Прошло 30 лет с событий «Бегущего по лезвию». Земля окончательно погрузилась в экологическую катастрофу, и запрет использовать на нашей планете репликантов — искусственных людей-рабов — пришлось снять. Благо магнат Ниандр Уоллес создал новых, полностью послушных репликантов. Старые модели объявлены вне закона, и на них снова охотятся полицейские-киллеры, известные как «бегущие по лезвию». Один из таких — главный герой, агент Кей.

Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Вильнёв шикарно передаёт
атмосферу упадочного будущего

Blade Runner 2049

Жанр: киберпанк, постапокалипсис, драма

Режиссёр: Дени Вильнёв

В ролях: Райан Гослинг, Сильвия Хукс, Ана де Армас

Премьера в России: 5 октября 2017

Возрастной рейтинг: 18+

Похоже на: «Элизиум» (2013), «Страховщик» (2014)

Продолжение культового «Бегущего по лезвию» поручили снимать Дени Вильнёву, режиссёру прошлогоднего хита «Прибытие», — и с первых же кадров стало ясно, что это отличный выбор. Как и оригинал, продолжение — медленная и мрачная драма, которая захватывает атмосферой и панорамными видами Лос-Анджелеса будущего. Но во всём этом сразу чувствуется не подражание Ридли Скотту, а собственный стиль нового режиссёра.

Вильнёву и его оператору Дикинсу шикарно удаются плавные пролёты камеры над пейзажами, грандиозные декорации небоскрёбов и трущоб, вызывающие клаустрофобию интерьеры. И, кажется, только Дени (ну и, может, ещё Нолан) сейчас так великолепно работает со звуковыми эффектами. Свои панорамные виды он дополняет низким гудением и гулкими ударами — так, что от ощущения грандиозных масштабов мурашки бегут по коже.

Номинации на «Оскар» за операторскую работу и звук фильму гарантированы

Вильнёв не пытается воспроизвести мир оригинала — он сразу начинает выстраивать собственный. Старый фильм запоминался неоновыми огнями рекламы и безумными цветастыми костюмами — и в новом всё это есть, но куда больше в нём серости, разрухи и пасмурного неба. В этом мире холодно, тускло и неуютно, он вызывает чувство той самой «безысходности» с чёрно-белых картинок в интернете.

Вильнёв показал не только сияющий город с небоскрёбами, но и мир за его пределами — и оказалось, что там пустыня, полная свалок, ржавых конструкций и оставшихся от войны руин. Здесь нищие охотятся на пролетающие машины, а дети работают до изнеможения на подпольных фабриках, выколупывая ценные металлы из подержанной техники. Можно сказать, мир «Бегущего» пересёкся с миром «Элизиума». Или с нашим, где вся эта «постапокалиптическая фантастика» — вполне себе реальность для многих стран третьего мира.

Таких кадров в старом «Бегущем» вы не увидите

Сиквел не только показывает мир «Бегущего» по-новому, но и пытается его осмыслить и объяснить простому зрителю — как раз этого оригиналу отчасти не хватало. Из нового фильма понятнее, почему репликантов невозможно отличить от людей: никакие это не «андроиды», а генетически модифицированные клоны с человеческой ДНК. И теперь центральная тема фильма не «как распознать репликанта и не репликант ли я сам», а «могут ли репликанты размножаться и вообще стать полноценными людьми».

Объяснили и подозрительное отсутствие в будущем интернета и других привычных нам технологий — оказывается, Земля пережила катастрофу, погубившую всю цифровую технику. Нам дают посмотреть на рождение репликанта. Вильнёв даже показывает, как и кто создаёт им искусственные воспоминания. Благодаря проработке и множеству мелких и крупных деталей его безысходный мир оживает и кажется реальным.

Греет душу, что в этом мрачном будущем сохранились мы с вами. В фильме то и дело мелькают надписи на русском...

