Мультфильм «Люпен III: Первый» — Гитлер, самураи и авантюристы 

14956
6 минут на чтение
Послевоенные годы. На выставке, посвящённой известному французскому археологу, экспонируют его загадочный дневник, открыть который прежде не удавалось никому. По легенде, этот дневник должен привести к спрятанным сокровищам. Естественно, такая удивительная ценность привлекает внимание разных колоритных персонажей, в том числе юной и трепетной Летиции Брессон, мечтающей стать археологом, как её дедушка, а также суперталантливого вора Люпена III. Им приходится объединиться, чтобы разгадать тайну дневника, а также уберечь его от недобитых нацистов…

Lupin III: The First

Режиссёр:

Такаши Ямазаки

Роли озвучивают:

Канъити Курита, Тацуя Фудзивара, Судзу Хиросэ, Киёси Кобаяси

Возрастной рейтинг: 12+

Премьера: 6 декабря 2019 (Япония), 18 октября 2020 (США), ограниченный показ 29 октября и 7 ноября (Россия).

Похоже на:

«Замок Калиостро» (1979), «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981)

В 2019 году умер Кадзухико Като, он же Манки Панч, один из последних «старых мангак», начинавший ещё в 1960-е. Из его огромной и разнообразной библиографии франшиза про Люпена выделяется особо. Её аниме-версия пережила шесть перезапусков (не считая современную попытку адаптировать «Люпена» для кинотеатров, но об этом чуть позже), множество OVA, ТВ-спецвыпусков, полнометражных ремейков и киноадаптаций. «Люпен III» повлиял на жанр приключенческого аниме и на многих аниме-режиссёров, мангак и художников.

Какое же место в франшизе должен занять новый фильм?
Ни в какой из своих инкарнаций «Люпен III» прежде не выходил в международный кинопрокат — хотя полнометражных фильмов по нему почти так же много, как по «Детективу Конану». Это странно, ведь источники вдохновения оригинального «Люпена III» — в традиционных фильмах о преступных гениях, от древних и наивных «Вампиров» и до спагетти-вестернов, как раз набиравших популярность в 1960-е. Единственным фильмом серии, получившим хоть какое-то распространение за пределами Японии, стал «Люпен III: Замок Калиостро», снятый Хаяо Миядзаки. И даже у него не было проката, он распространялся на видео — как правило, в сборниках работ Миядзаки, а не фильмов о Люпене.

Так что «Люпен III: Первый» стал первым полнометражным фильмом, представившим франшизу на киноэкранах, и не только в Японии, но и в других странах. Именно он стал фильмом открытия московского Большого Фестиваля Мультфильмов в этом году, а ранее вышел и в европейских онлайн-кинотеатрах (мог бы и в обыкновенных, но эпидемия коронавируса сорвала планы).

Эта версия «Люпена» так важна для франшизы ещё и тем, что это первая попытка перенести уникальный стиль Манки Панча в 3D-анимацию. Манки Панч давно мечтал о фильме в 3D и потому горел этим проектом, хотя и не участвовал в его разработке напрямую. Режиссёром стал Такаши Ямазаки, ранее создавший компьютерные мультфильмы по франшизам Dragon Quest и «Дораэмон». Оба фильма получили положительные отзывы, и можно было ожидать, что «Люпен» выйдет если и не лучше предшественников, то хотя бы на высоком уровне.
Так и оказалось: адаптация стиля «Люпена» в 3D действительно прошла успешно. Да, персонажи вышли не настолько карикатурными, как в оригинале, однако все равно остались узнаваемыми, а новые персонажи не диссонируют со старыми. Единственное, в чём здесь можно упрекнуть создателей «Первого», так это в странном преломлении света на объектах, особенно на персонажах. Если кожаная куртка Люпена действительно должна давать странный отсвет, то почему то же происходит и с хлопком, шерстью и любой другой одеждой — неясно. Плюс контур всегда отдаёт маслянистым оттенком, как будто делалась стилизация не героев манги, нарисованных чернилами с довольно жирным контуром, а иконы: будто бы у каждого отдельного персонажа позади стоит лампа и даёт свой собственный источник света...

Но это сущая ерунда, потому что в плане анимации удалось главное: сохранить и перенести экспрессивную мимику Люпена. Он крадёт каждый кадр, в котором появляется. Его «обезьянья» пластика и невероятная подвижность лица создаёт ощущение, что у него все  тело гуттаперчевое. Кажется, будто Люпена можно тянуть, сжимать и всячески деформировать, и при этом происходящее не покажется нереалистичным. Движения и специфические повадки остальных персонажей тоже перенесены бережно и аккуратно, но это не настолько заметно, как у Люпена, ведь и роль они играют не такую важную. К сожалению.
Выглядит фильм действительно как традиционный «Люпен III». Но ощущается ли он таковым?

«Люпен III: Первый» ставит интересный, но не слишком выгодный для фильма вопрос. До какой степени наивность и простота сюжета — дань уважения оригиналу, а до какой — непроходимая дремучесть и лень сценариста? Это на самом деле не так-то просто понять, ведь фильм берёт за основу эстетику B-movie с абсолютным наплевательством на здравый смысл и законы физики.

«Первый» — это романтическая ода весёлым ретро-приключениям, где главный герой не просто гений, а человек фантастического ума и находчивости, где все девушки — красивые, копы — нелепые и потешные (разве что в торты, как кистоуновские, не падают), а злодеи — непременно могущественные нацисты, желающие уничтожить мир. Сейчас массовый кинематограф нечасто позволяет себе такую свободу и раскованность. Считается, что интонация непременно должна быть серьёзной, надо добавлять напускного драматизма, а градус опасности не позволяют снизить в угоду хорошей шутке. В «Первом» ничего подобного нет, хотя для драмы выделили аж целого отдельного персонажа. И он настолько старомодно-придурочный, насколько нужно.

Проблема фильма в том, что история получается нестройной и практически ни на чём не держится, даже на фантастических и нелепых объяснениях.
Конечно, глупо требовать бытовой логики от сюжета, в центре которого стоит машина по уничтожению вселенной, но мы вправе требовать от неё логики сценарной. Иначе в итоге получается, что один из двух центральных персонажей, трогательная девушка-археолог Летиция, вообще не нужна сюжету.

Нажмите, если не боитесь спойлеров!

Сюжет строится исключительно на фантастических совпадениях (уместных в этом жанре, но не в таком количестве) и зрительском подавлении неверия. Знаковые персонажи, помимо самого Люпена, просто отыгрывают стереотипы о самих себе, не играя почти никакой роли — разве что в отдельных кадрах они круто стоят для трейлера. Стереотипы и штампы используются хоть и с любовью, но не для шутки, а как важная часть сюжета...

Не очень правильно ругать за нелогичность и глупости историю, которая упивается нелогичностью и глупостью и делает условность стиля и сюжета своим основным козырем. Вот только, помимо стиля, «Первому» предложить нечего. Он не раскрывает по-новому классических персонажей, не делает интересными новых и не рассказывает классную историю.
Единственное, что фильм может предложить — просто насладиться тем, как круто «Люпен» смотрится в 3D. Очень круто. Манки Панчу бы понравилось.

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё