За что мы любим Еву Грин
30356
9 минут на чтение
Внимание! Этот текст полон беспардонного восхваления, неприкрытого восхищения, возмутительного восторга и лютого сексизма. В нём подчёркиваются достоинства, выпячиваются идеалы и замалчиваются недостатки. В нём будет много непристойного, масса неприличного и чуть-чуть про актёрское мастерство. Просто это текст о Еве Грин. А о ней иначе нельзя.
Еве тридцать семь, и она сыграла восемнадцать ролей в кино (с учётом тех, которые выйдут в этом году) и две в сериалах. Для сравнения: у Хлои Морец к девятнадцати уже полсотни ролей. Но Еве это не нужно, потому что она феномен, практически не имеющий аналогов. Еву Грин хвалят и высоколобые критики, и поклонники, простите, третьих «Трансформеров».

В чём этот феномен? Почему о Грин все говорят с придыханием в голосе — и мужчины, и женщины? Из-за красоты? Да пол-Голливуда прекрасны, красота в кино — дело обыденное. Может, из-за игры? Безусловно, она замечательная актриса, но многие ли зрители отличат плохую игру от хорошей? Возможно, ей просто повезло. Сошлось множество факторов, расставились точки над «i», внешность совпала с мировосприятием режиссёров, и родилась легенда.

Хотя нет. Она просто из женщин с лазерами вместо глаз. Её все боятся и потому приносят ей жертвы. Будем считать так.

Весь мир — театр

Ева родилась 6 июля 1980 года в Париже в семье актрисы Марлен Жобер и дантиста Вальтера Грина. Точнее, родились две девочки — есть ещё Джой Грин, совсем не похожая на Еву сестра-двойняшка, младше на две минуты. Хотя они и родились одновременно, они не близнецы, и у них разный набор генов.

Марлен Жобер играла у Годара, Раппно, Форлани, с Ришаром и Бельмондо, в общем, находилась на вершине французского кинематографа. Она много ездила на съёмки и брала с собой дочерей. Ева курсировала между Лондоном и Дублином, Парижем и Рамсгитом, а в четырнадцать лет, по её словам, решила, что станет актрисой, как мать. Она была обычной, не слишком красивой девочкой и, кстати, натуральной блондинкой. Знайте: она уже двадцать лет красится, потому что чёрный ей нравится больше. А в фильмах, где вы видите светлые волосы Евы Грин, это настоящий цвет, нанесённый краской поверх чёрного, ненастоящего.

Ева сперва училась в театральной школе Святого Павла в Париже, затем в Академии драматического искусства Уэббера Дугласа в Лондоне, потом играла в любительском парижском театре. В общем, делала рядовую карьеру, которая могла закончиться какой-нибудь ролью второго плана в классической пьесе Мольера. Но Еве повезло.

В 2001 году она очень успешно сыграла в пьесе Эстер Вилар «Ревность в трёх факсах» (кстати, ныне она ставится как «Ревность в трёх е-мейлах»). По сюжету на трёх этажах одного здания живут три не знакомые друг с другом женщины — Элен, Яна и Ирис. Муж Элен уходит сперва к Яне, затем к Ирис, а они посылают друг другу факсы, не общаясь лично, но имея возможность обсуждать ситуацию. Звучит глупо, но сыграть в пьесе, где ты постоянно находишься на сцене в основном в ночной рубашке, не так-то просто. Постановка получила четыре номинации на престижнейшую театральную премию «Мольер», и Ева номинировалась в категории «Лучшее женское откровение в театре». Это была её дебютная роль на большой сцене. На одном из представлений в зале сидел великий Бернардо Бертолуччи, автор «Последнего танго в Париже» и «Маленького Будды». Так Ева попала в его предпоследний фильм.

«Мечтатели» (2003). Эта роль стала для Евы прорывом

«Мечтатели» — трагикомедия о трёх молодых людях, исследующих свою сексуальную энергию в парижской квартире 1968 года. Двадцатитрёхлетняя Ева Грин «делает» весь фильм, переигрывая обоих своих партнёров, причём как собственно мастерством, так и открытой, лишённой всяких комплексов сексуальностью.

Да и сам фильм отличался откровенным, практически революционным подходом к вопросам личных отношений в молодёжной среде. И это не говоря о его чудовищной артхаусности: например, чуть ли не половина всех сцен — компиляция любимых фрагментов Бертолуччи из других фильмов, переигранных в рамках нового сценария. Так или иначе, фильм «выстрелил».

Девушка Бонда

После «Мечтателей» Грин снялась в роли возлюбленной главного героя в провальном «Арсене Люпене», и это не принесло ей никаких дивидендов. Но «Мечтатели» потянули за собой ещё одно приглашение — от самого Ридли Скотта в его новый блокбастер «Царство небесное». В историческом эпосе со 135-миллионным бюджетом Ева сыграла Сибиллу Иерусалимскую, королеву Иерусалима и супругу Вильгельма Длинного Меча. Этот фильм благодаря яркой внешности Евы, её загадочным глазам и томным движениям стал для актрисы пропуском в Голливуд. Эпоха артхаусного французского кино закончилась для неё, почти не начавшись. Впрочем, Ева ещё вернётся к истокам.

Сибилла Иерусалимская в «Царстве небесном»

С ролью девушки Бонда Еве опять же повезло. Потому что на это место претендовали три прекрасные женщины с куда более обширным послужным списком — Анджелина Джоли, Шарлиз Терон и Одри Тоту. Но в последний момент кастинг выиграла Ева. Фильм стал для неё путёвкой в большое кино, потянул за собой «Золотой компас», но ей самой эта роль не нравилась. Потому что Ева хотела играть. Точнее, Играть, с большой буквы. А в «Казино», как и «Компасе», нужно было исполнять механические действия, предписанные сценарием. Да к тому же некоторым съёмкам сильно мешало то, что Ева Грин боялась (и продолжает бояться) высоты.

Веспер Линд, первая (по внутренней хронологии) девушка Бонда, в «Казино «Рояль»

Голливуд — это мечта любого актёра. Ты хочешь выйти на уровень блокбастера, хочешь зарабатывать огромные деньги, хочешь, чтобы тебя узнавал весь мир. Но Ева Грин в первую очередь была актрисой. Поэтому роли очередной девушки очередного Бонда и ведьмы Серафины Пеккалы из «Золотого компаса» хоть и сделали Еву сверхизвестной — при том что это были её фильмы №4 и №5 в жизни, — но не удовлетворили её саму. Это было легко для профессионала, слишком просто для её тяжёлого взгляда и грациозной походки. Ей нужно было обратно в нетленку, в европейский артхаус, в ненормальное и неправильное. Если бы не это желание, карьера Евы Грин была бы столь обыденно счастливой, что на этом статью можно было бы закончить фразой «А дальше она снималась долго и счастливо». Собственно, так и было, только с некоторыми «но».

Неожиданная для Евы роль доброй волшебницы Серафины в детском фэнтези «Золотой компас»

Еву не привлекали простые роли. Простые в смысле актёрского мастерства. Легко сыграть красавицу? Красавице — элементарно! Демонический взгляд, доставшийся от природы, всё делал за неё. Но она вернулась в Европу, чтобы утонуть в авторском кинематографе не для всех. Тут-то её и поймал странный человек по имени Джеральд Морроу, бывший клипмейкер и ТВ-режиссёр, наконец-то выбивший из продюсеров деньги под большое кино по собственному сценарию. Забегая вперёд, скажем, что Морроу не повезло — его потрясающей красоты стимпанковый шедевр «Франклин» провалился в прокате, получив свою дозу культовости в эстетской среде, и больше с Морроу никто не связывался. Это было первое и последнее появление его в большом кино. Сейчас он снимает рекламные ролики собачьего корма — и это не шутка.

Но тот фильм позволил Грин снова раскрыть настоящие актёрские способности. Она изобразила сразу двух героинь: склонную к суициду арт-кинематографистку и прекрасную рыжеволосую девушку из прошлой жизни героя. Сыграла эти две роли, тёмную и светлую, совершенно по-разному — и белая роль явно далась ей сложнее, чем чёрная. И да, тут она снова раскрыла тему потёков туши и печально опущенных уголков рта.

А затем последовало «Чрево» (2010) — чудовищный фильм на грани психического отклонения, инцест-муви, нарушение всех законов в исполнении венгерского артхаусного режиссёра Бенедека Флигауфа. Женщина, которая выращивает в себе клона своего погибшего возлюбленного (его играет Мэтт Смит, одиннадцатый Доктор Кто), — это, конечно, сильно. И страшно. Обычно после подобных ролей актрисы «отходят» по полгода, как Моника Белуччи, которая ходила к психологу после сцены изнасилования в «Необратимости». После такого фильма актриса должна поменяться — но Ева Грин не поменялась. Она и до того была именно такой. Умеющей сыграть тёмную сторону самой себя.

«Чрево» — фантастический венгерский артхаус

Немного о личном

Самое удивительное в Еве Грин — то, что в прессу почти не просачивается информация о её личной жизни. Она такая открытая на экране, а в реальности никто и никогда не видел её в обществе противоположного пола. Она холодна в общении — по крайней мере, с первого взгляда. Она одинока, и она — домосед. Грин не ходит по клубам и тусовкам, она любит огонь в камине и вино.

