Долгое время комиксы по минимуму присутствовали в книжных. Но кое-что произошло. Американские компании, такие как Viz, переводившие и переиздававшие в Америке мангу, никак не могли убедить магазины комиксов брать их книги. Я знаю, я одно время консультировался с Viz. А потом они решили, черт с ним, посмотрим, может книжные захотят с нами поиграть. И бум. Манга превратилась в самую быстрорастущую издательскую категорию на американском книжном рынке. А это, в свою очередь, по-новому открыло книжные магазины для графических романов.
О, и для полноты картины должен добавить, что такие системы продаж и микропатронажа, как Patreon, поддерживают много интересных работ, красивых и часто экспериментальных книг, а также ценные творческие голоса. Самиздат всегда был важен для комиксов. Всё это не значит, что комиксы, которые вам нравятся в местном магазине комиксов, исчезнут. Это означает, что новые голоса находят новую аудиторию в новых местах.
Лично я бы не смог без книжного рынка. Я имею в виду, как писатель комиксов, до того, как я начал писать романы. В книжных магазинах я дотягиваюсь до людей, рядом с которыми нет магазина комиксов, или они не могут найти меня в магазине комиксов, или просто случайно меня находят. И, по правде, это лучше всего. Знаете, что мне нравится? Мне никогда не удавалось поговорить об этом толком, но вы все заперты со мной в одной комнате. Мне нравится попадать в уценку. Мне нравится оказываться в распродаже или продаваться по дешевке в издательском магазине. Потому что в молодости я очень, очень долго был беден. И позволить себе книги я мог единственным способом — ходить в благотворительные магазины, на распродажи и дешёвые книжные. Если бы не эти места, я никогда не смог бы открыть для себя то, что люблю. В этом нет ничего плохого. И, как мне кажется, нет ничего плохого в том, чтобы быть автором в коробках с уценкой. Это место, где люди, которым нужно тебя прочесть, могут тебя найти.
9
А что в магазинах комиксов? Как и всё остальное, это цикличный бизнес. Магазины закрываются, и это всегда грустно. Магазины держатся из последних сил, и в некотором смысле это хуже. Но новые магазины продолжают открываться. А десять лет назад — и пятнадцать лет назад, и двадцать лет назад, и, скорей всего, на прошлой чёртовой неделе — люди предсказывали, что сеть магазинов комиксов умрёт навсегда. Помните, что я говорил о предсказаниях? Не занимайтесь ими. Это игра в напёрстки.
Оказалось, что еще одним крупным препятствием на пути распространения цифровых комиксов в мире стало то, что «молодняк» счастлив брать напрокат музыку и пользоваться YouTube как радио и им необходимо, чтобы Netflix проверял каждые шесть часов дышат ли они еще — НО им нравятся книги на бумаге. Выпуск печатных изданий продолжает расти из года в год, потому что люди, приходящие на рынок, предпочитают, чтобы их материалы для чтения оставались физическими объектами.
Новость в том, что комиксы-бестселлеры в магазинах принадлежат создателю, и это НЕ супергероика.
Saga («Сага»), которую написал мужчина и нарисовала женщина, — это, пожалуй, самая грязнейшая, ненормальнейшая, эксцентричная и попросту странная книга от крупного издателя. «Ходячие мертвецы» созданы двумя парнями, но у одного из них серьезный физический дефект — рыжая борода — и буквально все эта серия, на протяжении пятнадцати лет, была о страдании. Что-то около восьмидесяти тысяч человек каждый месяц покупают комикс, чтобы прочитать о персонажах, которые просто страдают, от них отрубают куски, а в конце они умирают. Это потрясающе.