Булгаков вдохновляющий: музыка по мотивам «Мастера и Маргариты»

15775
4 минуты на чтение
15 мая исполняется 129 лет со дня рождения Михаила Булгакова, самый знаменитый роман которого «Мастер и Маргарита» уже несколько поколений вдохновляет не только других писателей, но и музыкантов, художников и балетмейстеров всего мира. Сегодня вспоминаем, какое отражение нашли герои Булгакова в отечественной и зарубежной музыкальной культуре.

Впервые полный текст романа был опубликован в конце 60-х, когда со дня смерти писателя минуло больше двадцати лет, а в Советском Союзе настали времена Оттепели. Шесть или семь отказов выслушала вдова Булгакова, Елена Сергеевна, прежде чем подготовленная ею рукопись увидела свет, открыв автору путь к мировому признанию.

Роман переведён на десятки языков (к нему даже выпускают специальные справочники, помогающие читателям лучше понимать реалии советского быта и связанные с ними детали и смысловые оттенки текста). Историю мастера и Маргариты ежесезонно представляют на театральных подмостках, а интерес к экранизации за рубежом не утихает уже несколько лет, то и дело подогреваемый интригующими новостями (вплоть до недавнего перехода прав на постановку голливудскому режиссёру Базу Лурману).

За полвека странствий по планете роман не только обрёл многочисленных поклонников во всех странах мира и породил бесчисленное количество исследований по литературе, но и стал источником вдохновения для его творческой интерпретации в иных сферах искусства – в музыке в первую очередь. Различные фанатские сайты указывают до двух сотен разноязычных музыкальных произведений, так или иначе связанных с «Мастером и Маргаритой». Пусть и не всегда итоговый результат соответствовал замыслу - и даже громкое имя автора не гарантировало успех - вспомним некоторые из них.

В августе 2006-го года, выдающийся композитор Эндрю Ллойд Уэббер сообщил о намерении «сделать невозможное»: превратить роман «Мастер и Маргарита» в мюзикл или оперу. Но уже через год от проекта отказался, постановив: «это не-о-су-ще-с-тви-мо». По мнению Уэббера, аудитории было бы слишком сложно воспринимать роман в подобном формате.

Более успешная попытка музыкальной интерпретации принадлежит Александру Градскому. Несколько десятилетий ушло у него на создание оперы «Мастер и Маргарита», где сам автор в итоге исполнил четыре роли: Воланда, Иешуа, мастера и кота Бегемота. Другие партии достались известным в России исполнителям, среди которых: Иосиф Кобзон (Каифа), Елена Минина (Маргарита), Николай Фоменко (Коровьев), и Александр Розенбаум (доктор Стравинский). Работа, по словам Градского, вышла непростой:

Очень большой роман, тяжеленный и многообразный. И хвататься за него с бухты-барахты [...] я семь лет только записывал это всё. И два года сводил. Я уж не говорю о том, что тридцать лет собирался только - делать или не делать.
Постановка на сцене не планируется. Оперу издали в 2009-ом году на четырёх дисках, снабдив либретто. Музыкальные отрывки выложены на YouTube.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
С более вольной трактовкой романа у других музыкантов вышло лучше. Так, приключения Воланда и его свиты вдохновили Rolling Stones на создание песни «Sympathy for the Devil», вышедшей на альбоме Beggars Banquet в 1968-ом году. Текст «Мастера и Маргариты» на английском языке Мику Джаггеру подарила певица Марианна Фейтфулл, с которой он подробно обсуждал роман, прежде чем написать песню. Джерри Холл, вторая супруга Джаггера, как-то призналась Рэю Манзареку (клавишнику The Doors), что «Мастер и Маргарита» - любимая книга музыканта: «Это – его часть, он – профессор Воланд». Песня «Sympathy for the Devil» вошла в составленный журналом Rolling Stone список «500 величайших песен всех времён», заняв почётное 32-е место.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
Шотландская рок-группа Franz Ferdinand вдохновлялась историей булгаковской Маргариты при создании песни «Love and Destroy» (в ранних версиях, трек даже носил её имя). Композиция фокусируется на чувствах героини, крушащей квартиру своего врага по пути на бал.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
Американцы Pearl Jam при написании песни с говорящим названием «Pilate», вдохновлялись именно интерпретацией Булгакова. Бас-гитарист Джефф Амент вспоминает, что его поразил эпизод в самом конце романа, где читатель последний раз встречает Понтия Пилата – одинокого, коротающего вечность в компании собаки. У Амента был однажды похожий сон о собственной старости – там он сидел на крыльце со своей собакой – и это заставило его задуматься о чувствах Пилата, его одиночестве, беспокойстве и желании завершённости.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
А певица Патти Смит посвятила песню «Banga» преданной собаке пятого прокуратора. В интервью Смит объясняла, что её поразила верность пса: «Собака не бегала по небу в поисках косточки, она сидела у ног своего хозяина. Я подумала - вот истинная верность». Занимательный факт: в записи альбомной версии песни принимал участие актёр Джонни Депп (гитара).
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
И бонус. В 1976-ом году знаменитый художник Ганс Рудольф Гигер создал картину «Meister und Margeritha», посвящённую главным героям романа. По просьбе американской хэви-металл группы Danzig в 1992-ом году Гигер внёс в картину изменения, сделав её менее чувственной — и более подходящей для обложки альбома Danzig III: How the Gods Kill.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Блоги

Мрачные горизонты биопанка: экоапокалипсис в романах Паоло Бачигалупи

Блоги

Ава Райд «Леди Макбет»: оригинальный ретеллинг пьесы Шекспира
«Кажись цветком и будь змеёй под ним»

Блоги

За ширмой тысячного ли: Современный Франкенштейн, или Как напечатать человека?
Как фантасты отправились в институт науки и технологий МИСИС в НОЦ Биомедицинской инженерии.

Блоги

За ширмой тысячного ли: Радиация здорового человека или весь мир в труху?
Как Сергей Чекмаев и Клим Жуков познакомились с мирными атомами в новосибирском Институте ядерной физики.

Блоги

За ширмой тысячного ли: Как фантасты щупали нейросети за виртуальное пузико
Как фантасты разбирались, когда нейросети заберут нашу работу и сколько лет осталось до появления ИИ, способного себя осознать

Блоги

За ширмой тысячного ли: Марсианские яблони – мечта романтиков или реальность будущего?
Как фантасты вместе с учёными искали ответ на Главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого: останутся ли наши следы на пыльных тропинках далёких планет?

Блоги

Роман «Путешествие на Запад»: как Царь Обезьян стал героем массовой культуры
Игра Black Myth: Wukong и другие адаптации классики китайской литературы

Блоги

«Азаг»: мир настольной ролевой игры
Вселенная забытых богов

Блоги

«Мне нравится моя игра, потому что она милая». Дневник разработчика настольной игры «Космобюро»
Андрей Колупаев — об истории создания игры про космических торговцев

Блоги

«Территория чудовищ»: герметичный стимпанк о мутировавшей Сибири
Чем интересен новый роман о Транссибирском экспрессе посреди Великого Сибирского Запустенья.
Показать ещё