Лекс Плотников — творец разносторонний. Вы наверняка помните его как основателя и лидера волшебной группы Mechanical Poet, небольшой фан-клуб которой образовался когда-то в редакции МирФ. Но Лекс ещё и рисует, лепит и пишет музыку к играм, причём в последнее время это для него основные занятия. Не так давно на Kickstarter успешно собрали средства на выпуск игры Knite and the Ghost Lights, основанной на его скульптурах. Поэтому сегодня наш гость — не музыкант, а художник и скульптор Лекс Плотников.

Читайте также

Лекс Плотников и Mechanical Poet: история волшебной музыки и реальной жизни

Александр Гагинский

26.06.2023

75404

Как создавалась музыка зачарованных лесов, неоновых городов, Арракиса и муми-троллей.

Но сначала — Knite and the Ghost Lights...

Тёмными осенними ночами они поднимаются из глубин земли, со дна озёр и болот, из недр пещер, древних могил и заброшенных храмов. Души заблудших детей, брошенных младенцев, еретиков, висельников, колдунов и самоубийц. Забывшиеся в отчаянии, изнывающие от вековых страданий и безнадёжности, они на мгновение вырываются из своего болезненного безумия и принимаются танцевать в лунном свете под чарующие мелодии призрачного флейтиста. Многие из них запомнят эту ночь лишь как краткий миг блаженства в череде бесконечных мучений. Но один из сотен тысяч, а может быть, и двое найдут в себе силы вырваться из замкнутого круга страданий и последуют за мелодией.

Возможно, они станут жителями холмов. Либо переродятся в образе лесных сирен. Кто-то вновь явится в этот мир одним из зимних бродяг или болотных чертей. Они забудут обо всех прошлых ужасах. Они не будут помнить ничего. И лишь музыка призрачного флейтиста, давшая им новую жизнь, будет пробуждать в их сердцах необъяснимое чувство счастья и всепоглощающей радости.
Лет тридцать назад один странный малый в смешной шапке дал тётке Валош, что жила в Роще Толстых Сосен, необычный череп в обмен на потрёпанный Песенник Северных Сирен. Чужак уверял, будто раньше это была голова некоего диковинного существа из далёких восточных земель, но правда это или нет, никто сказать не мог. Однако кузнец Бломквист, старший внук тётки Валош и самый знатный силач по ту сторону Чёрного ручья, не на шутку вдохновился вещицей, понаделал похожих штукенций и стал с успехом продавать их на ярмарке. Ни до того, ни после не было у окрестной детворы более желанной игрушки.
Рыба лучше зверя. Эту истину Хавьер усвоил давно. Рыба сама к тебе придёт, ты только закинь удочку и подожди чуток. Зверь же задаст стрекача, едва почуяв неладное. А неладное для зверя — всё. Кружка кактусовой настойки с утра для аппетита — неладное. Крепкий табак — неладное. Что ни возьми, всё этому проклятому зверю не по нутру. А вот рыба не жалуется. Кидаешь ей червя, и она вся к твоим услугам. Есть всё-таки на этом свете поистине милые создания.
При виде жутких горгулий с кладбища Найта всегда одолевал целый ворох разных вопросов. «Интересно, существуют ли такие существа на самом деле? И если существуют, то кто они? Где живут? Чем занимаются?» Как оказалось, для Хавьера это не было загадкой. «Конечно, существуют, я их сто раз видел. Где? Да у себя в голове, после второй-третьей фляги кактусового рома. Того, что поуродливее, зовут Маркус, и он вечно несёт всякую чушь про старинные клады. А красавца кличут Антонием. Нормальных слов он вообще не знает, одни только ругательства. Чуть что, норовит заткнуть Маркусу рот. Вообще, не советую я тебе якшаться с этими парнями. Всё, что ты от них получишь, — головная боль поутру и ломота в костях».
В прошлое Рождество Мора с Найтом слепили чудесного снеговика. В руке у него была могильная лопата, а череп Убийцы Буллебака из склепа на холме стал превосходной головой. Посмотреть на снеговика сбежалась вся округа. А потом толпа столь же быстро развеялась, едва только тело Убийцы Буллебака пришло за своей головой, уморительно разрубая топором незадачливых зевак. Жаль, что в этом году праздник выдался очень уж морозным — дверь склепа заледенела так, что её и лом не возьмёт. Впрочем, в сарае есть коса. А голову Кики тоже слепила из снега, взяв за основу портрет своего обожаемого Бельфегора.
«В тринадцатый день осени холодной

Едва во мгле замрут сатиров флейты

И горн Охоты Дикой пронесётся

Сквозь тесный строй деревьев вековых

Приди к гранитной чаше в Чёрной Роще

Где издревле колдуньи танцевали

С тенями мёртвых ведьм веди беседы

Но бойся быть утянутым во тьму»
День рождения — худший праздник в году. Праздники — это вообще невыносимая вещь, а уж дни рождения тем более. Особенно когда тебе за девяносто и ты весьма горюч. Каждый год в торте становится на одну свечку больше, а это значит — больше огня. Целый лес пылающих свечей в торте из муки, молока и сахара на празднике деревянного именинника, который питается только водой. А эти поздравления и пожелания звучат просто как издевательства. Мол, живи ещё дольше, старый Вильгельм, а то ты так мало мучился, всего-то девяносто лет. Чёрт бы побрал такую жизнь и ту треклятую молнию! Чёрт бы побрал этот лес и этих никчёмных друзей! И этого мелкого сыча тоже. Кто это вообще такой?
Получить первый приз за самую жуткую тыкву на Празднике Конца Лета — дело непростое. Бывалых обитателей Мистланда не проймёшь кровожадными оскалами и жуткими провалами глаз, однако Кики нашла путь к сердцу публики. Не так важно, что ты вырезаешь. Вопрос — как ты это делаешь. А Кики делает это медленно и неумолимо, раз за разом вскрывая упругую плоть тыквы ножом, с чавкающим хлюпаньем вытряхивая внутренности и обводя замерших в ужасе зрителей плотоядным взглядом. Впрочем, до конца представления они обычно не досиживают.
Когда через лес проходил большой западный тракт, не было банды более дерзкой и удачливой, чем разбойники Кровавого Рика. Они грабили всё, что движется, а затем свозили добычу в своё логово в самой дремучей чаще леса. Дабы устрашить непрошеных гостей, Рик повелел установить у входа в свои владения огромную мёртвую голову. Благодаря оной сэр Клавдий Мудрый и нашёл награбленные богатства, кои тут же переправил в свой родовой замок, став самым зажиточным обитателем окрестных земель.
Какое порядочное заклинание обойдётся без вороньего крыла или лапки? А яды? Пара-тройка вороньих черепов в котле доводит смертоносность до таких высот, что не поможет даже отвар из бороды жабьего короля. Одна беда: вороны хоть и громкие, да уж больно незаметные. Прячутся то в листве, то в тумане, и никакими дохлыми мышами их не выманить. Но всё налаживается, едва лишь выпадет первый снег. Лес сразу делится на белое и чёрное. А если это чёрное летает и каркает, значит, в него и нужно стрелять из вороньей рогатки. А потом остаётся только подобрать и бросить в вороний мешок.
Зимой чаща кажется совсем безжизненной и покинутой. Большинство жителей Мистланда забираются в свои берлоги и укладываются спать аж до первых весенних ручейков. Туман рассеивается, а вместе с ним, словно стесняясь внезапно открывшегося пространства, забиваются в укромные места лесные фантомы и духи. Даже вездесущие призрачные огоньки исчезают и, кажется, уходят куда-то под землю. Однако любой пещерный пастух подтвердит вам, что зимой под землёй так же темно и мрачно, как летом. Куда же уходят тени давно угасших жизней? Быть может, греются призрачным теплом давно угасшего огня?
Белый Хряк бесил всех. Тем, что жрал чужую морковь, гадил на полях, вытаптывал грядки с кабачками и ломал кукурузу. Ещё Белый Хряк всех бесил своей неуязвимостью. Говорят, он был то ли призраком, то ли демоном, то ли вообще каким-то чрезвычайно прочным гомункулусом, и поэтому всех всегда доставал и обижал, в то время как его самого никто обидеть и достать не мог. Ни ловкач Джу из «Братства двенадцати охотников», ни мордоворот Бернард — вышибала из «Гнилой Груши», ни даже детина Бломквист, дважды приложивший зверя оглоблей, не смогли отвадить его от бесчинств. Огромный Белый Хряк всё так же носился по огородам и садам, ломая или сжирая всё, на что натыкался.

