В этом году Старкону, крупнейшему фестивалю фантастики, фэнтези и гик-культуры, исполняется двадцать лет — огромный срок для российского проекта. Как конвенту удалось все эти годы держаться на плаву и как он менялся со временем? В честь юбилея мы попросили давних участников и организаторов фестиваля поделиться воспоминаниями — и составили летопись, охватывающую всю историю конвента с самого основания.
Настраивайте ваши приёмники на ностальгическую волну — и не забудьте обзавестись билетами на двадцатый Старкон! Он пройдёт в Санкт-Петербурге уже на этих выходных, 29 и 30 июня.
История Старкона началась со «Звёздных войн». В начале двухтысячных в российском сегменте интернета было довольно мало поклонников саги, и все они очень быстро друг с другом перезнакомились. Тем для разговора хватало: в 1999 году как раз вышел Эпизод I, и интерес к «Звёздным войнам» вспыхнул с новой силой. Москвичи с форума «Star Wars. Русский портал» начали устраивать встречи в реале, а в 2000 году у Катерины Карепиной (Юты) с коллегами возникла задумка: устроить большой слёт, пригласив на него фанатов из Симферополя, Риги и Петербурга. Получился самый натуральный квартирник примерно на три десятка участников. Именно там родилось название «Старкон» — и идея сделать мероприятие ежегодным.
[su_caption caption="Старкон: Начало (2000)"]
На следующий год москвичи и петербуржцы уже основали в своих городах полноценные фан-клубы, причём в Петербурге его создали на базе клуба поклонников «Звёздного пути»: извечная война фэндомов до России не докатилась. Катерина Карепина вместе со свежесозданным московским клубом стала придумывать для квартирника полноценную развлекательную программу. В 2001 году на Старконе смотрели «Звёздные войны» и другую научную фантастику, некоторые фанаты приехали в костюмах, а Катерина провела в соседнем Измайловском парке целую ролевую игру, на которой ситхи и джедаи искали голокроны с древними знаниями.
Старкон развивался вместе с развитием интернета. С каждым годом количество участников увеличивалось, росло и качество мероприятий. Через некоторое время к команде организаторов присоединился Алексей Карепин (Катарн), ставший в итоге основным руководителем конвента. Если первые два Старкона были квартирниками, то потом площадки стали меняться каждый год. В 2002 году конвент проводился на базе клуба «Лабиринт» — культового в те годы заведения на станции метро «Полянка», где можно было поиграть в настольные ролевые игры или в Magic: The Gathering.
К 2002 году у многих фанатов уже появились костюмы и самодельные мечи
[su_author name="Евгений Можаев (Инди)" desc="коллекционер, ветеран СПбФКЗВ (Санкт-Петербургского фан-клуба «Звёздных войн»), один из организаторов конвента в 2004 и 2012 годах. Не пропустил ни одного Старкона с 2002-го" pic="https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2019/06/Evgenij-Mozhaev-e1561707462600.jpg"]
Впервые я побывал на Старконе в 2002 году и с тех пор ни одного не пропустил. Фестиваль собрал тогда примерно 60 человек за два дня. Первое впечатление было просто невероятным! Новые знакомства, потрясающие люди, с которыми ты на одной волне. Лекции, косплей, рассказы других фанатов, обмен опытом, настольные игры — и это только в первый день! В воскресенье — пикник в парке с лекцией по саберфайтингу
На семинарах уже становилось довольно людно (2003)
[su_author name="Алексей Карепин (Катарн)" desc="ветеран московского фан-клуба «Звёздных войн», организатор Старконов вплоть до 2011 года" pic="https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2019/06/Aleksej-Katarn.jpg"]
В тусовку я пришел в 2002 году, как раз к саберфайтерам. Тогда это был небольшой уютный «клуб по интересам», в котором здорово было проводить выходные. К тому же на свежем воздухе. Я тогда увидел объявление о проведении ролевой игры по «Звёздным войнам» — это был «Татуин». Вышел на организаторов — хочу быть джедаем, говорю. А они — слушай, пойди потренируйся, вот тут есть люди. Так всё и началось. Джедаем на этой игре я, конечно, не был.
В Старконах я участвовал года, если не ошибаюсь, с 2003-го. Или даже 2002-го... Не помню уже, был ли простым участником (вроде был), но потом точно был в составе саберфайтеров с показательными выступлениями. Затем помогал в организации, а потом и сам стал главным организатором. В «те самые» времена это было очень круто. Я ждал следующего Старкона целый год. Это был настоящий праздник.
Какой же Старкон без КВНа? (2004)
В 2003 году основной площадкой стал ДК «Маяк», но часть мероприятий по-прежнему проходила в «Лабиринте». Это уже был полноценный трёхдневный конвент: он собрал около ста участников из 15 городов России, а двое гостей приехали из далекой Мексики. Мероприятия шли практически круглосуточно: просмотры фильмов, турниры по настольным и компьютерным играм, показательные выступления фехтовальщиков из «Школы Саберфайтинга».
Тогда же в программе впервые появилось дефиле костюмов, впоследствии переросшее в конкурс косплея, — а очередную ролевую игру благодаря тёплой погоде посвятили контрабандистам, которые радостно палили друг по другу из водяных пистолетов. В те годы в России уже зарождались и другие конвенты — особенно этот формат полюбили поклонники аниме. Однако анимешники чаще всего строили программу вокруг зала и сцены, а на Старконе — вслед за ролевыми фестивалями — старались сделать так, чтобы интересные мероприятия проходили одновременно в разных помещениях, что позже вылилось в идею постоянно действующих стендов.
Массовое побоище! (2003)
В 2004 году организаторы Старкона решились на новый эксперимент: фестиваль переехал в Санкт-Петербург, причём в самый центр города, и собрал около 150 участников. Проводил его петербургский фан-клуб во главе с Петром Зайцевым, на базе Дворца учащейся молодёжи на Малой Конюшенной улице. На световых мечах в этот раз сражались прямо на Марсовом поле, на глазах у изумлённых горожан, в ДК организовали кинопросмотры на большом экране, а главное — на конвент впервые пригласили издателей и переводчиков из «Эксмо» и «Прайм-Еврознака», которые в те годы занимались выпуском книг и комиксов по вселенной.
[su_caption caption="Конкурс костюмов стал обязательной частью программы (2004)"]
Пётр Зайцев
Издательства уже вовсю торговали на конвенте официальной продукцией (2004)
Поединки на Марсовом поле повеселили туристов, а вот петербуржцы принимали джедаев за хоббитов (2004)
В 2005 году Старкон вернулся в Москву — и надолго прописался в ДК ВВЦ. После выхода «Мести ситхов» у саги появилось много новых фанатов, и фестиваль неуклонно рос, — а в новом месте свободно размещались от 200 до 300 человек. Пожалуй, именно эти годы остались в памяти у многих — включая и авторов статьи — как образ «того самого» старого конвента. Каждое лето у иногородних фанатов появлялся повод съездить на выходные в Москву, погулять на природе, отведать фирменной медовухи с ВДНХ, которая быстро стала одним из неофициальных символов фестиваля, встретиться со старыми друзьями и познакомиться с новыми.
Легендарный ДК ВВЦ, приютивший Старкон на семь лет (2005)
«Старкон всегда был праздником, даже если мы упахивались до нулевого состояния», — вспоминает Катерина Карепина. Вокруг Старкона зарождалось всё больше творческих проектов: на фестивале стали регулярно проходить показы фан-фильмов, а на одном из конвентов зародилась идея сайта с фанатскими переводами — сейчас многие «выпускники» этого проекта поселились в крупных издательствах и занимаются любимым делом уже по работе.