...и даже продолжает существовать СССР

Но с персонажами и их логикой есть проблемы

Однако создать впечатляющий мир мало, надо ещё населить его живыми людьми. И вот это у сиквела получилось не так удачно. Да-да, это в первую очередь про Райана Гослинга. Как можно было допустить, что главный герой почти весь фильм ходит с одним и тем же скучающим выражением лица?

Допустим, дело не в таланте актёра, а просто в сценарии герой прописан таким сдержанным и пассивным. Возможно даже, так специально задумали, чтобы на фоне Кея казались более живыми второстепенные герои — влюблённая в него хрупкая девушка-голограмма (отличная работа Аны де Армас), задиристая проститутка (Маккензи Дэвис) и брутальная начальница «бегущих» Мадам (Робин Райт). Но оправдания не отменяют того, что наблюдать за этим пофигистом скучно, особенно учитывая медленный темп картины, а сопереживать ему трудно. Даже в самой трогательной и необычной эротической сцене за всю историю кинофантастики (да, тут есть такая) Кей выглядит так, будто ему наплевать!

Увы, Гослинг не стал достойным наследником Харрисону Форду. Это становится особенно очевидно, когда сам Форд наконец вытаскивает свою мощную харизму на экран. Его роль совсем небольшая, гораздо меньше, чем могло показаться по трейлерам, но при каждом появлении он напрочь затмевает Райана. Его Декард тоже холоден и замкнут, но вот мелькнула кривая ухмылка, приподнятая бровь — и сразу понимаешь, насколько интереснее можно сыграть даже сдержанного персонажа.

Скучающему Кею трудно определиться со своей мотивацией. Однажды другой персонаж спросит его: «Почему ты мне помогаешь?» — и главный герой не найдёт, что ответить

Остались вопросы и к злодеям, но уже не к актёрской игре, а к логике и мотивации. Центральный для сюжета конфликт героев с корпорацией Уоллеса, если задуматься, вообще не должен был произойти. Их цели не так уж сильно отличаются — Уоллес мог добиться своего, если бы объяснил героям свой замысел (в котором ничего злодейского нет) или обманул их.

Чтобы исключить такую возможность и сохранить конфликт, сценаристы врубили магнату режим «психопат» на максимум. Уоллес (второй претенциозный безумец подряд от Джареда Лето) и его помощница Лав (холодная и жёсткая Сильвия Хукс) убивают репликантов и людей по поводу и без — просто чтобы мы не забывали, за кого нам положено болеть. Действия этой парочки можно разбирать как примеры «чего НЕ надо делать, если вы кинозлодей».

Ниандр Уоллес явно копирует андроида Дэвида из «Прометея» и «Завета» — с отрешённым видом лопочет цитаты из Библии и мнит себя Богом-творцом

Сценаристы, похоже, так и не придумали, чем разрешить конфликт. По крайней мере, фильм кончается так, что впору писать на экране «Продолжение следует — ждите третьей части». На самом деле, это была бы неплохая идея. В мире «Бегущего» осталось много тайн и недосказанностей, а полюбоваться на работу Вильнёва ещё раз вряд ли кто-то откажется.
Новый «Бегущий» всё-таки не идеальный шедевр, но очень впечатляющее, шикарно снятое и неглупое кино. Фильм доказывает, что Дени Вильнёв — один из лучших современных режиссёров, у которого большое будущее. Надо только тщательнее полировать сценарии. Любителям серьёзной фантастики, уставшим от типовых блокбастеров и желающим погрузиться в атмосферу мрачного будущего, смотреть обязательно.

Фильм вошёл в топ-10 лучших фильмов 2017 года

Фантастика 2017: лучшие фильмы

Александр Гагинский

03.01.2018

105766

Это был год возрождений и героических смертей, мрачных драм и лёгких комедий, жутких клоунов и настоящих мужиков.

Оценка

8

оценка

УДАЧНО

  • атмосфера мрачного будущего
  • убедительные детали мира
  • шикарная работа со звуком, камерой и декорациями

НЕУДАЧНО

  • игра Гослинга
  • логика и мотивация злодеев

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё