«Охотники за привидениями: Наследники» — правильная третья часть! Наш обзор

31733
7 минут на чтение
После смерти деда семейство из матери-одиночки и двух подростков перебирается на жутковатую ферму на отшибе крошечного городка в Оклахоме. Вскоре не остаётся сомнений: покойный был одним из Охотников за привидениями, и в захолустный городок он перебрался не просто так. Теперь груз борьбы с призраками должен лечь на  плечи нового поколения…

Ghostbusters: AfterlifeЖанр: фантастическая комедия

Режиссёр:

Джейсон Райтман

В ролях:

Кэрри Кун, Пол Радд, Финн Вулфхард, Маккенна Грейс

Премьера в России: 2 декабря 2021

Возрастной рейтинг: 12+

Похоже на: «Очень странные дела» • «Оно» (2017) • «Люди в чёрном 3» 


Феноменальную народную любовь к «Охотникам за привидениями» можно пытаться объяснять с разных сторон. Но мне больше всего нравится думать, что главный секрет — в креативной концепции. По сути нам представляют принципиально новую городскую службу — в дополнение к полиции, медикам и пожарным. Сама лента это остроумно подчёркивает — Охотники за привидениями квартируются в брошенной пожарной части и разъезжают на машине, похожей на скорую помощь (да, исходно это был катафалк, но модель Miller-Meteor использовали и медики). Кроме того, креативность пронизывает все аспекты фильма — тут и масса продуманных дизайнов призраков, и необычный бесполый антагонист Гозер, и максимально неожиданная финальная схватка.

Именно в нехватке креативности я вижу причину нелюбви некоторых фанатов к вторым «Охотникам» — нам продают практически тот же сценарий с незначительными изменениями! И именно креативностью были так хороши мультсериалы-продолжения — там фантазия авторов брала такие высоты, что начинаешь невольно искать в титрах Сальвадора Дали. Даже провальный перезапуск Пола Фига любопытно рассматривать именно с позиции свежести идей — работа с персонажами и сюжетом вышла откровенно халтурной, а вот дизайны призраков и гаджетов удались. Вот только для повторения чуда должны были сойтись все звёзды разом, а не одинокий Сатурн и сошедший с орбиты советский спутник.

«Наследникам» предстояло решить несколько взаимоисключающих задач: достойно попрощаться со старой гвардией, попутно представив миру новую — причём новички должны быть не менее интересны, чем ветераны; рассказать захватывающую историю, полную отсылок к оригиналу — но при этом не повторяющую его фабулу; наконец, снять сиквел в современных реалиях, но при этом пропитанный духом восьмидесятых. И все эти задачи были решены не просто хорошо — практически безупречно!

Вся старая гвардия снова в сборе — и не только охотники, не забыли даже про Сигурни Уивер и Энни Поттс! Причём у актёров тут не просто камео ради камео — большая часть героев принимает активное участие в сюжете, а благодаря внушительному эпилогу и сценам после титров мы узнаём, как в итоге сложились судьбы персонажей. Фанатам фильма 1984 года лучше не соваться на сеанс без валидола и носовых платков — Джейсон Райтман и его команда действительно понимают первоисточник и играют на чувствах поклонников как скрипачи-виртуозы. Фансервиса здесь не меньше, чем в «Первому игроку приготовиться» — только здесь он не абстрактно-поп-культурный, а посвящённый конкретно «Охотникам». Все романтические линии раскрыты, все заданные ранее правила соблюдаются неукоснительно, все дизайны приборов узнаются. Если в первом фильме герою дали шоколадку, здесь обёртку от неё найдут в старом комбинезоне.

Новые персонажи и история чертовски хороши. Неполное семейство в исполнении Кэрри Кун, Финна Вулфарда и Маккенны Грейс сразу же влюбляет в себя. Это не просто набившие оскомину «одинокий родитель и подростки, которых он не понимает» — это весьма реалистичная семья, где мать уже достаточно доверяет своим детям, чтобы полагаться на них при необходимости. Нужно что-то починить или вскрыть замок? Отлично, это задачка для моей дочурки-технаря. Сын устроился на подработку, в свободное время зависает с новыми друзьями и ковыряет дедушкину машину в гараже? Замечательно, я за него порадуюсь, а в свободное время подумаю, как мне устроить жизнь на новом месте. Да, конечно, есть и конфликты, и непонимания, и нагоняи за проступки — но отношения между этими людьми удивительно живые и уважительные, без гротеска, надрыва или безысходности. Зато с кучей презабавных ситуаций и диалогов.

Можно было бы ожидать, что одеяло внимания будет перетягивать на себя звезда «Оно» и «Очень странных дел» Финн Вулфард, однако это не совсем его история — он лишь брат главной героини, Фиби. Маккенна Грейс же сыграла не просто хорошо — от этой актёрской работы невозможно оторвать глаз. С первых же кадров понятно, чья именно она внучка: фильм долго тянет с тем, чтобы проговорить это вслух — а, собственно, зачем, если это и так очевидно? 

Каждый раз, когда Грейс в кадре, ты видишь только Фиби. Скажем, когда она примеряет протонный излучатель, заметно, как ей тяжело — у неё даже походка меняется! И каждый раз, как она будет стоять или ходить в кадре с этим самым излучателем, ты будешь физически ощущать его вес. Ещё один штрих — в свои 15 лет Маккенна Грейс не только сыграла главную роль, но и записала отличную песню для финальных титров Haunted House. Достойная заявка и на «Оскар», и на «Грэмми»! 

Отдельная история — наблюдать, как аккуратно вписана атмосфера 1980-х в 2021 год. Действие разворачивается в захолустном городке, который словно застыл во времени — ни тебе нормального интернета, чтобы постить селфи, ни богатеньких родителей, которые бы купили современную приставку или помогли с раскруткой в «ТикТоке». Учитель на замену из школы в исполнении Пола Радда ставит на уроках детям ужастики из 1980-х, чтобы не мешали ему заниматься своими делами, а местную забегаловку как открыли во всё тех же 1980-х, так с тех пор и не меняли.

Да и сами дети как на подбор из фильмов той эпохи: умница-гик, которая рассказывает бородатые, но искромётные анекдоты про физиков; странноватый парень по кличке Подкаст, который делает любительский аудиоблог о паранормальном; простая девчонка из глубинки, которая мечтает уехать в настоящий, большой мир; и, наконец, подросток, который втрескался в местную королеву закусочной и готов вписываться в любые авантюры, если рядом будет Она. И над всей этой капсулой времени возвышается дедушкин дом: зловещий, но уютный и такой восьмидесятнутый, словно сценаристы «Очень странных дел» жили исключительно в нём.

Визуальный ряд и звук идеально дополняют атмосферу. Новая лента звучит так, словно создатели прыгнули на машине времени в 1985-й и записали всё именно там. Спецэффекты тоже сохранены очень бережно — да, они качественнее, чем в оригинальных «Охотниках», но лучи протонных бластеров правильных цветов, а инфернальная собачка Зуул всё так же нелепа. Ага, спойлер-спойлер, «Наследники» напрямую продолжают ленту 1984 года, и теперь уже новому поколению героев предстоит сразиться с прорывающимся в наш мир Гозером-разрушителем. Все правила соблюдены: здание из селеновых балок в наличии, Ключник и Привратник прилагаются. Вот только Гозер в конце получает заметно больше времени, чем в оригинальном фильме.

Если фильм 1984 года был больше приключенческим, а комедийные моменты шли скорее в довесок, то в «Наследниках» комедийно-приключенческий баланс соблюдён в равной мере. Хотя, конечно, местами юмор воистину гиковский и предъявляет к зрителю некоторые требования. Для меня, выросшего в обнимку с книгой «Физики продолжают шутить», это жирный плюс, но многие в зале на такие гэги не реагировали. Без хорошего знания оригинальной ленты особенно сложно — это гиканутый на всю голову фильм, снятый своими и для своих. Я не могу отнести это к минусам, точно так же как не могу отнести к ним игнорирование «Охотников за привидениями 2» — это просто некая данность, вырастающая из бесконечной любви к оригиналу.

Что действительно можно записать в недостатки, так это небольшое количество призраков: по сравнению с целым зоопарком, что подарил фильм 1984 года, тут у нас в лучшем случае передвижной зверинец. Наверное, это логично, ведь в Нью-Йорке у призраков явно больше возможностей разгуляться, чем в крохотном городке, но всё равно жаль. Будем надеяться, что Sony снимут более масштабное продолжение, в котором дадут художникам и аниматорам оторваться по полной программе — а то после «Охотниц» 2016 года нехватка мёртвых душ ощущается особенно остро.

Кстати, феминистские мотивы есть и в «Наследниках», вот только поданы как надо. Нам показывают не женские заменители любимых героев, а именно что новых персонажей разных полов, перенимающих некоторые черты прототипов, но при этом самостоятельных и интересных. Главные в этой истории — мать и дочь, но этот женский дуэт придуман и сыгран с таким вкусом, что не ощущается ни картонным, ни банальным. Просто удивительно, как новая лента одновременно умудряется на каждом шагу и отсылаться на старый фильм, и вписываться в современные тренды, и при этом не ощущаться ни банальной, ни вымученной, ни вторичной.

И если первые «Охотники» были про то, как группа авантюристов создаёт новую городскую службу, а в итоге спасает Нью-Йорк, то здесь три поколения людей пытаются побороть вернувшееся зло и понять человека, который их разочаровал. Это история преодоления обиды и обретения истины — искренняя, драйвовая и щемящая. И не стесняющаяся напомнить, что гики — это не только любители настолок и ценители пиксельных видеоигр, но ещё и страстные поклонники науки, умеющие видеть красоту мира в графиках, технических схемах и хитросплетениях проводов.
Фанаты больше 30 лет ждали кинопродолжения «Охотников» — и вот наконец оно и в самом деле вышло. Это кино от гиков, про гиков и для гиков. Идеальный баланс новых героев и старой гвардии, ностальгической атмосферы и современных реалий, приключений и комедии. Эстафета передана, и теперь остаётся лишь с нетерпением ждать приключений нового поколения Охотников за привидениями. С таким мощным заделом Sony может позволить себе хоть сериал, хоть новую волну фильмов, хоть всё сразу. Вот так нужно было делать сиквелы «Звёздных войн»!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё