Мода и фантастика: киберпанк, космос и супергерои в фантазиях модельеров

81688
11 минут на чтение
Мода и фантастика — брак, заключённый на небесах, где-то в глубинах космоса. Для модельеров, постоянно находящихся в поисках новых идей, фантастика служит их неиссякаемым источником. Поэтому на подиумах можно встретить Супермена, инопланетян и репликантов.

Некоторые дизайнеры сами внесли весомый вклад в историю фантастики. Другие изучают новые технологии и конструируют моду будущего. А те, кто наделён самым живым воображением, создают собственную фантастическую реальность.

В этой, первой части статьи мы расскажем о моде, вдохновлённой будущим, космосом и гик-культурой.

С подиума на Луну

В 1961 году Юрий Гагарин полетел в космос, и человечество немедленно устремилось вслед за ним. В 1965-м французский дизайнер Андре Куррёж сделал для моды то же, что Гагарин для человечества: проложил дорогу в космос. Его коллекция Space Age была революционной для своего времени: наряды в форме трапеций и треугольников, длина мини и обтягивающие брюки, детали из металла и пластика. Образы довершали футуристические очки и шляпы, напоминающие шлемы скафандров. Знаковым для Куррёжа стал белый цвет, без которого с тех пор редко обходится «космическое» видение.

То, что тогда казалось будущим, теперь выглядит как милая ретрофантастика

Вслед за первопроходцем модные дома Pierre Cardin, Chanel, Lanvin и множество других начали предлагать модели простых геометрических форм, блестящие и прозрачные ткани и обувь на плоской подошве для прогулок по Луне. Футуризм прошлого стал ретрофутуризмом для нас и часто появляется в фантастических фильмах. Например, наряды Эммы Фрост из фильма «Люди Икс: Первый класс» копируют стиль Куррёжа.

Дизайнер Пако Рабан принципиально работал с материалами, которые нельзя носить, создавая платья из алюминиевых пластин и латунной проволоки. За это критики окрестили его «Жюлем Верном высокой моды». В 1968 году Рабан разработал дизайн костюма для героини Джейн Фонды из фильма «Барбарелла». Наряд был признан самым сексуальным в кино 60-х, и, возможно, без него эта легкомысленная космическая фантастика не завоевала бы культовый статус.

Коллекция Pierre Cardin, вдохновлённая космической эрой

В последующие десятилетия «космическая» мода продолжала развиваться, отражая тренды своих эпох. На «космический глэм» 70-х повлияли сценические образы Дэвида Боуи. В следующем десятилетии возникло «космическое диско» со сверкающими нарядами, высокими ботфортами и украшениями в форме колец Сатурна и галактических туманностей. Певицы Грейс Джонс и Энни Леннокс примеряли андрогинные «космические» образы.

А в 2017 году модный дом Chanel устроил настоящее космическое шоу. Под песню Contacte об инопланетянке, грезящей о встрече с землянином, вышагивали по белоснежным трапам модели, облачённые в серебристые комбинезоны и укутанные в накидки-одеяла, чтобы не замёрзнуть на далёкой планете. Закончился показ запуском ракеты с логотипом марки на борту. В воздухе осталось звенеть эхо мелодии 60-х — того времени, когда о покорении космоса мечтали все.

Chanel в 2017 году превратили подиум в космодром

Элементы Жан-Поля Готье

Готье стал дизайнером благодаря кино, и на его счету немало работ для фильмов. Его костюмы помогли создать особую атмосферу для мрачноватой сюрреалистической фантазии «Город потерянных детей». Для картины абсурда «Кика» режиссёра Педро Альмодовара он выступил дизайнером нарядов главной героини, созданных в эстетике киберпанка и «мусорного» гламура.

Но «Пятый элемент» стал, пожалуй, самым значительным его вкладом в кино. «Я хотел самого лучшего дизайнера, а это Жан-Поль», — сказал режиссёр Люк Бессон. Получив полную свободу действий, Готье фанатично включился в работу. Он создал для фильма 954 костюма, предварительно нарисовав для них несколько тысяч эскизов. Готье каждый день появлялся на съёмочной площадке, проверяя внешний вид всех актёров и статистов.
Наряд из белых полос ткани для героини Милы Йовович модельер придумал, вдохновившись картиной Фриды Кало «Сломанная колонна». Он придаёт Лилу уязвимость и хрупкость, одновременно подчёркивая неземную природу персонажа.

Активист движения за слом стереотипов, Готье использовал элементы женской одежды в мужских костюмах. Так на оранжевой майке брутального героя Брюса Уиллиса появились кокетливые вырезы на спине, а говорливому персонажу Криса Такера достались наряды с декольте. Оперная певица Плавалагуна стала совместным творением Джона Коппингера, работавшего над дизайном персонажей для «Звёздных войн», и Готье, который придумал голубое платье, словно продолжающее тело Дивы.
Дизайнер пригласил в массовку фильма нескольких знакомых моделей. Среди них — экстравагантная Ева Салвейл, девушка с татуировкой дракона на бритом черепе, органично вписавшаяся в пёстрый хаос «Пятого элемента».

