«Бразилия» Терри Гиллиама: безумная и жизненная антиутопия про Маленького Брата

3 минуты на чтение
Не верьте названию: нет в этом фильме никакой Бразилии, где много диких обезьян. Действие происходит в непонятной стране, похожей на старую недобрую Англию, в неопределённую, но явно не нашу эпоху. Бразилия упоминается лишь в шлягере, который иногда слушает герой.
Изначально Терри Гиллиам собирался назвать свою картину куда более метко: «1984½». Это фильму очень подошло бы: по сути это ироничная, почти пародийная деконструкция классической антиутопии в духе Оруэлла. Причём созданное в шутку получилось даже убедительнее созданного всерьёз.
Многие замечают, что убийственно серьёзный Ангсоц Оруэлла не выдержал бы столкновения с реальностью, особенно с человеческими слабостями. Чтобы он состоялся, тоталитарное общество должно работать как часы. А антиутопия по Гиллиаму — это бардак, бесконечная бюрократия, формальное и наплевательское отношение к работе. Никто не хочет стараться во имя Большого Брата, всем лишь бы галочку поставить.
Такая антиутопия смешнее — и страшнее одновременно. У Оруэлла вас замучают за преступные слова и мысли, а у Гиллиама — потому что в ордер на арест вкралась опечатка. А палачи Министерства любви не усомнятся в приказе и отработают невиновного, не испытывая ни ненависти, ни раскаяния. Они — злодеи по должности, а не по призванию.
Сэм Лаури
Это справка о вашем муже. А это справка, что я отдал вам справку
Под стать им и главный герой, Сэм Лаури: не бунтарь, а маленький человек, один из винтиков системы, который попал в её жернова почти случайно. Во многих мелочах быта, с которыми он сталкивается, «Бразилия» очень жизненна. Кто, подобно Сэму, не оказывался в ситуации, когда ремонтники компании-монополиста делают работу спустя рукава! Но всегда найдётся пират-частник, который всё починит быстро и нелегально. За бутылку. За идею — это уже фэнтези, мистер Гиллиам. 
Однако «Бразилия» не просто сатира, антиутопия или пародия на неё. Это в первую очередь фильм Терри Гиллиама — а значит, абсурдный, гротескный, детальный и поражающий воображение. Её мир — не прошлое, но и не то чтобы будущее, а скорее альтернативное настоящее.
«Бразилию» можно назвать ярким образцом дизельпанка в кино, только без гордых танков и бомбардировщиков. Это мир, полный гудящих труб, старомодных автомобилей, жутковатых сложных механизмов, пишущих машинок, огромных линз на мониторах. Мир холодного ар-деко, тусклого кафеля и одинаковых коридоров, по которым ходят одинаковые клерки в серых костюмах. Мир, самим своим видом воплощающий бюрократию, формальность, а ещё — абсурдность и безумие всей этой жизни.
Странные вставки с видениями Сэма Лаури, в которых он герой с крыльями и побеждает гигантских самураев, как будто выбиваются из общего стиля. Но в конце они по-своему выстреливают. Финальный сюжетный поворот «Бразилии» стал для первых зрителей таким шоком, что Терри Гиллиаму пришлось выдержать целую битву с собственной студией — продюсеры пытались отрезать концовку и пустить фильм в прокат с хэппи-эндом. В итоге режиссёр победил — версии с хэппи-эндом, кажется, никто и не видел, кроме горстки зрителей на первых показах в США. Неожиданная концовка стала каноном.
И правильно, ведь идею фильма она передаёт куда лучше. Большого Брата не одолеть, потому что Большого Брата нет. Только маленькие братья, которые хотят поскорее вас домучить и пойти домой к жене и детям.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

«Капитан Америка: Новый мир» — триллер про озверевшего президента

Кино

«Константин: Повелитель тьмы»: как создавался фильм про детектива-оккультиста
Отправь их в ад, Киану!

Кино

Вечная любовь: фантастика в мелодрамах и романтических комедиях
Настоящие чувства в фантастических мирах

Кино

«Ведьмак: Сирены глубин». Великая битва сценаристов с Сапковским
Как деконструкцию «Русалочки» превратили обратно в «Русалочку».

Кино

История студии Hanna-Barbera: двое мечтателей, одна мышь и семь премий «Оскар»
С чего начинали и как творили создатели нашего детства

Кино

Фильм «Вульфмен»: человек-волк человеку-волку волк
Волчьи тропы, которые никуда не ведут

Кино

Кто умер в 2024 году: актёры, писатели и художники, которых мы будем помнить
Итоги-2024 с пометкой «Печальные новости»

Кино

«Звёздный путь: Секция 31»: оплакиваем то, чем проект мог стать
Тёмная сторона футуристической космической утопии.

Кино

Интересные российские фильмы 2024 года: фантастика, мистика и один сериал
Космические пришельцы, пираты, богатыри и немного русской классики.

Кино

Какие фильмы смотреть в феврале 2025? Пересильд, Marvel и ведьмак
Самые громкие фантастические премьеры — в России, на стримингах и в зарубежном прокате.
Показать ещё