Зимой же, когда есть было особо нечего, несносная тварь понуро бродила по лесу, обдирая мох со старых пней и слизывая с веток иней. Ходили слухи, что в это время Хряк становится слабым и рассеянным. А ещё якобы теряет свою легендарную неуязвимость, и его можно прикончить куском обычного металла. Хотя для верности лучше найти кусок побольше. А металл — потяжелее.

А теперь — поговорим с Лексом Плотниковым, который это создал

Последний раз «Мир фантастики» писал о ваших музыкальных проектах во времена Hattifatteners и Luna Damien. Говорят, вы с тех пор ушли из музыкантов в художники. Это правда?

Я всегда был специалистом широкого профиля. Просто раньше в первую очередь записывал альбомы, а во вторую — их оформлял. Сейчас же музыка по большей части носит второстепенный характер, а на первый план выходит визуальная часть: видеоигры, иллюстрации, картины и тому подобное. Так происходит не из-за того, что я решил сменить профессию. Просто в последнее время проекты подворачивались не слишком музыкальные. Хотя интуиция подсказывает, что рано или поздно кривая дорожка жизни опять приведёт меня в студию на запись очередного музыкально-экспериментального полотна.

Поговорим о Knite and the Ghost Lights. Насколько это лично ваш проект, учитывая, что он делается совместно с американской студией Mobot Studios?

Проект изначально был задуман мной и Таисией Разумовской, с которой мы уже работали над Hattifatteners. Сперва это была серия из примерно пятидесяти коротких сказочных историй с фотоиллюстрациями. Мы вместе придумали героев и разработали для них большой мир со своими историей и законами. После чего я сделал из полимерной пластики кукол и написал сюжет, а Тая смастерила декорации и сфотографировала всё это дело в студии. Дальше мы планировали напечатать бумажную книгу и выпустить электронное приложение. Но тут в дело вмешались парни из Mobot Studios, с которыми я уже пару лет сотрудничал как художник и композитор, и уговорили превратить всё это в игру. Идея звучала прикольно, и мы решили попробовать.

К сожалению, работать над столь своеобразным проектом удалённо у нас не получилось. В истории компьютерных игр не так уж много рукотворных проектов, поэтому многое пришлось делать по наитию. А наитие — оно, сказать по правде, не всегда срабатывает. Что-то пришлось переделывать по несколько раз, эпически экспериментировать и постоянно решать всякие неожиданные проблемы. Это тяжело уже само по себе. А когда члены команды ещё и находятся на расстоянии двенадцати часовых поясов друг от друга, любая деятельность превращается в пытку. Так что спустя полтора года наши пути со студией Mobot разошлись. Разумеется, они до сих пор помогают нам, чем могут, но производство полностью перебазировалось в Москву.

Скриншот из игры Knite and the Ghost Lights. Знаменитая долина Троллдален. Говорят, случилось однажды такое, что солнце скрылось за тучами и целый год не показывалось. Сумрак и холод опустились на землю, и Мистландом овладело уныние. Одни лишь горные тролли были счастливы, ибо им не нужно было прятаться по пещерам от губительного солнечного света. Король Элоф V объявил, что мерзкое солнце погасло навечно и теперь народ троллей может смело веселиться, пить и плясать. И тролли веселились, пили, плясали, и пели бесстыжие песни, от которых увядали и ссыхались те немногие цветы и деревья, что ещё уцелели во мраке и холоде. Но вот в один из дней, когда вся горная братия по обыкновению была в стельку пьяна, тучи внезапно расступились, и солнце вновь коснулось земли своими тёплыми лучами. Ибо вовсе оно и не погасло. Просто весь год погода стояла неважная.

Игра на основе покадровой анимации — крайне редкая вещь в мире видеоигр. Расскажите, как это вообще технически возможно? Как вы «запихиваете» пластилиновые фигурки в игру?

С пластилином у нас как-то дело не пошло — слишком уж нежный материал, легко деформируется и быстро обрастает слоем пыли. Поэтому мы использовали полимерную пластику, дерево, ткань, железо, глину и прочие пенопласты. В общем, всё как в стандартных кукольных мультфильмах, с той лишь разницей, что снимать все элементы приходится по отдельности и собирать воедино уже на компьютере.

Судя по постам на Kickstarter, в саундтрек к игре вошли многие композиции с альбома Hattifatteners: Stories from the Clay Shore, посвящённого сказкам о муми-троллях. А новую музыку для игры вы писали?

Игровой саундтрек будет целиком состоять из новых композиций. Что касается треков с упомянутого альбома, они будут переименованы и выпущены как дополнение к основному саундтреку.

Вообще, с проектом Hattifatteners всё сложилось не очень здорово. Как оказалось, всё, что связано с именем Туве Янссон, охраняется жестокими законами копирайта. За право собирать отчисления с её творческого наследия свирепые родственники готовы вытрясти душу из любого, кто, по их мнению, слишком близко подберётся к драгоценным муми-троллям. Паранойя дошла до того, что они даже нашли нашу галерею на DeviantArt и потребовали, чтобы сайт её заблокировал. После этого всякое желание иметь отношение к данному проекту пропало.

Тем не менее музыка, которую я написал для Hattifatteners, и мне, и многим моим друзьям до сих пор нравится. Так почему бы не подарить ей второе рождение в клёвом новом проекте?
В анонсах часто упоминается, что музыка будет частью геймплея. Как это будет реализовано?

Музыка связывает нашего героя с потусторонним миром. Посредством звуков и мелодий, которые Найт изучает во время своих опасных странствий, он может менять мир вокруг себя и развивать способности. Не хочу сейчас раскрывать всех хитростей геймплея, скажу лишь, что музыки будет много, и её можно будет использовать в том числе и для решения головоломок.

Как продвигаются другие воплощения Knite and the Ghost Lights?

Потихоньку решается вопрос о выпуске сборника мини-сказок с фотоиллюстрациями, который сместился на второй план после того, как мы начали работать над игрой. Осталось лишь выбрать наиболее подходящий способ донести всё это до людей. Кроме этого, вовсю кипит работа над комиксами и анимационным пилотом. У нас есть несколько детальных сторибордов, плюс около сотни набросков сюжетов с участием обитателей Мистланда. Сейчас мы активно думаем над тем, какой из сценариев выбрать, чтобы полнее продемонстрировать потенциал наших героев.

Также многим людям очень нравятся фигурки персонажей, и они наседают на нас с предложением запустить магазин игрушек, книг, украшений и прочих рукотворных штуковин из Мистланда. Идея классная, но ресурсов для осуществления такого проекта пока недостаточного. Будем держать его в уме до тех пор, пока не представится подходящий момент.

Книжки поступят в продажу или они предназначены только для спонсоров проекта?

Книжки, по идее, должны быть для всех. Спонсоры проекта, возможно, получат какую-то особую «спонсорскую» версию, но выпускать что-то отдельно и эксклюзивно для них нам бы не хотелось. Сказка должна быть доступна для каждого, иначе зачем её вообще рассказывать?

В таком воплощении герои перенеслись в мир комиксов и мультипликации. Слева направо, сверху вниз: Хавьер, Найт, Кики, Мора, Демонорт, Саббат, Бельфегор, Красавчик, Тень Ультразлого Владыки.

По стилю, по атмосфере Knite and the Ghost Lights сравнивают с мультфильмами Тима Бёртона. Как вам такое сравнение?

Раньше я бы, наверное, пришёл от него в восторг, но сейчас это меня мало трогает. Массовый потребитель в век информации не трудится вникнуть в суть того или иного явления. Сейчас информации стало так много, что люди предпочитают долго не думать и сразу вешают ярлык на то, что ты делаешь.

Тим Бёртон отрулил себе отличный имидж этакого готического режиссёра, который делает кукольные мультики. И если на свет появляется что-то кукольное и не слишком ванильное, то это всегда Тим Бёртон. И мало кто знает, что «Кошмар перед рождеством», то есть мультфильм, задавший планку для всех последующих подобных лент, снимал вовсе не он, а Генри Селик. И многое из того, что мы видим в фильмах Бёртона, — это не заслуга режиссёра, а адский труд гениальных художников, декораторов и костюмеров. Но так уж повелось, что никто не помнит команду, зато все знают имя капитана.

Что поделать, так устроен мир. Тебя всегда будут с кем-то сравнивать, а зачастую и вовсе приписывать твои достижения тому, кто не имеет к ним никакого отношения. Поэтому, если хочешь сохранить нервы, просто работай дальше. Рано или поздно твой проект обрастёт мяском настолько, что выйдет из тени великих предшественников и займёт собственное место в сознании людей. А если нет, то значит, не такой уж и крутой был проект.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
Чем сейчас занимаются бывшие участники Mechanical Poet?