Постапокалипсис сегодня

Вышедшая в 1979 году первая часть «Безумного Макса» стала сенсацией в кино, но не привлекла внимание дизайнеров. В фильме преобладал милитари-стиль, главный герой был затянут в суровую чёрную кожу, и с модными настроениями того времени, ещё культивировавшего вычурный глэм-рок, они не пересекались.

Однако спустя всего два года банда буйствующих в сиквеле «Макса» колоритных панков вызвала настоящий фурор, и модельеры взялись за постапокалиптическую моду. Её характеризует ассиметричный крой, сочетание контрастных цветов и разных фактур, байкерские мотивы, использование кожаных и металлических элементов. Представьте себе живописные лохмотья, найденные после того, как модный бутик пострадал от ядерного взрыва, — примерно такой получался результат.

Даже конец света может быть стильным

Постепенно тенденции изменились. Нынешние постапокалиптические наряды выглядят как стильная версия костюмов из фильма «Дорога» по роману Кормака Маккарти, в просторечии — «бомж-стайл». Болгарский бренд Demobaza прославился, выпуская такую одежду: многослойность, приглушённые цвета, визуально состаренные ткани и глубокие капюшоны, прячущие лица от пыльных бурь. Из аксессуаров — «дутые» сапоги на толстой резиновой подошве и вместительные сумки, в которые можно загрузить свой нехитрый скарб и отправиться одиноким странником по дорогам разрушенного мира.

Модный киберпанк

Коллекция Givenchy 1998 года, посвящённая репликанту Рейчел из «Бегущего по лезвию»Ридли Скотта — не только великая кинофантастика, но и невероятно стильный фильм. Трудно переоценить его влияние на моду, не ослабевающее с десятилетиями. В 1983 году Вивьен Вествуд посвятила фильму свою коллекцию Punkuture. Коллекция Givenchy 1998 года, разработанная дизайнером Александром Маккуином, посвящена репликанту Рейчел, сыгранному Шон Янг. Широкоплечие костюмы и причёска героини, обыгрывающие нуарный стиль 40-х годов, постоянно вдохновляют творцов моды. Даже в последние годы безупречно элегантный образ Рейчел появлялся на показах дизайнера Гарета Пью и марки Bottega Veneta.

«Матрица» остаётся законодателем киберпанк-моды

В 1999 году на экран ворвались Нео, Тринити и Морфеус, одетые в чёрное с ног до головы, прячущие глаза за тёмными стёклами очков. Первым новую киберпанковскую стилистику оценил Джон Гальяно, на изломе тысячелетия выпустив для дома Dior коллекцию, воспевшую виртуальных революционеров. Сейчас проще перечислить модельеров, которые ни разу не отдавали должное «Матрице». Каждый год на подиумах появляются герои цифровых войн. Компоненты этой эстетики — кожа, винил и латекс всех оттенков чёрного, чёткие силуэты, высокие воротники, сапоги и перчатки. К образу прилагаются тёмные очки или имитирующий их макияж глаз.

Мужская коллекция Versace 2010 года из кибервселенной «Трона»

Эстафету киберпанка принял фильм «Трон: Наследие». Он вышел в 2010 году и многим запомнился именно ярким визуальным рядом. Дизайнеры Джером Руссо и Эдмундо Кастилло выпустили две коллекции дорогой женской обуви, посвящённые героине фильма Кворре. Показ мужской коллекции Versace 2010 года проходил словно в кибервселенной «Трона». Женская кутюрная коллекция Armani Privé 2011 года состояла из нарядов, выполненных с зеркальным и голографическим эффектом в цветовой гамме фильма.

Модный Гигер

Визит пришельцев на подиумы во время показа Plato’s Atlantis, проведённого Александром Маккуином в 2010 году, стал важным событием не только для мира моды. Одежда и обувь причудливых форм, авангардные причёски и грим, сценическое оформление и фоновая музыка, наполненная сигналами из дальнего космоса, сложились в завораживающий арт-перфоманс. Для этой коллекции Маккуин создал модель туфель под названием Alien, воспроизводящую анатомию Чужого.

Мода и фантастика 17Это не единственный случай, когда Гигер, создатель знаменитого ксеноморфа, вдохновлял модельеров. В 1990 году в журнале Elle в фэшн-истории «Как робот» появился знаменитый «Жакет Гигера» от Тьерри Мюглера.

