Двойственность и конфликтная природа всего во Вселенной проявляется в каждой истории графического романа. Боги хотят быть людьми, а люди теряют все в попытках превзойти богов. Сны просачиваются в реальность и меняют ее, а реальность хладнокровно отнимает и убивает сновидения. Смерть становится новым началом, а очередное перерождение не несет с собой ничего, кроме гибели. И сами Вечные оказываются заперты в бесконечном цикле, не в силах вырваться из него.
Но даже так можно продолжать борьбу, если не с внешними врагами, то хотя бы с внутренними. В «Песочном человеке» почти каждый персонаж пытается восстать против уготованной ему судьбы. Получается у единиц, и тогда комикс задает новый вопрос: а стоило ли оно того? Не гоняются ли персонажи за неосуществимыми желаниями, постепенно теряя себя?
Это крайне редкая для художественных произведений позиция, когда персонажи понимают, что победа в игре — это выход из нее, смена взглядов на то, что раньше казалось корнем всех проблем. И как в снах правды нет, так и однозначной морали «Песочный человек» читателям не дает. В борьбе великих сил нет победителей — есть лишь сторона, которая понесла наименьшие потери. Что зачастую вообще не служит утешением.
При всех своих достоинствах «Песочный человек» явно понравится не всем. Потенциальных читателей могут отпугнуть обилие второстепенных линий и отсылок к другим произведениям, масштабы мира и некоторая монотонность повествования. Но поверьте, «Песочный человек» стоит усилий, затраченных на его понимание.
Движущиеся картинки