Насколько я знаю, все трое бывших вокалистов так или иначе заняты в музыкальных проектах. Самосват и Насонов поют в проекте Sunburst, а Ленин играет на гитаре в группе Cathouse. Барабанщики, кажется, нашли себя в других сферах жизни. По крайней мере, ни от Володи, ни от Артёма я новых музыкальных треков не слышал.

Услышим ли мы снова о Mechanical Poet в каком-нибудь его воплощении?

Думаю, что от группы с таким названием больше альбомов не будет. Mechanical Poet вспыхнул как сверхновая и оставил после себя красивую туманность. Мне кажется, этому проекту уже некуда эволюционировать.

Однако вряд ли то же самое можно сказать о Luna Damien. Я до сих пор считаю Muddlewood чертовски удачным альбомом. Не без ложек дёгтя, конечно, но не настолько фатальных, чтобы испортить всю бочку мёда. И, разрабатывая все эти годы концепцию нового музыкального проекта, я вольно или невольно всегда возвращался к этому альбому. С немного другой музыкой, другими аранжировками, другим голосом, другими инструментами… но все же тем настроением огромного неонового города. И, когда меня заносило в иные творческие концепции, будь то более замороченная музыка космоса или более простая, почти маршевая, музыка войны, всегда наступал момент, когда я терял связь с тем, что делаю. Зато огромный неоновый город всегда был рядом.

И в конце концов я понял, что не готов с ним расстаться. По крайней мере, пока. Так что новый музыкальный проект, который я искренне надеюсь выпустить уже в следующем году, будет всё о том же. О городе, его тайнах, мечтах, страхах, желаниях и ощущениях. Мне хотелось, чтобы этот проект был как-то связан с историей Luna Damien. И вместе с тем не хотелось отбирать у Луны её красивое одиночество и изящную законченность. Поэтому я придумал ему несколько другое название — Lex Damien. Быть может, оно не слишком скромное, зато идеально рифмуется как со старыми историями, так и с новыми. А какими они будут, мы все узнаем в ближайшее время.

Досье: Лекс Плотников

Алексей Плотников, он же Lex Plotnikoff, — московский музыкант. Гитарист, клавишник и основной композитор группы Mechanical Poet, исполнявшей прогрессив-металл, и её «ответвлений» — музыкальных проектов Luna Damien и Hattifatteners. Все альбомы этих проектов посвящены фэнтези, сказкам и научной фантастике: один — «Дюне», другой — «Муми-троллям», а остальные — собственным историям Лекса. В свободное от музыки время Лекс — художник, скульптор и разработчик игр, саундтреки к которым пишет сам.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Арт

Художники перерисовывают мем «Гоку и Вегета под дождем» — с героями игр, аниме и не только

Арт

Художники Дмитрий и Екатерина Бурмак: «Берсерк», Magic: The Gathering, и ещё немного ККИ
Беседа о совместном творчестве, создании иллюстраций для коллекционных карточных игр и увлечении ретро

Арт

Художник Егор Гафидов: боевые гномы, уютные домовые и персонажи комиксов Bubble
Беседа о работе в геймдеве, семейной династии художников и чувстве родства с расой гномов

Арт

Художник Энди Асламов: яркое фэнтези, светлая магия и красивые герои
Беседа с художником о том, как фанарт может стать толчком к получению новой профессии, что должен знать начинающий художник и почему вдохновение сильно переоценено

Арт

Художник Алексей Круглов: чудовища, мутанты и тёмный мир Warhammer
Беседа с художником о создании запоминающегося персонажа, любви к хоррорам и «грязи» традиционной живописи

Арт

Художник Роман Авсеенко: фантастические пейзажи, безлюдные миры и огни в небесах
Беседа с художником об особенностях создания пейзажей, важности академического рисунка и источниках вдохновения

Арт

Художник Константин Порубов: Hearthstone, Pathfinder и Baldur’s Gate 3
Беседа с художником о творческой свободе, создании концепт-артов и нейросетях

Арт

Художник Михаил Сидоренко: славянское фэнтези, чертановские мифы и пандемия коронавируса
Беседа о персональных проектах, творческом выгорании и лайках в соцсетях

Арт

Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца
Беседа с художницей о предвзятом отношении к цифровой живописи, сложных отношениях с издательствами и создании детских иллюстраций

Арт

Художница Дарья Рашевская: концепт-арты, нежить и вороны
Петербургская художница — о вдохновении от техзаданий, пользя арт-челленджей и влиянии «Малыша и Карлсона» вместе с Doom 2
Показать ещё