В дальнейшем творчество художника идейно переосмысляли модельеры Малгожата Дыдек, Джорджия Хардинг и дизайнеры марки Belle Sauvage. Их коллекции объединяют готический силуэт, глухие тёмно-зелёные цвета и фактуры, напоминающие хитиновые панцири насекомых. Бренды уличной одежды не прибегают к сложному крою некроготики, а просто используют рисунки Гигера на тканях, как марка Supreme в 2011 году.

Мода и фантастика 19

Модные технологии

Дизайнер Хуссейн Чалаян представил на показе 2007 года коллекцию нарядов-трансформеров: платья и головные уборы меняли форму буквально у зрителей на глазах. Следующим этапом для Чалаяна стала работа с лазерами и оптоволокном, позволяющая создавать футуристическую одежду, светящуюся в темноте.

В 2013 году на Неделе моды в Нью-Йорке Диана фон Фюрстенберг придала своим романтичным нарядам налёт киберпанка за счёт единственного аксессуара — очков Google Glass, в которых выходили модели

Голландский дизайнер Айрис ван Харпен посвятила коллекцию Voltage 2013 года электричеству. Показ открывался перформансом, который легко представить в «Людях Икс»: пронзающие темноту лиловые лучи света вылетают из рук безликого «мутанта». Для нарядов этой коллекции дизайнер использовала новый экспериментальный материал TPU 92A-1 и обработку тканей методом лазерного спекания. Айрис стала одним из пионеров использования 3D-технологий в моде. Её коллекция архитектурных платьев Hybrid Holism 2012 года целиком создана методом быстрого прототипирования. Даже названия её коллекций — «Вторжение радиации», «Биопиратство» и «Взломать бесконечность» — звучат как названия ещё не написанных фантастических романов.

В работах Studio XO больше фантастики, чем моды

Дизайнеры команды Studio XO объединяют науку, технологии, моду и музыку. В числе их творений — платье из облака пара, цифровая кожа, интерактивная одежда и пока единственное в мире летающее платье. Фактически мы можем говорить о новом передовом направлении Design & Science, которое несет фантастику в моду и в жизнь.

Модные киборги

Стандарты красоты постепенно меняются, и это позволяет становиться моделями тем, у кого раньше не было таких шансов. Среди новых «нестандартных» моделей — Виктория Модеста, пережившая ампутацию ноги. Она использует разнообразные протезы как часть образа и часто предстаёт в фотосессиях как киборг, частично состоящий из хромированной стали.

Другой пример — Ребека Марин, модель с бионическим протезом руки. Кстати, Ребека любит «Звёздные войны» и в прошлом году 4 мая поздравила всех фанатов фотографией, на которой крепко сжимает своей бионической рукой световой меч.

Модные звёздные саги

Мода всё чаще черпает идеи у фантастики. Кто бы мог подумать об этом раньше, когда гики повсеместно высмеивались как «странные»? Теперь нет ничего необычного в том, что модные марки Preen и Rodarte выпускают коллекции с принтами по мотивам «Звёздных войн», а голливудская актриса Кирстен Данст выбирает платье с изображением Звезды смерти для красной ковровой дорожки.

Гвендолин Кристи в платье, вдохновлённым образом Фазмы, на страницах глянцевого журнала Vanity Fair

В честь выхода фильма «Звёздные войны: Пробуждение силы» студия Disney организовала проект Force 4 Fashion с участием десяти известных дизайнеров. Получившиеся наряды были выставлены на благотворительный аукцион. Самым запоминающимся стало платье модельера Джайлза Дикона, посвящённое капитану Фазме.

Не меньшее внимание дизайнеры уделяют «Звёздному пути». Наряды, вдохновлённые униформой команды «Энтерпрайза», появлялись на показах женских коллекций Alexander Wang, Acne и Versace и в мужских коллекциях Lacoste, Jil Sander и Lanvin. Причём на последнем показе одежду демонстрировали двойники Спока — волосы моделей подровняли под архитектурно ровную причёску персонажа.

Платье от Rodarte по мотивам «Звёздных войн»

Модные супергерои

Ещё в начале XXI века красочные картинки с «бум!» и «бац!» казались ценителям моды в лучшем случае занятной экзотикой, простительной только любителю театрализованного авангарда Джону Гальяно, который в 2001 году на кутюрном показе Dior представил несколько нарядов, балансирующих между комиксом и пост-панком.

Косметическая марка MAC в 2011 году выпустила в сотрудничестве с DC Comics коллекцию средств для макияжа, посвящённую Чудо-женщине. К помадам, румянам и пудре прилагался эксклюзивный комикс

Но в 2008 году в Метрополитен-музее открылась выставка «Супергерои: Мода и фантазия», которую курировал Натан Кроули — художник-постановщик обоих фильмов о Бэтмене, снятых Тимом Бёртоном. Известные дизайнеры предоставили для проекта 60 нарядов.

