Как думаете, насколько всё изменилось за это время: мир, зритель, кинорынок?
Рынок никак не изменился. Всё так же, как было десять-двенадцать лет назад: Голливуд снимал и продолжает снимать свои фильмы за какие-то совершенно баснословные деньги. У меня есть формула (я очень ею горжусь) о разнице между Голливудом и нами, или, скажем, между мейджорами и независимыми продюсерами. Мейджоры снимают кино до тех пор, пока у них не получится то, что задумано. А мы снимаем до тех пор, пока нам позволяют деньги.
Я очень люблю одну историю со Спилбергом на «Парке юрского периода», первом. Я смотрел интервью с ребятами, которые там занимались physical effects. Знаете, что это такое, да?
Все спецэффекты, которые осуществляются непосредственно на площадке.
Да, это всё, что отваливается, падает, рушится и так далее. И вот в сценарии у них было написано, что, когда динозавр идёт к машине, в стакане по поверхности воды расходятся концентрические круги. И интервью длилось минут пятнадцать: они рассказывали, как пытались добиться таких кругов. Искания длились год, если не больше! А результат был таков. Единственный объект, который дает нужный эффект, — это струна. Поэтому они купили дубль машины, в которой снимались главные герои, и отрезали у него днище. К тому месту, где крепится стакан в салоне, они герметично прикрепили струбцину изогнутой формы со струной — получилось похоже на лиру. И по команде «начали!» человек, отвечающий за physical effects, смычком играл на этой струне. Водил по ней смычком — и по воде расходились концентрические круги.
Вот представляете, сколько стоил этот эффект? Сколько он длится на экране — пару секунд максимум! А это год работы, люди получают зарплату. Понятно, что они не только этим занимались, но тем не менее. Им нужно было заказать эту струбцину, её надо было изготовить — она же не существует в реальности! Надо было её проверить, ведь с первого раза такое не получается, потому что это не типичная вещь. Длину этой струбцины тоже надо было измерить. Её нельзя было закрепить крепче, чем нужно. Надо было как-то само крепление придумать, чтобы волны не гасились, когда ты будешь на ней играть. Это изобретение.
Вот это всё — трудозатратная, материалоемкая, финансово дорогая хрень! Которая на экране длится две секунды. И, я вас уверяю, если бы круги были не концентрические, кино бы не проиграло. Конкретно от этих двух секунд — не проиграло бы.
Но стало бы оно классикой? Этот кадр — уже легендарный!
Совершенно верно. Но это то, что называется «бог в деталях». Если они столько занимались этим кадром, значит, они и всем остальным занимались ещё больше. Реакция Спилберга меня потрясла. Он увидел этот эпизод, посмотрел в камеру и сказал: «Я и не знал, что это так трудно!» У них совершенно другая индустрия.