Проблема «Гелия-3» заключается в том, что автор никак не может решить, что хочет написать и в каком жанре. Как будто у него под рукой было три повести и один рассказ, и он собрал из них роман. От технобоевика в Дубае, где герой мечется по обломкам обнищавших после обесценивания нефти Эмиратов, книга переходит к памфлетной антиутопии с элементами киберпанка, чуть приправленной Оруэллом. Гжендович показывает польское полицейское государство, созданное специально для хипстеров, а затем уходит в научную фантастику ближнего прицела.
Несмотря на весь этот винегрет, две трети книги, в которых дело происходит на Земле, читать занимательно. Киберпанк с польским колоритом обладает своеобразным шармом, да и само описание Евросоюза временами вызывает улыбку. Гжендович доводит существующие тенденции до гротескного абсурда и в результате получает настоящее тоталитарное общество, при этом объявляющее о своей демократичности, экологичности и либеральности. Всяко же лучше, чем российские Новые Советы или китайская диктатура? Пусть временами описание скатывается до анекдота, читать его любопытно. Да и НФ-часть неплоха со всеми её техническими деталями, научным оптимизмом и верой в прогресс, удерживаемый в узде только интересами хищных корпораций и политиков.
Так что в самом смешении жанров ничего плохого нет, многие почтенные авторы не раз проделывали подобное — к большому удовольствию читателей. Проблема в том, что в «Гелии-3» слишком чётко видны склейки между частями. Вот Фокус сбегает из Дубая в родную Польшу, где затем наслаждается контрабандной копчёной колбасой, купленной у фермеров-нелегалов. Вот он находит новый, потенциально доходный ивент, и начинается киберпанк с теорией заговора, злыми корпорациями и продажными политиками. Раз, два — и герой тренируется на тайной базе для полёта на Луну, чтобы отправиться за мечтой человечества, дешёвым и возобновляемым источником энергии. Могущественные корпорации, арабские боевики и Империя Зла с её царём Путиным II тоже, впрочем, никуда не деваются и всячески препятствуют польскому прогрессу.
Роман распадается на куски, и автор, по сути, не смешивает жанры, а добавляет их один за другим, как слои в коктейле. И это тоже можно было бы простить, в конце концов, здесь хватает интересных и забавных эпизодов. Однако многое портит финал, который падает на голову читателю безо всякого предупреждения, в духе «автору просто надоело писать книгу». Последние страницы «Гелия-3» оставляют в тягостном недоумении — и надо было городить огород, чтобы закончить вот так, в духе «Иллюминатов»?