Многие из них принадлежали легендарному Тьерри Мюглеру, одному из тех редких модельеров, чья одежда узнается по силуэту. Кстати, муза Мюглера, супермодель Джерри Холл, сыграла в первом «Бэтмене» девушку Джокера. В приуроченном к открытию выставки номере журнала Vogue появилась «супергеройская» фотосессия, и это было только начало.

В 2011 году модельер Джереми Скотт задолго до выхода фильма «Отряд самоубийц» вывел на подиум Харли Квинн с её разноцветными хвостами и бесконечными ногами. Его коллекция была выполнена в гипертрофированно ярких «комиксных» цветах с использованием эмблем супергероев.
Играющий на грани фола и сюра австралийский бренд оригинальной одежды Romance Was Born, объединившись с Marvel, «выстрелил» в 2012 году «комиксной» коллекцией. На тканях прыгали и сражались герои Джека Кирби, а модели в шортах с ревущим Халком и в блестящих платьях со всей сборной Marvel гордо носили по подиуму огромные белые надписи «бум!» и «бац!». Знай наших.

Модные гики

Уже почти десять лет, как гики, нерды и «ботаники» вошли в моду. Спасибо сериалам «Теория Большого взрыва» и «Айтишники», фильму «Социальная сеть», технологическому буму и сотням миллионов долларов, которые Marvel вкладывает в супергеройское кино.

В модном лексиконе прижился термин «гик-шик». Причём под ним подразумеваются не только гламурные версии гиков с подиума. Появились ещё и многочисленные молодёжные бренды, производящие одежду и аксессуары по мотивам фантастических саг и популярных сериалов. Например, нью-йоркский бренд Jordandené, выпустивший в 2016 году коллекцию футболок и толстовок с узнаваемыми цитатами из «Доктора Кто», «Гарри Поттера» и «Звёздных войн».

Прекрасный подарок любимой, даже если ей не нравится «Звёздный путь» — понравится после такого подарка!

Разные марки наперебой кинулись производить футболки «в стиле Шелдона» или просто копировать его одежду из сериала. Не отстают и производители украшений. Ювелирная марка Paul Michael Design создала в 2014 году «гиковскую» коллекцию, звездой которой стало кольцо под названием Boldly Going Somewhere из белого золота c голубым бриллиантом по мотивам «Звёздного пути».

Чтобы стать модным гиком, необязательно покупать одежду дорогих брендов. Достаточно выдерживать многослойный стиль, носить футболки и свитера с яркими принтами, кеды или кроссовки, «ботанические» очки в массивной оправе и абсолютно любые украшения «гиковской» тематики. Лучше всего, конечно, световой меч.

Продолжение:

Мода и фэнтези: Алиса, вампиры и рыцари на подиуме

Елена Кушнир

23.12.2018

31040

Как кино и сериалы влияют на модельеров, которые обыгрывают образы героинь Тима Бёртона, диснеевских принцесс, готических вампиров и королев из «Игры престолов».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Фан

Художники перерисовывают мем «Гоку и Вегета под дождем» — с героями игр, аниме и не только

Фан

Художники Дмитрий и Екатерина Бурмак: «Берсерк», Magic: The Gathering, и ещё немного ККИ
Беседа о совместном творчестве, создании иллюстраций для коллекционных карточных игр и увлечении ретро

Фан

Художник Егор Гафидов: боевые гномы, уютные домовые и персонажи комиксов Bubble
Беседа о работе в геймдеве, семейной династии художников и чувстве родства с расой гномов

Фан

Художник Энди Асламов: яркое фэнтези, светлая магия и красивые герои
Беседа с художником о том, как фанарт может стать толчком к получению новой профессии, что должен знать начинающий художник и почему вдохновение сильно переоценено

Фан

Музыка нового мира: К-pop и фантастика
Яркие клипы, странные тексты и виртуальные певцы

Фан

Художник Алексей Круглов: чудовища, мутанты и тёмный мир Warhammer
Беседа с художником о создании запоминающегося персонажа, любви к хоррорам и «грязи» традиционной живописи

Фан

Художник Роман Авсеенко: фантастические пейзажи, безлюдные миры и огни в небесах
Беседа с художником об особенностях создания пейзажей, важности академического рисунка и источниках вдохновения

Фан

Художник Константин Порубов: Hearthstone, Pathfinder и Baldur’s Gate 3
Беседа с художником о творческой свободе, создании концепт-артов и нейросетях

Фан

Художник Михаил Сидоренко: славянское фэнтези, чертановские мифы и пандемия коронавируса
Беседа о персональных проектах, творческом выгорании и лайках в соцсетях

Фан

Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца
Беседа с художницей о предвзятом отношении к цифровой живописи, сложных отношениях с издательствами и создании детских иллюстраций
Показать ещё