Каждый год в этом вступлении мы рассказываем о том, как выросла отечественная настольная индустрия. Но на этот раз скажем лишь одно: на русском вышел Gloomhaven. Дальше можно не продолжать. Главная игра 2017 года (в том числе по версии «Мира фантастики») всего через год добралась до наших игроков, попутно поставив рекорд отечественного краудфандинга. Но даже в мире, где на русском уже доступен Gloomhaven, нашлась настолка, которая не меньше его достойна звания игры года.
Декодер
Патигейм года
Незамысловатая, но упоительно хитроумная игра о шифрах, достойная альтернатива «Кодовым именам». По описанию правила «Декодера» могут показаться запутанными и сухими, но центральная механика отлично работает — просто оценить это можно только воочию. Игроки должны придумывать закодированные депеши, отсылающие товарищей по команде к нужной последовательности слов, при этом не раскрывая слишком много информации сопернику.
Уже после пары раундов игроки начинают отходить от односложных шифров вроде «бабушка, Испания, кремень» (так, например, можно закодировать последовательность «платок, конкистадор, Солнце») в сторону абсурдных, по-хорошему идиотских цепочек. «Баба Капа жнёт восстание гугенотов»? «Чапаев качает бит»? «Тошнотворно красивый француз»? Что за ерунда?! И смех, и грех, и слёзы. Умный, очаровательный, простой в освоении и бесконечно глубокий — однозначно патигейм года.
Брасс
Еврогейм года
Если игра, вышедшая в 90-х и раньше, даже спустя много лет не покидает личные топы тысяч игроков и до сих пор пользуется популярностью, значит, в ней скрыта капелька настоящей магии. «Брасс» — как раз такой случай. Почти что стереотипно чопорный «евросухарь» об английских индустриалистах с выходом сразу двух (!) новых изданий преобразился в шикарное современное евро, ни на йоту не отступив от идей дизайнера Мартина Уоллеса. Хотите самой что ни на есть «трушной» классики — берите «Брасс. Ланкашир». Хотите слегка осовремененный взгляд на культовый дизайн, разбавленный новыми, но крайне уместными механиками, — «Брасс. Бирмингем». Нечасто выпадает шанс прикоснуться к классике глубоких экономических стратегий, не плача при этом от устаревшего оформления.
Капитан Сонар
Инновационная игра года
«Капитан Сонар» — пример настолки, вызывающей настолько яркие эмоции, что истории о ней хочется рассказывать всем и каждому. Казалось бы, «Морской бой» в реальном времени — так себе идея, но «Сонар» генерирует какое-то безумное количество смешных и напряжённых ситуаций. Всё-таки управление одной субмариной вчетвером — та ещё задачка. Представьте: вот вы сидите на хвосте у вражеской подлодки, и тут оказывается, что инженер сломал торпедные аппараты, а радист всё это время отмечал путь врага задом наперёд. «Капитан Сонар» — это действительно штучная вещь, и если у вас нет семерых друзей, готовых с вами поиграть, то... заведите их. Или похитьте незнакомцев с улицы — игра того стоит.
Охота за Кольцом
Лучшая игра по фантастическому миру
Настольная погоня — явление редкое, хотя и не новое. Признанным хитам, «Скотланд-Ярду» и «Ярости Дракулы», уже не один десяток лет. «Охота за Кольцом» на их фоне смотрится гораздо выигрышнее. Дорога Фродо из Шира в Ривенделл займёт не больше двух часов, и каждый ход будет насыщен событиями. Назгулы не устают и могут учуять след Кольца за много миль, но на помощь храброму хоббиту придут верные друзья, а в городах и сёлах Арнора найдутся союзники. Вторая половина игры ещё напряжённее! Маршрут будущего Хранителя задан специальной картой, его легко вычислить, но Гэндальф может сбить слуг Врага со следа. «Охота за Кольцом» стала достойным приквелом к отличной стратегии «Война Кольца», локализованной годом ранее.
ROOT
Зарубежная игра года
Даже в лучших играх, таких как Neuroshima Hex и «Игра престолов», встречаются серьёзные проблемы с балансом. ROOT — уникальный случай. Каждая из четырёх фракций, сражающихся за сказочный лес, действует по уникальной механике. Коты повсюду строят лесопилки и производят товары. Птицы следуют сложной цепочке приказов монарха, над которым всё время висит угроза дворцового переворота. Мышки из Лесного союза устраивают бунты в тылу вражеских армий. А Енот... он вообще играет в RPG, а не в стратегию. Каким-то образом вся эта компания умудряется друг друга контролировать, и ни одна фракция не доминирует. Добиться победы помогают только расчёт и дипломатия. Всё, от великолепного визуального дизайна до механик, вызывает желание немедленно заполучить игру и никогда не убирать со стола.
Фото: Aldo Ojeda
Война миров: Новая угроза
Лучшая отечественная разработка
«Война миров» — проект для нашего рынка невероятно рискованный. Игра строго для двоих, со сложной (для новичка) механикой колодостроения, да ещё и не в самом популярном сеттинге — много ли у нас фанатов Герберта Уэллса? Но стоит разложить партию, как все опасения развеиваются. Противостояние марсиан с британцами оказалось интересным и без преувеличения идеально сбалансированным. В асимметричности игра превосходит ROOT: войска марсиан попросту бессмертны! Цель захватчиков — уничтожить население Туманного Альбиона, цель людей — нанести инопланетной армии такой урон, что дальнейшая экспансия будет попросту экономически невыгодной. А пока вы ставите заслоны из дирижаблей и пускаете в бой треножники, автор игры разрабатывает дополнение с третьей фракцией — не сомневаемся в его успехе.
Идеально сбалансированная дуэльная настолка про вторжение пришельцев.
Кориолис: Третий горизонт
Ролевая игра года на русском языке
«Кориолис» — это уникальный сплав научной фантастики в стиле «Светлячка» и «Чужого» с арабскими сказками и историями про Ходжу Насреддина. Детально прописанный сеттинг (но с широким полем для воображения ведущего) вкупе с отточенной механикой выводит игру за рамки простого космооперного приключения. Да, из-за этого у «Кориолиса» довольно высокий порог вхождения, но в игре почти каждый найдёт удовольствие по вкусу: ролевики — широкие возможности для отыгрыша культур в диковинном антураже, а любители покопаться в механике — обилие кастомизации для персонажа. Добавьте ещё один плюс — поддержку от издателя в виде аксессуаров, дополнений и приключений — и получите настоящий ролевой хит, достойно выдерживающий схватку со Starfinder.
Любопытная научно-фантастическая настольная ролевая игра, в которой авантюризм космических путешествий сочетается с мистическим антуражем Ближнего Востока.
Forbidden Lands
Зарубежная ролевая игра года
Forbidden Lands — проект от Fria Ligan, который используют ядро Year Zero («Точка отсчёта»). Это фэнтезийная игра про исследование мира, пережившего катастрофу, и на это работают все системы: от подробной механики путешествий и учёта припасов до правил по управлению крепостью. Авторы Forbidden Lands отдали дань уважения классическим приключениям в жанре тёмного фэнтези, но не скатились до ещё одного клона «игр старой школы». Напротив, это крепко сбитая и отлаженная ролёвка, которая дарит отличный опыт в жанре исследования.
Gloomhaven. Мрачная гавань
Локализация года
К пользовательскому рейтингу BoardGameGeek можно относиться сколь угодно скептически, но Gloomhaven высится на его вершине неспроста. По правде говоря, его даже игрой называть как-то... неуютно, что ли. Gloomhaven — это воплощённая мечта дизайнера Айзека Чилдреса; проект, который мы всегда хотели, но не надеялись получить. Монструозный, по-настоящему гигантский эпос, по размаху оставляющий позади любую другую настолку. Это игра, полная идей и сюрпризов, которую можно исследовать месяцами напролёт и всё равно открывать для себя что-то новое. Чилдрес умудрился совместить невероятные амбиции с такой чётко выверенной механикой, что Gloomhaven не сломался под собственным весом. Без преувеличений лучший dungeon crawler со времён первого издания Descent. А может, и вообще лучший в истории.
Звёздные войны: Восстание
Самая долгожданная игра года
Спустя два года до нас наконец добралась одна из лучших настольных игр по «Звёздным войнам». «Восстание» — это эпическая дуэль между Империей и повстанцами, затрагивающая события всей классической трилогии. Слабые и малочисленные защитники Республики не могут тягаться с имперской машиной войны, но время работает на них: если имперцы не успеют захватить штаб повстанцев (его можно разместить почти где угодно), далёкая галактика откажется подчиняться Палпатину. За глубину стратегии и редкую возможность поменять каноничный ход событий «Восстание» было бы достойно первого места... если бы не следующая игра.
Игра года
Сумерки империи. Четвёртая редакция
«Сумерки империи» — это потрясающе глубокая 4Х-стратегия с уникальными фракциями инопланетян, модульным полем, научным развитием и даже специальной механикой галактического совета. В четвёртой редакции настольного хита подправлены самые досадные ошибки предыдущих: часть стратегических карт, запутанные древа технологий и механика накопления товаров. Из дополнений в новую базу перекочевали самые удачные нововведения и все ранее добавленные расы. Война за Мекатол-Рекс займёт у вас полдня чистого времени (и это без объяснения правил!), но оно того стоит — даже великолепный Eclipse не столь масштабен и разнообразен, как «Сумерки империи». Игра, достойная наследия Лазакской империи. Игра галактических масштабов. Игра года.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.