Кошки, мелодрама и Кувшинов: три полнометражных аниме с карантина

13348
6 минут на чтение
Из-за пандемии почти вся киножизнь переехала в онлайн. Лучше всего это сказалось на просмотре полнометражных аниме, чья аудитория и так редко выбирается в обычные кинотеатры. Впрочем, аниме по-прежнему мало рекламируют, и часть потенциальной аудитории проходит мимо этих новинок.

Давайте вспомним о не дошедших до широкого экрана фантастических аниме, чьи российские премьеры состоялись в этом непростом году на онлайн-платформах в последние месяцы. Не все из них одинаково хороши, но каждый фильм в отдельности заслуживает нашего — и вашего — внимания.

В стране чудес

Birthday Wonderland

Что за чудеса происходят в жизни Аканэ! Ещё утром она переживала о предательстве подруги, а теперь странствует со своей эксцентричной тётей по сказочной стране с гигантскими птицами, разумными котами, алхимиками и феями! Оказывается, Аканэ — богиня зелёного ветра, и только она может вылечить принца и спасти волшебную страну от засухи.

«В стране чудес» с самого начала сопровождала аура скандальности. Всё началось с приглашения известного художника Ильи Кувшинова для разработки дизайна персонажей. Кувшинова и раньше обвиняли в обрисовке фотографий, а после того, как студия Signal. MD обнародовала концепт-арты грядущего фильма, на него мигом посыпались обвинения в неоригинальности художественных решений.

Но и без Кувшинова «В стране чудес» даже вполовину не собрала ту кассу, которая дала бы проекту окупиться. И проблема не в Кувшинове — тем более что вторичность его работ преувеличена, и за пределами России художнику таких претензий не предъявляют. Нет, основная проблема коммерческой неудачи «В стране чудес» — это слабый сценарий и ошибочное позиционирование.

Сюжет и посыл «В стране чудес» ориентированы на детей, причём даже не раннего подросткового возраста. Странствия героини (которую называют Избранной потому, что так сложились обстоятельства, а не потому что она действительно чем-то особенная) напоминают детские приключенческие сказки вроде «Волшебных перьев Арарахиса» или «Волшебника страны Оз». Но при этом рекламная кампания ориентировалась скорее на подростков, хотя очевидно, что фильм ничего не может предложить тинейджерам. 

Здесь нет ярких и глубоких персонажей — даже злодеев, хотя они и выглядят наиболее выигрышно на фоне остальных героев. Смысл же фильма укладывается в максимы «Не делай зла» и «Посмотри, как прекрасен мир» (хотя 95% времени героини пребывают в другой вселенной). Сюжетные линии начинаются и обрываются, возникают из ниоткуда и уходят в никуда. А необычные красочные страны, которые посещают Аканэ с компанией, в итоге не более чем симпатичный фон для очень-очень-очень скучных действий. Ну, например, однообразных стычек с антагонистами, разборок в таверне или пресных диалогов.

Как ни странно, именно дизайн персонажей запоминается лучше всего…правда, к главным героиням это не относится. Аканэ и её тётя выглядят настолько обычными, что в воспоминаниях об этом фильме на их месте останутся лишь неразборчивые силуэты. Отличное качество для шпиона или детектива, но фатальное — для центральных персонажей сказочной истории.

Она видела небо

Sora no Aosa o Shiru Hito yo

Аой — хмурая и серьёзная девушка-басистка, живущая в маленьком городе. Тринадцать лет назад её родители погибли, и старшая сестра Аой не смогла уехать со своим парнем-гитаристом в Токио. Он уехал без неё, а Аой выросла, вдохновлённая его примером — теперь она занимается музыкой и хочет свалить из провинции куда подальше. Однажды в маленьком домике посреди леса она вновь встречается с этим парнем — который за тринадцать лет ни капли не постарел. Он ничего не помнит о прошлом, уверен, что расстался с сестрой Аой только вчера, и почему-то не может выйти за пределы этого домика…

«Она видела небо» можно считать фанфиком по миру сериала «Невиданный цветок». В 2013 году режиссёр Тацуюки Нагаи, будущий создатель «Она видела небо», выпустил свою первую полнометражку «Невиданный цветок. Фильм», где частично раскрывал персонажей и дополнил основную вселенную. Формально «Она видела небо» — тоже часть вселенной «Невиданного цветка», но фильм позиционируют как самодостаточную картину, которую можно смотреть и не зная о существовании вселенной. Это одновременно так и не так.

Фильм действительно можно смотреть в отрыве от «Невиданного цветка», поскольку их персонажи не пересекаются. Но фантастический элемент «Неба» в отрыве от франшизы работает только поначалу, пока выступает в качестве метафоры и не сильно влияет на сюжет. Потом, когда герои нарушают главное условие этого элемента, всё идёт прахом, начиная с того, почему вообще фантастический элемент перестаёт работать и заканчивая взявшимися ниоткуда суперспособностями. Можно, конечно, всё списать на иносказание и завуалированность истинного послания, но для этого лучше было не нарушать принятые ранее правила — по крайней мере, таким глупым и необоснованным способом.

В отрыве же от фантастики «Она видела небо» — чистая мелодрама с любовным пятиугольником, размышлениями о том, что «быть взрослым, блин, отстойно», и призывом не уезжать за неведомым чудом в далёкий Токио, а оставаться в родном месте. Последняя мысль подаётся так навязчиво, что даже не знающий о политике привлечения японцев к жизни и работе в провинции догадается о ней. А сюжет этой идее ещё и противоречит — ведь местным музыкантам, как не раз показано, ловить в родном городе нечего.

Визуальный ряд тоже не поражает. Конечно, японские подростковые мелодрамы редко могут похвастаться удивительным визуалом, но в «Она видела небо» нет ни интересного стиля, ни особенно привлекательных декораций: они все усреднённые и типичные, без изюминки. Охотно верим, что японская провинция выглядит именно так, но если фильм пытается привлечь внимание молодых японцев к родному краю, то он с этим не справляется. Особенно в тот момент, когда героиня по сюжету наконец-таки видит потрясающее небо родного города… и это пустое голубое пространство. Могло бы впечатлить, будь это натурные съёмки, но это не они.

Сквозь слёзы я притворяюсь кошкой

Nakitai Watashi wa Neko wo Kaburu

Миё — девочка странная. Она шипит, громко разговаривает и легко прыгает с невероятной высоты, а ещё делает всё возможное, чтобы привлечь внимание одноклассника Хинодэ. Никто не знает, что Миё познакомилась с Продавцом Масок, и теперь, благодаря купленной кошачьей маске, умеет превращаться в миленькую беленькую кошечку. Со временем жизнь Миё становится всё тяжелее, и она всё больше верит в то, что быть кошкой лучше, чем человеком…

2020-й — очень продуктивный год для Сато Дзюнъити: впервые за четыре года выходят целых два его полнометражных фильма. «В поисках ученицы для ведьмы» ещё только готовится к выпуску, а «Сквозь слёзы я притворяюсь кошкой» стал карантинной онлайн-премьерой уже в июне. Это первый полнометражный фильм Сато Дзюнъити, не связанный ни с какой франшизой и не подразумевающий продолжений или иного расширения вселенной. 

«Сквозь слёзы я притворяюсь кошкой» как сюжетно, так и жанрово, — просто сказка про девочку, которая хотела убежать от проблем и получила от вселенной эту возможность. И как сказка «Я притворяюсь кошкой» работает очень неплохо. Пожалуй, сценарий можно обвинить в излишней механистичности и формализме, но крепко собранные истории как минимум всецело работают на ту единственную идею, которую пытаются донести, и в таком случае нельзя их критиковать. Создатели «Я притворяюсь кошкой» знают, о чём хотят сказать, и не пытаются говорить о том, в чем не разбираются.

Конечно, под уходом в мир кошек подразумеваются как буквальные, так и более метафорические способы уйти от реальности — включая подростковый суицид. Конечно, героиня, как по расписанию, получает напутственные слова и наставления от местных хранителей мудрости, а в определённый момент, конечно, осознаёт свои ошибки. Но «Я притворяюсь кошкой» не откажешь в очаровании простенькой сказки: здесь есть как минимум обаятельные живые персонажи (хотя мотивация злодея не вполне ясна), приятный, но не панибратский задушевный тон и симпатичные приключения.

Не великолепно, но достаточно, чтобы получить удовольствие от просмотра. Анимация и дизайнерские решения фантастического мира могли бы быть и поинтереснее — а с другой стороны, какие недостатки не компенсирует масса толстеньких котиков?

Читайте также

Новое фантастическое аниме лета 2020: что стоит смотреть?

Борис Невский

04.08.2020

10939

Летнее аниме: магические академии, энергичный мордобой, крутые школьники и сиськи (много сисек). Составляем впечатление по первым эпизодам.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё