«Ганзель, Гретель и Агентство Магии»: чем российский мультфильм заинтересовал Netflix?

18642
7 минут на чтение
Опасность! Опасность! Правителя сказочного королевства украл макаронный монстр! Но не бойтесь, на поиски короля выходят настоящие профессионалы из Агентства Магии (которое, если подумать, борется против

магии). Молодая и перспективная агентесса Гретель объединяет усилия со знатоком магических приёмов Ганзелем, и вместе они берутся за выполнение важной миссии! Один нюанс: Ганзель и Гретель — брат и сестра, и они не очень друг с другом ладят...

Жанр: детское фэнтези

Режиссёр: Алексей Цицилин

Роли озвучивали:

Валерий Смекалов, Ирина Обрезкова, Алексей Макрецкий и другие

Возрастной рейтинг: 6+

Длительность: 104 минуты

Премьера в России: 18 марта

Похоже на: «Снежная королева» (2012) • «Холодное сердце» (2013) • «Академия магии» (2020) 


Студия Wizart Animation систематически забрасывает свои 3D-мультфильмы на зарубежный рынок и достигла в этом определённых успехов. Серия мультфильмов «Снежная королева» не только прошла хоть в каком-то прокате за рубежом (даже в США!), но и сформировала маленькое фанатское сообщество. Поклонники скупают атрибутику мультфильмов, снимают обзоры и полагают, что продукция Wizart — единственная достойная российская анимация. Такую популярность можно понять: мультфильмы студии вполне сравнимы с американскими аналогами категории «Б» (многие российские проекты и таким не могут похвастать) и целятся в максимально широкую аудиторию.

В конце марта Netflix купил права на мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», и всего за пару недель тот оказался в топах просмотров по всему миру: второе место в США и первое — в Бразилии, Франции, Греции и Скандинавии. Что же в этом фильме покорило сперва менеджеров Netflix, а затем — зрителей по всему миру? Давайте разберёмся.

Мир декоративного стимпанка

«Агентство Магии» многим отличается от «Снежной королевы»: ансамбль персонажей, источники вдохновения и, главное, сеттинг. Мир мультфильма не уникален, но весьма симпатичен. Это всё ещё обожаемый русской анимацией стимпанк, но в большей степени декоративный: цветовая гамма пёстрая и причудливая, сложные механизмы содержат меньше нефункциональных шестерёнок, но больше нефункциональных украшений. 

Эстетика «Агентства Магии» находится где-то между цирком, картинками «волшебного фонаря», «Холодным сердцем» и Fables. Создатели безжалостно тащат в фильм любой понравившийся сор. Тут есть клубные русалки с пляжной вечеринки, Баба-Яга, мода условного XIX века, современные отсылки, стимпанк — куча стилистически разнородных элементов, которые, однако, создают единую картину. Очень кэмповую и китчевую, но всё же цельную.

Складная, но невыразительная анимация

Избежать противоречия удалось во многом за счёт деталей. Анимация в «Агентстве Магии» несовершенна, и её малобюджетность чувствуется (особенно в сценах в лесу, где никогда не бывает ветра, а ветки при взаимодействии с объектом движутся чётко по оси), но в основном она очень формальная и техничная. Никаких потрясающих достижений, но при этом ничего очевидно режущего глаз: анимация персонажей передаёт их характеры, эффекты колдовства не выглядят слишком дёшево, а исполнение сложных мизансцен не проседает. 

Там же, где движения либо слишком слабы, либо очень неловки, спасают детали: такого количества декорированной одежды, настенной живописи, декоративных объектов, архитектурных элементов и прочих вещичек на фоне вы не встретите нигде. Они не заслоняют происходящее — это не сравнить с декоративным вырвиглазным безумием пилотного эпизода «Отеля Хазбин», — но вовремя перетягивают на себя внимание в сценах, где действия мало или оно недостаточно хорошо анимировано. При этом все объекты состоят из простых геометрических форм. А в отдельных случаях несовершенство анимации оправдывается негуманоидностью персонажей: от пряничного человечка и не ждёшь гибкости и подвижности, равно как от русалки — анимации нижней части тела, когда она не в воде...

При такой проработке фонов удивляет простота и, мягко говоря, вторичность дизайнов персонажей. Впрочем, герои и для Wizart, и для режиссёра и сценариста Алексея Цицилина всегда были куколками, которые формально передвигаются по сюжету и не несут в себе ничего, кроме яркого, но предельно функционального дизайна. Вторичность и прямые заимствования порой столь очевидны, что рискуют попасть под юридическое определение «сходства до степени смешения»: скажем, местная собака отличается от «Королевского корги» только длиной тушки и наличием сахарной посыпки.

У большинства персонажей дизайны просто скучные — кроме, пожалуй, злодейки и макаронного монстра, но у него и хронометража менее пяти минут. Основные и второстепенные герои выглядят как-то, король и лидер агентства карикатурны, но не слишком, чтобы, не дай бог, не стать выразительными. Немногим лучше дела обстоят со сказочными персонажами (кроме русалок), но и тут нет никаких интересных трактовок: условные пряничные человечки, какие-то живые кексы, Колобок, вызывающий пугающие ассоциации с «Колобангой», не самая страшная Баба-Яга и всё в таком духе.

Сценарий по методичке

Про сценарий можно сказать то же: он техничный, формально занимательный, не перебарщивает с допущениями (хотя мозг при просмотре включать всё равно не стоит, иначе возникнут вопросы, которые поставят под удар всю фабулу) и не раскрывает никаких тем сверх необходимого — в общем, рабочий. Надо отдать авторам должное, ни юмор, ни диалоги не вызывают отвращения, что редкость для трёхмерных российских мультфильмов (вспомните сцены пускания газов в «Урфине Джюсе», шутки в «Гурвинеке» или всю «Нашу Машу и Волшебный орех» целиком), но и по-человечески тоже не звучат. Шутки случаются, а герои обмениваются репликами как в методичке. Wizart Animation будто боятся, что режиссёры или сценаристы попробуют поговорить на какие-то личные темы. Какие тут личные темы, это же детское кино, мир надо спасать, а семью любить! И щеночка в беде не бросать. Вот.

И это не то чтобы очень плохо. «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» не пытаются быть чем-то большим, чем «би-муви» для семейного просмотра. Конечно, можно предъявлять ему претензии в культурной и анимационной незначительности. Мультфильм неспособен вызвать искреннюю приязнь и любовь, как бы сильно авторы ни пытались зацепить всевозможные аудитории (тут есть герои постарше, это для подростков; есть герои помладше — для детишек; а взрослые — ну, не появились сейчас, появятся потом, если Wizart изучат успехи студии Illumination и сделают правильные выводы). Осваивать различные аудитории полезно и нужно, ведь, как показывает опыт «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», феерический успех на «Нетфликсе» к кому попало не приходит.

Или приходит?

Не всё так просто

Не стоит переоценивать качество продуктов, продвигаемых при помощи стриминговых сервисов: на каждого «Клауса» приходится пяток «Скуби-Ду», а на каждую «Семейку Уиллоби» — «Ганзель, Гретель и Агентство Магии». Впрочем, то же можно сказать и про кинотеатральный прокат: качество мультфильмов Illumination оставляет желать лучшего, при этом их солидные сборы могут вызвать недоумение. Или отчаяние. Или депрессию... В общем, не всё так очевидно.

Но и недооценивать «Агентство Магии» было бы неправильным. Его успех неслучаен — Wizart Animation шли к нему целеустремлённо, с мясом выдирая всё лишнее (в том числе и душу), чтобы добиться таких результатов. «Агентство» не может не понравиться — но на самом базовом уровне, на котором яркие симпатичные штучки про вечные ценности с набором разнообразных персонажей и проработанных локаций по умолчанию вызывают одобрение. Это не плохо — это просто так работает.

Хотелось бы помечтать, что успех студии откроет дорогу классной российской анимации в мир западных стриминговых платформ, что потекут сейчас контракты с перспективными режиссёрами анимации, которым есть что сказать. Но такого, увы, не случится. Просто не с кем. Студия «Вверх» закрылась, «Мельница» успешно зарабатывает на внутреннем рынке и вряд ли будет менять бизнес-модель в ближайшие годы, «Сказка», «Петербург» и многие другие студии зарабатывают в основном сериальной и обучающей анимацией, а полнометражки выпускают лишь изредка, в основном теряя на этом деньги... 

Возможно, успех Wizart докажет, что стриминговые платформы (и всё тот же Netflix) могут стать спасением для российской полнометражной анимации, погрязшей в богатырях, незаинтересованных продюсерах и плагиате, но в это верится несильно.

«Ганзель, Гретель и Агентство Магии» не худший вариант из возможных. По крайней мере, это хоть какой-то уровень, пусть и не слишком высокий.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё