«Бразилия» Терри Гиллиама: фееричная и жизненная антиутопия про Маленького Брата

2364
3 минуты на чтение
Не верьте названию: нет в этом фильме никакой Бразилии, где много диких обезьян. Действие происходит в непонятной стране, похожей на старую недобрую Англию, в неопределённую, но явно не нашу эпоху. Бразилия упоминается лишь в шлягере, который иногда слушает герой.
Изначально Терри Гиллиам собирался назвать свою картину куда более метко: «1984½». Это фильму очень подошло бы: по сути это ироничная, почти пародийная деконструкция классической антиутопии в духе Оруэлла. Причём созданное в шутку получилось даже убедительнее созданного всерьёз.
Многие замечают, что убийственно серьёзный Ангсоц Оруэлла не выдержал бы столкновения с реальностью, особенно с человеческими слабостями. Чтобы он состоялся, тоталитарное общество должно работать как часы. А антиутопия по Гиллиаму — это бардак, бесконечная бюрократия, формальное и наплевательское отношение к работе. Никто не хочет стараться во имя Большого Брата, всем лишь бы галочку поставить.
Такая антиутопия смешнее — и страшнее одновременно. У Оруэлла вас замучают за преступные слова и мысли, а у Гиллиама — потому что в ордер на арест вкралась опечатка. А палачи Министерства любви не усомнятся в приказе и отработают невиновного, не испытывая ни ненависти, ни раскаяния. Они — злодеи по должности, а не по призванию.
Сэм Лаури
Это справка о вашем муже. А это справка, что я отдал вам справку
Под стать им и главный герой, Сэм Лаури: не бунтарь, а маленький человек, один из винтиков системы, который попал в её жернова почти случайно. Во многих мелочах быта, с которыми он сталкивается, «Бразилия» очень жизненна. Кто, подобно Сэму, не оказывался в ситуации, когда ремонтники компании-монополиста делают работу спустя рукава! Но всегда найдётся пират-частник, который всё починит быстро и нелегально. За бутылку. За идею — это уже фэнтези, мистер Гиллиам. 
Однако «Бразилия» не просто сатира, антиутопия или пародия на неё. Это в первую очередь фильм Терри Гиллиама — а значит, абсурдный, гротескный, детальный и поражающий воображение. Её мир — не прошлое, но и не то чтобы будущее, а скорее альтернативное настоящее.
«Бразилию» можно назвать ярким образцом дизельпанка в кино, только без гордых танков и бомбардировщиков. Это мир, полный гудящих труб, старомодных автомобилей, жутковатых сложных механизмов, стрёкота пишущих машинок, огромных линз на мониторах. Мир холодного ар-деко, тусклого кафеля и одинаковых коридоров, по которым ходят одинаковые клерки в серых костюмах. Мир, самим своим видом воплощающий бюрократию, формальность, а ещё — абсурдность и безумие всей этой жизни.
Странные вставки с видениями Сэма Лаури, в которых он герой с крыльями и побеждает гигантских самураев, как будто выбиваются из общего стиля. Но в конце они по-своему выстреливают. Финальный сюжетный поворот «Бразилии» стал для первых зрителей таким шоком, что Терри Гиллиаму пришлось выдержать целую битву с собственной студией — продюсеры пытались отрезать концовку и пустить фильм в прокат с хэппи-эндом. В итоге режиссёр победил — версии с хэппи-эндом, кажется, никто и не видел, кроме горстки зрителей на первых показах в США. Неожиданная концовка стала каноном.
И правильно, ведь идею фильма она передаёт куда лучше. Большого Брата не одолеть, потому что Большого Брата нет. Только маленькие братья, которые хотят поскорее вас домучить и пойти домой к жене и детям.

Читайте также

Терри Гиллиам и смысл его безумных фильмов

Светлана Евсюкова

22.11.2015

59749

Он снимает шедевры гротеска и абсурда — «Монти Пайтон и Священный Грааль», «Бразилия», «12 обезьян». Он так загадочен и самобытен, будто его подбросили инопланетяне. Но таким его сделала жизнь.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Разбирайтесь сами! 12 вопросов к киновселенной Marvel, которые остались без ответа

Кино

«Смерть единорога»: в сказочном лесу никто не услышит твой крик
«Если человек совершит такое злодеяние, то с того момента, как кровь единорога коснётся его губ, его ждёт ужасная жизнь. Он будет проклят»

Кино

«Minecraft в кино»: один из самых фильмов всех времён
Критики были правы. К сожалению, ни им, ни этой статье никто не поверит.

Кино

Какие фильмы смотреть в апреле 2025-го? Русские кайдзю и сказочные убийцы
Инди-кино, российские новинки и германский эпос.

Кино

«Белоснежка» из зловещей долины. Обзор ремейка
Почему у фильма больше общего с Пушкиным, чем с братьями Гримм, а гномы страшнее злой королевы.

Кино

10 самых ярких ролей Брюса Уиллиса
Спасителю мира и самому крепкому орешку исполняется 70 лет

Кино

«Электрический штат» сделал весёлый ретрофутуризм из мрачных картин. Это плохо?
Плюсы и минусы альтернативных 1990-х с большими роботами.

Кино

Как «Микки 17» превращает избитый сюжет в циничное безумие
И почему книга всё равно лучше.

Кино

«В потерянных землях» — безжизненная экранизация Мартина, в которой плохо всё
Если вы считали, что финал «Игры престолов» был плохой, просто посмотрите «В потерянных землях».

Кино

Какие фильмы смотреть в марте 2025 онлайн и за рубежом? Отличный месяц для научной фантастики!
Гигантские роботы от братьев-Мстителей, космический детектив от рэпера, документальный злой Супермен, злая нейромама и «Маяк» в космосе.
Показать ещё