Корни этого — в её театральном прошлом, в её изначальной подготовке, далёкой от голливудских площадок, в её любви к чтению и вообще в образе интеллектуалки, вполне соответствующем реальности. У папарацци нет никаких шансов — она не появляется на публике без трусов, не целуется с красавчиками на балконах. Да и сфотографировать голую Грин через бликующее окно — невеликое достижение, чего мы там не видели. Самый надёжный способ обесценить компромат — опубликовать его самостоятельно.

И ещё она, как настоящий нерд, интересуется таксидермией и энтомологией, собирая засушенных насекомых и черепа животных.

От артхауса к блокбастерам

В фильме «Город грехов 2: Женщина, за которую стоит убивать» Ева сыграла Аву Лорд — ту самую женщину из названия

Из восемнадцати фильмов Евы Грин примерно половина, восемь штук, — блокбастеры широкого проката, остальные десять — узкопрофессиональное кино не для всех, обретающее культовость среди определённых кругов. При этом Грин играет роль связки — блокбастерам она придаёт артхаусную камерность, а авторскому кино — относительно широкую популярность. Чётко видна граница: здесь она сыграла ради денег, а здесь — по любви.

С 2012 года Грин снялась в пяти фильмах, и четыре из них стали для неё шагами назад в плане актёрского мастерства и развития карьеры. Единственная стоящая роль — в странной «Белой птице в метели» независимого режиссёра Грегга Араки (к слову, простом и предсказуемом фильме, где Грин во второстепенной роли сделала всё, что могла, при минимуме пространства для актёрского искусства). А вот вторые «300», второй «Город грехов», «Мрачные тени» и линейно-банальный, пусть и красиво снятый датский вестерн «Спасение» — это не совсем «то».

С Джонни Деппом в «Мрачных тенях» в роли ведьмы Анжелики

Для простых, как веник, «Мрачных теней» не нужны были актёры уровня Грин и Деппа. Зато их имена «продали» фильм, который без них, скорее всего, не собрал бы и половины своей кассы. Ну и, конечно, «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать», который провалился и в прокате, и с творческой точки зрения. Грин там даже играть не пришлось — делала высокомерное лицо и в который раз демонстрировала обнажённое тело, виденное поклонниками уже сто раз.

Воительница Артемизия в эпосе «300 спартанцев: Расцвет империи»

В «300 спартанцев» Грин со своей внешностью просто напрашивалась. Женщина-воин, любовница-смерть, амазонка Артемизия с ядерным взглядом могла бы отодвинуть на второй план даже своего начальника — харизматичного, увешанного нелепыми украшениями Ксеркса в исполнении Родриго Санторо. Но почему-то не вышло. Даже сцена сексуальной драки с Салливаном Степлтоном казалась крутой ровно до выхода «Гордости и предубеждения и зомби», где Элизабет с Дарси на порядок веселее объясняются друг другу в любви, параллельно превращая комнату в груду обломков. Иначе говоря, заявление «Ева Грин в главной роли» не добавило новым «Спартанцам» очков. И Еве — тоже.

Моргана из «Камелота»

Помимо кино, Ева Грин снялась и в двух сериалах. Первый, фэнтезийный «Камелот», оказался не слишком удачным. Фея Моргана стала второй из трёх «ведьмовских» ролей Грин — после Серафины Пеккалы из «Золотого компаса» и перед Анжеликой Бушар из «Мрачных теней». Но сериал, не оправдав себя, стух после первого же сезона.

Второй, «Страшные сказки», оказался удачнее — вышло три сезона, тепло принятых критиками и зрителями. И да, Грин опять в роли почти ведьмы, психанутой и контактирующей с потусторонним миром девушки Ванессы Айвз. Сериал получился больше смешной, чем страшный, потому что создатели умудрились смешать в нём почти всех персонажей готической литературы — от вампиров до монстра Франкенштейна.

Одержимая Ванесса Айвз из «Страшных сказок»

Каким будет следующий фильм с Евой Грин? Мы не знаем. Фильм с Евой Грин может быть равно прекрасным и никаким, но сама Грин прекрасна неизменно. Недаром все издания с завидной регулярностью включают её в рейтинги самых красивых женщин на экране и вне его.

И мы присоединяемся к их мнению, потому что мы обещали статью, полную беспардонного восхваления, бесстыдного восхищения, возмутительного восторга и лютого сексизма. Просто забыли упомянуть, что даже если бы Ева Грин была страшна как смертный грех, она бы всё равно была прекрасна. Потому что она действительно очень хорошая актриса.

Мисс Перегрин из «Дома странных детей мисс Перегрин»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы

Кино

«Дикий робот»: мультфильм про квадробера*, заставляющий любить маму
Приключения Розы Робота и голого Ника Уайлда.
Показать ещё