В 2006 году у Сан-Диего появился мощный конкурент. За несколько лет New York Comic Con обогнал Сан-Диего по посещаемости. Его средняя аудитория составляет 250 тысяч человек, а студии теперь делят анонсы между двумя фестивалями.
В Россию конвенты пришли в начале нового тысячелетия. Свои отдельные сходки устраивали поклонники «Звёздных войн», «Вавилона-5», «Звёздного пути» и «Властелина колец». Первым по-настоящему массовым мероприятием стал стартовавший в 2006 году «Игромир». Как и следует из названия, «Игромир» был посвящён в первую очередь видеоиграм, но с 2014 года организаторы параллельно проводили и другое, более широкое по охвату мероприятие — Comic Con Russia. К сожалению, оба конвента в последний раз проходили ещё в 2019 году — затем их сорвала пандемия коронавируса, а за ней политические события.
Фэндом выходит в Сеть
В 1990-е с распространением интернета фэндом начал перебираться туда. Фанаты одними из первых осваивали все самые передовые идеи — новостные группы, почтовые рассылки, отдельные сайты, форумы, блоги и, наконец, социальные сети. Первыми самыми активными фэндомами в сети были сообщества по «Зене — королеве воинов», «Баффи — истребительнице вампиров» и «Секретным материалам».
Переход в онлайн особенно помог авторам фанфиков и фан-артов. Если раньше их аудитория ограничивалась посетителями конвентов или читателями фэнзинов, то теперь в теории увидеть их творчество мог любой пользователь интернета.
В октябре 1998 года в Сети появился Fanfiction.net — целая библиотека фанфиков с архивом, классификатором жанров и поиском. Первые фанфики на нём были посвящены «Секретным материалам», но вскоре первенство перешло фанатам «Гарри Поттера». Спустя два года после выхода «Философского камня» в США на сайте насчитывалось уже более тысячи работ по мотивам цикла Джоан Роулинг, а сейчас их больше 634 тысяч.
Далеко не все правообладатели смирились с существованием фанфиков. Большинство видели в фанатском творчестве бесплатную рекламу, но некоторые авторы, например Джордж Мартин и Диана Гэблдон, его категорически не одобряли (Мартин любит рассказывать историю о том, как фанат предугадал в фанфике реальные планы одного автора на продолжение и потребовал себе гонорар). А Роулинг, по слухам, собиралась судиться с автором фанфика, который пиарил своё произведение как «восьмую книгу цикла».
Угрозы судебного преследования со стороны правообладателей заставили руководство Fanfiction.net запретить некоторые фанфики, например о реально живущих людях. Попадавшие под запрет произведения моментально удаляли с сайта, что ожидаемо вызывало гнев их авторов. Многие творцы в итоге покинули Fanfiction.net и основали свой, максимально демократичный ресурс Archive of Our Own. Среди его основательниц, к слову, известная писательница Наоми Новик — она считает фанфики важной частью литературного наследия.
Сегодня фэндомы прекрасно себя чувствуют в социальных сетях: например, в соцсети «ВКонтакте» можно найти множество крупных сообществ, посвящённых культовым тайтлам — среди них есть и
«Звёздные войны», и
«Властелин колец», и
«Гарри Поттер», и даже
«Секретные материалы».