Однако после завершения трилогии приквелов интерес к «Звёздным войнам» стал угасать, да и сам фестиваль из года в год почти не менялся. Многие посетители начали уставать от привычного формата.
Как ни странно, одним из традиционных мероприятий на московских Старконах стал футбол (2009)
Алёна Варивончик
[su_caption caption="Дарт Талон произвела фурор. А одним из самых популярных образов неизменно оставалась Лея в бикини (2009)"]
Со временем застой почувствовали и сами организаторы. «Интерес стал понемногу угасать, и мы начали думать, что с этим делать, — рассказывает Алексей Карепин. — Решили пригласить другие вселенные. Правильно это было или нет? Не знаю. Тогда других вариантов не придумали. Кстати, мы же тогда запустили на Старконе идею со стендами».
Итак, в 2011 году фестиваль впервые сделали мультифэндомным. Приветствовались все поклонники фантастики! Пожалуй, больше всего запомнился стенд поклонников «Доктора Кто», который тогда был на пике популярности: в холле ДК ВВЦ даже установили ТАРДИС в натуральную величину. Тогда же в команду организаторов пришёл Игорь Пылаев, который делает Старкон до сих пор.
Уже тогда каждый стенд старался придумать свою развлекательную программу. На этом стенде ЗВ-шники проводили игру «Кто хочет стать миллионером?» (2011)
Игорь Пылаев
Последний год на ВДНХ
В ряды джедаев затесались вулканцы и даже Хищник (2011)
Но кардинально это ситуацию не изменило: к тому времени организаторы попросту выбились из сил. «Выдохся, — признаётся Алексей. — Это же „работа на общественных началах“ была. Бесконечно такое тянуть тяжело, а переводить в коммерческие рельсы — опыта и связей для этого у меня не было». «Устали, — подтверждает Катерина. — Мы его делали больше десяти лет. С 2012 года я уже ни разу не была на Старконе. Насколько я знаю, праздником он остался, и это самое главное».
Именно тогда Игорь Пылаев решил полностью взять организацию в свои руки: зарегистрировал «Старкон» как товарный знак и окончательно перенёс фестиваль в Санкт-Петербург.
Первый год на новом месте. Косплееры из всевозможных вселенных разгуливали по окрестным улицам и попадали в СМИ (2012)
Алексей Карепин
Игорь Пылаев
Как несложно догадаться, перенос фестиваля сопровождался жаркими спорами, но в итоге была выбрана площадка в традиционном стиле: КДЦ «Московский» рядом с метро «Электросила». Как и в 2004 году, на организацию решили позвать петербургских поклонников «Звёздных войн». К тому времени Евгений Можаев уже проводил периодические встречи, благодаря которым возродился питерский фан-клуб «Звёздных войн», а к команде присоединились администраторы крупнейшей группы по «Звёздным войнам» «ВКонтакте» — Кир Тихомиров и Алёна Варивончик. Именно они через пару лет откроют российские отделения 501-ого Легиона и Легиона Повстанцев.
В холле появились лавки с редким мерчендайзом и стенд с винтажными игровыми приставками (2012)
Алёна Варивончик
На фестивале можно было наблюдать самые невероятные кроссоверы (2012)
[su_author name="Евгений Можаев (Инди)" desc="коллекционер, ветеран СПбФКЗВ, один из организаторов конвента в 2004 и 2012 годах. Не пропустил ни одного Старкона с 2002-го" pic="https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2019/06/Evgenij-Mozhaev-e1561707462600.jpg"]
Большой зал со сценой для косплей-дефиле, широкие вестибюли для фан-стендов. Решено было сразу позиционировать Старкон как фестиваль для всех поклонников фантастики и фэнтези.
Наша команда по «Звёздным войнам» и волонтёрила на фестивале, и делала самый большой стенд, под который был выделен весь второй этаж. У нас даже была своя сцена для мероприятий и живой музыки. В тот год в Питер вновь приехало много моих друзей из Москвы. Лично для меня это был последний душевный Старкон в формате «как в старые добрые времена».
Весь второй этаж ДК превратился в кантину, где проходили квесты и традиционная юмористическая программа (2012)
Тем временем Игорь продолжал продвигать новый формат, вдохновлённый зарубежными фестивалями наподобие «Комик-кона». В 2013 году Старкон впервые переместился из домов культуры в огромный экспоцентр «Гарден-сити» — и собрал около пяти тысяч посетителей! Пожалуй, именно тогда он стал напоминать свою нынешнюю инкарнацию: просторный зал с огромным количеством стендов, представительства издательств и магазинов, официальные кинопоказы, масштабное дефиле косплея и даже научно-популярная секция с приглашёнными космонавтами.
Игорь Пылаев
В огромном ангаре хватило места и стендам, и сцене, и секциям настольных игр (2013)
Посетители, впрочем, отнеслись к нововведениям по-разному: одних восхитил беспрецедентный по российским меркам масштаб фестиваля, других смутила коммерциализация.
[su_author name="Катерина Карепина (Юта)" desc="организатор Старкона с 2000 по 2011 год" pic="https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2019/06/Katerina-YUta-e1561707417831.jpg"]
Фестиваль потерял свою узкую специализацию на «Звёздных войнах» и принял к себе научную фантастику в целом. Это позволило ему расти и собирать людей — всё-таки в нашей стране и ближнем зарубежье не так много поклонников именно «Звёздных войн», готовых приезжать на свой фестиваль. А такому мероприятию надо расти, чтобы не заглохнуть.
Алёна Варивончик
На фестивале всё чаще стали попадаться костюмы из комиксов (2015)
[su_author name="Евгений Можаев (Инди)" desc="коллекционер, ветеран СПбФКЗВ, один из организаторов конвента в 2004 и 2012 годах. Не пропустил ни одного Старкона с 2002-го" pic="https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2019/06/Evgenij-Mozhaev-e1561707462600.jpg"]
В последние годы фестиваль стал больше похож на знаменитые «Комик-коны». Это в первую очередь коммерческое предприятие. Старкон стал совсем другим. Тысячи посетителей, крутой и дорогой косплей, огромные фан-стенды, лектории, масса маленьких лавочек и магазинов. Из последних фестивалей, после 2012 года, мне больше всего понравилось в «Ленэкспо» в 2014–2015 годах.
Разумеется, я продолжаю ходить на Старкон, но уже давно не ради самого Старкона, а чтобы поддержать ребят, моих друзей, в подготовке стендов по «Звёздным войнам». Ведь Старкон вырос в то, чем сейчас является, именно благодаря фанатам вселенной Star Wars! Талантливым, вдохновенным людям с горящими глазами и ворохом новых идей!
Джабба Хатт авторства Николая Терёшкина потом ещё долго ездил по разным фестивалям (2014)
Пётр Зайцев
Тем не менее Старкон постепенно становился частью массовой культуры — и одна из заслуг фестиваля именно в том, что он начал популяризовать гик-культуру среди тех самых «обычных людей». Начало 2010-х как раз ознаменовалось расцветом комикс-издательств и супергеройских фильмов — и конвент, попав в эту волну, потихоньку приучал общество к косплеерам, поклонникам комиксов и просто фанатам фантастики. Реклама конвента стала появляться в метро и кофейнях, и петербуржцы начали постепенно привыкать к тому, что в их городе теперь есть ежегодное многотысячное мероприятие для гиков, на которое обязательно пойдёт кто-нибудь из их знакомых.
[su_caption caption="Российский косплей уже ничем не уступал западному, а фестивалем заинтересовались крупные спонсоры (2013)"]
Игорь Пылаев
Одновременно с новым Старконом в России появились отделения международных косплей-групп — 501-го легиона и Мандалорских наёмников (2014)
Однако со временем и у обновлённого фестиваля стали появляться проблемы. Пожалуй, главным бичом Старкона стало всё то же «выгорание» организаторов: команда менялась практически каждый год, и из тех, кто помогал Пылаеву в прежние годы, сейчас осталось всего три-четыре человека. Не удалось и сотрудничество с другими конвентами: несколько мероприятий в год на тот момент не выдерживали ни организаторы, ни посетители.
Пётр Зайцев
Впрочем, сам Игорь поясняет, что кадровые перестановки — это естественный процесс:
Игорь Пылаев
Невзирая на трудности — в том числе финансовые, из-за которых фестиваль в 2017 году чуть было не закрылся, — Старкон не только проводится из года в год, но и продолжает развиваться. Каждый год на конвент приходит около 20 тысяч человек! Похожих фестивалей в последнее время появилось немало: EveryСon, Comic Con, Epic Con... Однако Старкон, кажется, окончательно зарекомендовал себя как самый непотопляемый фестиваль — и вполне держит планку, которую в своё время сам задал гик-сообществу.
Конвенты и впрямь совершили огромный скачок. Косплей вышел на такой уровень, что западные коллеги нередко смотрят на российских мастеров с завистью: сейчас у нас создают и ростовые костюмы трансформеров, и сложнейший грим с накладными конечностями и крыльями... Мало кого удивляют приглашённые голливудские звёзды, эксклюзивные кинопоказы и презентации издательств, а на Старконе в последние годы стал доброй традицией и ежегодный конкурс короткометражек — уже не просто фан-фильмов, а почти полноценного кино. Организаторы тем временем продолжают раздумывать над дальнейшими направлениями развития.
Игорь Пылаев
Знамя прежнего Старкона подхватил фестиваль StarFans, который, как и встарь, посвящён «Звёздным войнам» и тоже начинал с московских ДК. Нынешний же Старкон стал настоящим культурным феноменом — и, само собой, по-прежнему собирает самые разные отзывы. Напоследок дадим ещё раз слово героям нашей статьи: им есть о чём подискутировать. Ну а ваших отзывов мы будем ждать после этих выходных — торопитесь успеть на юбилейный двадцатый конвент!
StarFans ревностно хранит традиции фан-клуба, однако уже тоже разрастается. Теперь на него приглашают зарубежных актёров — например, Джереми Баллока, сыгравшего Бобу Фетта, — а из тесных ДК конвент переселился в технопарк «Нагатино»
Пётр Зайцев
Теперь команды косплееров не только соревнуются в качестве костюмов, но и разыгрывают целые сценки (2015)
Игорь Пылаев
Научный стенд 2017 года
Татьяна Шорохова
Авторы этой статьи на «Старконе-2012»
В этом году фестиваль пройдёт в КВЦ «Экспофорум», и программа будет насыщеннее некуда: гостей фестиваля ждут кинопоказы «Детектива Пикачу» (с субтитрами!), «Шазама» и классического «Чужого». В лектории будут рассказывать о покорении космоса, тёмной материи, искусственном интеллекте и редактировании генома.
Стендов заявлена целая сотня: здесь будут и привычные миры, от «Звёздных войн» до Elder Scrolls, и редкие гости наподобие SCP Foundation и вселенной Миядзаки. Само собой, будут работать филиалы комикс-издательств и гик-магазинов — и даже откроется лазертаг! Почётным гостем фестиваля в этом году станет актёр Энтони Рэпп, известный по ролям в фильме «Игры разума», сериале «Звёздный путь. Дискавери» и многих других проектах. Ну а косплееров анонсировать даже нет смысла: они обязательно найдут чем нас удивить.
В статье использованы фотографии из архивов Е. Можаева, П. Зайцева, В. Бордунова и сайта Jedi Council, а также из официальных фотоальбомов «Старкона» и архивных номеров «Мира фантастики».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.