили целый список. Если вы найдёте ответы или у вас есть предположения — смело пишите в комментариях.

Нажмите, если не боитесь спойлеров!

Рашен космонаут Волков: нервный и агрессивный

Что дальше?

Соскучиться по вселенной «Кловерфилда» мы не успеем — в октябре в прокат выходит таинственная картина под рабочим названием «Оверлорд». Фильм покажет события Второй мировой войны, а именно — высадку американских войск в Нормандии. В центре сюжета окажутся солдаты, которым придётся сражаться не только с силами противника, но и со сверхъестественными созданиями. По всей видимости, события «Парадокса» окажут влияние в том числе и на прошлое.
«Парадокс «Кловерфилда» можно порекомендовать лишь любителям космических ужастиков категории «B». Это самый слабый фильм серии, который пришит к вселенной белыми нитками. Впрочем, здесь неплохие актёры и есть несколько впечатляющих сцен.

«Кловерфилд, 10»: камерный фантастический триллер

Александр Гагинский

31.03.2016

27247

Подготовка к концу света с настолками, музыкой и кислотой.

Оценка

5

оценка

УДАЧНО

  • актёрский состав
  • завязка и отдельные сцены

НЕУДАЧНО

  • оборванные сюжетные линии
  • схематичные персонажи
  • бессвязные сцены аномалий

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Бразилия» Терри Гиллиама: безумная и жизненная антиутопия про Маленького Брата

Кино

«Капитан Америка: Новый мир» — триллер про озверевшего президента
Как снять триллер про безумного президента, совершенно оторванный от актуальной политики? Отвечает студия Marvel!

Кино

«Константин: Повелитель тьмы»: как создавался фильм про детектива-оккультиста
Отправь их в ад, Киану!

Кино

Вечная любовь: фантастика в мелодрамах и романтических комедиях
Настоящие чувства в фантастических мирах

Кино

«Ведьмак: Сирены глубин». Великая битва сценаристов с Сапковским
Как деконструкцию «Русалочки» превратили обратно в «Русалочку».

Кино

История студии Hanna-Barbera: двое мечтателей, одна мышь и семь премий «Оскар»
С чего начинали и как творили создатели нашего детства

Кино

Фильм «Вульфмен»: человек-волк человеку-волку волк
Волчьи тропы, которые никуда не ведут

Кино

Кто умер в 2024 году: актёры, писатели и художники, которых мы будем помнить
Итоги-2024 с пометкой «Печальные новости»

Кино

«Звёздный путь: Секция 31»: оплакиваем то, чем проект мог стать
Тёмная сторона футуристической космической утопии.

Кино

Интересные российские фильмы 2024 года: фантастика, мистика и один сериал
Космические пришельцы, пираты, богатыри и немного русской классики.
Показать ещё