Чудовища Шумера и Аккада: Тиамат, Пазузу, Лилит

106532
14 минут на чтение
— Тиамат? — кто-то сделал динамики погромче.

— Ага, Тиамат! — компьютер с легким визгом загружает игру.

— Тиа...мать! — разбилась глиняная табличка, выскользнув из рук археолога.

Ты вспомнил ее имя — значит, она до сих пор жива. Так сказал бы любой шумерец.

Древняя Месопотамия была цветущим, изобильным, но отнюдь не мирным местом. Боги и демоны этого края отличались весьма буйным и яростным нравом. Ревут в облаках громы — кто это? Львиноголовая птица Анзуд, драконы или четыре грозных вихря-телохранителя великого бога Мардука? И те, и другие могут сулить благо, но, скорее всего, доставят смертным очередные неприятности. Вчерашние грозные божества становились жалкими демонами на побегушках у молодых небожителей. Мир строился на свежепролитой крови, тянулась к звездным храмам Вавилонская башня, над которой витала смертоносная тень Тиамат...

Тиамат

Она считается самой грозной из сил разрушения — именно поэтому ее так возлюбили металлисты и ролевики. Поклонники Dungeons & Dragons знают Тиамат как богиню злых драконов, драконидов и прочих хаотичных созданий, поклонники «Саги о копье» — как одно из воплощений Такхизис. Она предстает то прекрасной смуглой брюнеткой, то драконицей с пятью разноцветными головами. Разумеется, эта опасная красавица мечтает о мировом господстве, и если бы не отдельные неуемные герои...

Несмотря на дурную славу, мифическая Тиамат отличалась весьма незлобивым нравом. Спокойно мешала свои воды с водами Апсу, другого океанического божества, и производила на свет богов. Так лежала она и никого не трогала до тех пор, пока не подросли внуки, устроившие гулянки с танцами прямо на древних богах. Апсу возмутился и пошел разбираться с надоедами. Назад он не вернулся.

Мардук преследует Тиамат. Не такая уж она и страшная, верно?

Тиамат все еще надеялась мирно решить проблемы с молодыми богами, когда вселенная содрогнулась под тяжкой поступью малыша Мардука. Этому юнцу подарили несколько грозных ураганов и оружие чудовищной силы. Тут уже забеспокоились божества постарше. Дети Тиамат пришли к ней и принялись жаловаться. Разумеется, на этом терпение бедняжки закончилось. Тиамат стала собирать свою собственную армию, порождая драконов и рыболюдей.

Остры их зубы, их клыки беспощадны!
Она ядом, как кровью, их тела напитала,
В ужас драконов свирепых одела,
Окружила нимбами, к богам приравняла.
Увидевший их — падет без силы!
Если в битву пойдут, то уже не отступят!
Гидру, Мушхуша, Лахаму из бездны она сотворила,
Гигантского Льва, Свирепого Пса,
Скорпиона в человечьем обличье,
Демонов Бури, Кулилу и Кусарикку.
Безжалостно их оружие, в битве они бесстрашны!
Эпос «Энума элиш»

Мардук убивает Кингу

Она избрала для нового воинства генерала Кингу, которого наделила магией древних законов. Впрочем, молодой Кингу не оправдал надежд Тиамат. Он сразился с Мардуком и был повержен, пленен, осужден и казнен. Из его крови, смешанной с глиной, боги впоследствии слепили людей.

Тиамат предстояла битва с Мардуком и вихрями-телохранителями. Кроме четырех ураганов, против прародительницы тот бросил еще семерых ветров. Сначала ее опутали сетями, ослепили сиянием, отравили травами и оглушили заклятием ужаса. Потом Вихри проникли в глотку Тиамат и разорвали ее изнутри, пока их повелитель расстреливал врага из волшебного лука. Тело древней богини было разрублено надвое. Так погибла Тиамат. Так появились Земля и Небесный свод.

Лилиту и Лилу, сладкая парочка

Крылатая богиня. Примерно так выглядела шумерская Лилит. Хотя ученые до сих пор спорят, кто же эта крылатая девица на рельефе — богиня или демон?

Демоны лилу — инкубы и суккубы Месопотамии. Лилу (мужчины) соблазняют честных жен, а лилиту совращают мужей. Все это проделывается не из любви к процессу, а ради рождения чудовищ, ведьм и колдунов. Прекрасное тело крылатой лилиту, невзирая на львиные ножки, не могло оставить равнодушным ни одного шумерца, а потому слава развратной демоницы пережила и Шумер, и Вавилон. Получив звучное имя Лилит, она успела побывать первой женой Адама, супругой Самаэля, советницей в ангельских кругах и даже царицей Савской! А уж количество рожденных ею демонят не поддается счислению.

Согласно самой распространенной легенде, после сотворения мира Бог создал из праха и мужчину, и женщину. Но Лилит довольно быстро поняла, что при подобном равенстве общество Адама ее не устраивает. Тогда она ушла от мужа, произведя таким образом первый в мире развод. Как ни уговаривали ангелы Лилит вернуться, ничто не помогало. Более того, та обещала мстить потомкам человека, уводя мужей от жен и убивая младенцев. В ответ ангелы наложили на Лилит ответное проклятие: отныне ежедневно будут умирать сто ее собственных детей. А имена небесных защитников стали отличным оберегом от посягательств злобной демоницы. Адам же расстался с ребром, чтобы получить жену попроще, без феминистских замашек.

Ламашту, крадущая детей

Жуткое львиноголовое создание с ослиным телом на птичьих когтистых лапах крадется по деревням и городам, похищая детей или насылая на них мор. Собака и свинья пьют молоко из ее груди, змеи ползут по следам Ламашту.

Ходят слухи, что подобные демоницы не просто порождения Земли и Неба. Старые повитухи рассказывают, будто любая бесплодная женщина обречена после смерти стать Ламашту. Чудовищная людоедка способна разорвать на части и взрослого, но предпочитает высасывать хрупкие детские косточки и попивать теплую кровь младенцев. Дай ей полную волю — род человеческий был бы истреблен в считанные дни, но по счастью, у нее есть грозный противник — демон Пазузу.

Пазузу, насылающий голод

Статуэтка Пазузу

Странная она, удача шумерцев. Чтобы защититься от злобной Ламашту, они вынуждены взывать к помощи повелителя засухи и саранчи. Пазузу слетает на землю на орлиных крыльях, его львиный рев отзывается громом в облаках, а скорпионье тело источает яд, губящий посевы. Зато защищает от чумы. Правда, приносит голод. Зато прогоняет Ламашту. Хотя... все-таки...

Кстати, Пазузу появляется в фильме «Изгоняющий дьявола» (1973) и его продолжениях. Именно ему на сей раз выпала сомнительная честь вселиться в христианскую девочку. Видимо, на сценариста произвели неизгладимое впечатление пазузовы львиные зубы и мужское достоинство в виде огромной змеи. А в  фильме «Изгоняющий дьявола: Начало» Пазузу предстаёт во всей красе, основанный на древних статуэтках.

Утукку, вампиры Междуречья

Демоны утукку, как говорят некоторые таблички, были духами непогребенных смертных. Стражи загробного мира не видели их и не могли запереть в преисподней, поэтому призраки свободно летали среди живых. Утукку могли быть добрыми и злыми. Уродившись добрыми, утукку получали облик крылатых человекоголовых быков шеду и выступали хранителями людей. Злые их собратья предпочитали по ночам пить человеческие дыхание и кровь, заражать смертных чумой, возбуждать в них братоубийственную ярость.

Самым известным из злых утукку ныне считается Алу. Он представал перед своими жертвами в облике одноногого и однорукого прокаженного, покрытого гнойными язвами. Его укус или прикосновение заражали несчастного ужасной болезнью. Избавиться от утукку можно было, похоронив тело этого духа согласно священным обрядам или хотя бы принеся жертвы в его память. Тогда удовлетворенный ночной мститель соглашался оставить живых в покое и удалялся в загробные края.

Среди оккультистов утукку принято считать не простым вампиром, а энергетическим — ведь «пить дыхание» можно трактовать и как «высасывать духовную энергию»! Видимо, именно с легкой руки поклонников оккультных наук утукку перекочевал и в компьютерные игры.

Галла, демоны на службе смерти

Семь хранителей загробного царства — галла — отвечают за то, чтобы души умерших были пойманы и доставлены к месту вечного заключения. Их не волнует, чья то была душа — пастуха, героя-воина или бога. Работа есть работа. Галла могут поразить грешника тяжелой болезнью или просто вырвать душу из тела.

Эти демоны появлялись на земле в виде блуждающего сияния (возможно, шаровыми молниями). Прямым «начальством» галла считаются Эрешкигаль и Нергал, владыки царства мертвых. Когда богиня любви Инанна (она же Иштар) была выпущена из подземного плена, за ней последовали семь грозных стражей. Они ждали, кого укажет заложница в качестве выкупа за свое чудесное воскресение. И как только жертва была определена, галла безжалостно лишили жизни юного бога Думузи — он имел несчастье не горевать по своей супруге Инанне. Что уж говорить о простых смертных? Они только могли приносить ягнят в жертву демонам, надеясь на очень нескорую встречу.

Разделение труда

Считалось, что боги и демоны в равной степени отвечают за болезни человечества. Более того, каждый из них ведал своей болезнью и мог насылать ее только в проходящие по его ведомству части тела. Так, «против головы человека направляет свою силу достойный проклятия Идпа, против шеи — скверный Утукку, против груди — гибельный Алаль, против внутренностей — злой Гигин, против рук человека — ужасный Телал». Ламашту вызывала лихорадку, Пазузу — тошноту и головную боль. А страшнейшим мучителем человечества стал маленький червяк, который опоздал на распределение должностей. Боги настолько озадачились проблемой трудоустройства крошечного существа, что не нашли ничего лучше, чем назначить его... пожирателем зубов! Так что вся зубная боль отныне на их совести.

Аннунаки, «Большие боги


Асаг и Шарур

Каменный великан, обладающий силой двигать скалы и растения, родился от союза Земли и Неба. Он поселился в горах, но, как и многие слишком могучие демоны, совершил распространенную ошибку — попытался завоевать весь мир. По его велению камни-воины начали грабить и разорять города, повергая жителей в ужас, а богов — в шок. Деревья и травы провозгласили Асага своим царем, а люди подчинились воле демона. Одну за другой присоединял он чужие земли к своей империи, покуда не нашелся герой, достойный сразиться с великаном.

Бог сражается с одноглазым демоном. По одной из версий, этот рельеф запечатлел эпическое сражение Нинурты с Асагом

Но герой этот, Нинурта, так ничего бы и не узнал об Асаге, если бы не владел магической палицей. В этом оружии жил другой демон, Шарур. Он-то и поспешил наябедничать хозяину на злобного горного властелина. Рассвирепевший Нинурта подхватил верную палицу, направился в захваченные Асагом края, а перед собой пустил чудовищные ураганы и ливни, которые беспощадно расправлялись со всеми приспешниками и рабами каменного демона. Несчастные люди, которым и перед этим-то не особо везло, стали жертвами ярости своего избавителя: и болезни он на них обрушил, и огонь, и потоп. Они в отчаянии проклинали Землю и ее жуткое чадо, по чьей вине случилось столько бед.

Впрочем, разнеся полстраны и украсив стены городов головами повстанцев, герой слегка утихомирился и сразился, наконец, с самим Асагом. Тот ответил Нинурте не меньшими катастрофами — от рева демона вскипели и пересохли реки, а Земля застонала от кровавых ран, когда Асаг прошелся по ней когтями. Боги, дрожа, следили за поединком из укрытий — так, на всякий случай.

Тут Шарур вновь встрял в бой. Он вызвал шторм, чтобы охладить раскалившегося гиганта, а после полетел громить горы и разбивать черепа уцелевших горожан. Волшебная палица была достойна своего хозяина. Правда, Шаруру таки удалось нанести удар по непробиваемой шкуре Асага и подсечь тому ноги, но, сдается, на тот момент, когда Нинурта окончательно расправился с великаном, освобождать из-под власти тирана было уже некого. Поэтому герой просто учинил суд над растениями и камнями. И правильно — надо знать, кому помогать!

Сибитти, семь в одном

Еще одно живое оружие, принадлежащее на сей раз богу чумы Эрре, населяли аж целых семь демонов. Они тоже обожали давать ценные советы хозяину и однажды подвигли его на настоящий бунт против остальных богов. По наущению Сибитти Эрра пошел войной на весь мир, повыгонял богов из их храмов и запугал людей до смерти. И пока ему не оказали должного уважения, признав за ним права на власть, Эрра не утихомирился. В честь Сибитти потом даже строили святилища. А то мало ли, вдруг опять что-нибудь посоветует?

Анзуд, похититель законов

Анзуд, коварная птица

Львиноголовый орел Анзуд успел отметиться и среди добрых демонических созданий, и среди вредных. В одних легендах он спасает смертных героев, вынося их на своей спине из самой гущи неприятностей; в других герои гонят его самого с вершины священного древа (а его подружку змею — из логова в корнях). Надо заметить, что при этом и те, и другие воины получали изображение Анзуда в качестве геральдического символа. Но самый известный сомнительный подвиг хаотической птицы — похищение божественных законов.

Законы ме — это магические силы, управляющие вселенной. Тот, кто владеет законами ме, владеет всем. Поэтому редкий бог или демон не покушался на священные таблички. Хотя достались они немногим. Главным держателем ме в конечном итоге стал Энлиль, бог могущественный, но излишне доверчивый. Он приблизил Анзуда к своему трону, сделал советником и посланцем, открыл разные колдовские тайны. Орел воспользовался этим в своих интересах: дождавшись, когда Энлиль пойдет купаться, он попросту утащил таблички с законами ме в горы.

Возмущенные подобной наглостью боги отправили за похитителем уже известного нам Нинурту. К чести Анзуда, орел умело применял магию похищенных скрижалей и успел отбить две атаки божественного воителя, прежде чем тот переломал врагу все кости.

Хумбаба, суровый лесник

Хум-мужик!

Хумбаба, многорукое и многоногое существо, был поставлен богами охранять кедровую рощу от посягательств всевозможных браконьеров. По некоторым сведениям, он стал самым первым энтом, а бесчисленные руки Хумбабы превратились в ветки. Для порядка ему выдали, конечно, огнестрельное оружие — убийственные лучи света. Их можно было надеть в качестве накидки, но в крайнем случае они рассыпались по земле и приступали к работе самостоятельно (как уже было не раз сказано, оружие месопотамских богов и демонов отличалось умом и сообразительностью).

Хумбаба сидел и никого не трогал, пока одному буйному царю по имени Гильгамеш не приспичило нарубить священной древесины. Побратим царя, дикарь Энкиду, радостно предвкушал бой с таинственным чудовищем. Хумбаба бился с героями на равных, однако его попросту обманули, позвав на переговоры без оружия. Не ожидавший подвоха демон был убит на месте, а уже после герои поштучно изловили и уничтожили смертоносные лучи. Правда, за этот подвиг награды никто не получил. Более того, за убийство демона-сторожа Энкиду поплатился собственной жизнью. Редкий, надо признать, случай.

Лахаму, водяные Тигра и Евфрата

Демоны водной стихии лахаму изображались в виде рыб с человеческими лицами или в образе человекорыб (по нынешним представлениям, тритонов или русалок). По большей части лахаму не были враждебны людям. Боги частенько пользовались услугами лахаму, отправляя их с разнообразными поручениями. Самый знаменитый водяной демон, Кулулу, служил советником и ординарцем у самого Энки, бога мудрости, составлявшего пресловутые законы ме. Энки и сам не чуждался водного обличия, хотя и весьма необычного. Должно быть, странно выглядела эта пара, странствуя в мировом океане, — тритон и козлорыба!

Из почитания лахаму возник культ водного бога Дагона, который и поныне известен любителям мрачного фэнтези.

Кургарру и Калатурру, психоаналитики

Энки создал этих бесполых демонических существ, смешав грязь и ветер. Сделал он их не просто так, а с особым умыслом: ему понадобились посланцы в загробный мир, способные так заболтать владычицу Эрешкигаль, чтоб она отдала им все на свете. С рождения профессиональные плакальщики, Кургарру и Калатурру отправились на тот свет.

Эрешкигаль страдала от тоски по своим детям — еще не рожденным и уже утраченным. С тех пор как она умертвила Инанну, богиню любви, рождение стало невозможным, но из упрямства и злости Эрешкигаль отказывалась вернуть любовь на Землю. Кургарру и Калатурру сели возле плачущей владычицы преисподней и принялись вторить ее стенаниям, да так умело, что боль Эрешкигаль утихла. Конечно, после этого она охотно отдала маленьким демонам тело соперницы, и те оживили Инанну с помощью магии. На земле вновь воцарилась радость. А Кургарру и Калатурру получили статус хранителей перерождения. Один из них ведает Живой водой, а другой — Едой жизни (не путать с живой едой!).

Мушхуши, добрые драконы

Мушхуши, или мушуссу, — птицелапые бескрылые рептилии Шумера, — занимались персональной опекой смертных. В паре с крылатыми быками шеду или ламассу они охраняли города и отдельных жителей, отгоняя зловредных духов. Их изображения помещали на семейные печати, амулеты и даже на ворота. Самое знаменитое изображение мушхушей осталось на Вратах Иштар.

Неизвестно, имеет ли к ним отношение дракон Му-Шу из диснеевского фильма «Мулан», но сходство имен и строения тела заставляет задуматься, действительно ли китайские сказки читал сценарист.

Шеду и Ламассу, крылатые быки

Шеду изображали пятиногим — чтобы хорошо смотрелся хоть анфас, хоть в профиль

Эти духи были не просто покровителями и защитниками человека, но отвечали за весьма конкретные жизненные функции. Так, шеду, по некоторым сведениям, специализировались на защите тела, а ламассу отвечали за дух и репродуктивные способности. Говорят также, что месопотамским женщинам шеду вообще не полагались. Теперь понятно, почему большая часть местных демонов гонялась именно за женщинами!

Это интересно

Бестиарий: Чудовища из мифов Шумера и Аккада 27Одним из первых исследователей и переводчиков ассиро-вавилонского языка был Генри Раулинсон. Удивительно, но изначально он вовсе не собирался что-то изучать и тем более тратить время на переводы — ведь в Багдад его послали как сотрудника британской разведки! Научная деятельность была всего лишь легендой, придуманной для Раулинсона боссами, которые и в глаза не видели древних храмов. Но доблестный англичанин ежедневно честно забирался на неслыханную высоту Бехистунской скалы и, вися на веревках, перерисовывал выбитые на ней рельефы и знаки. Неизвестно, какой из него был разведчик, но задачу по прикрытию он выполнил на все сто.

Герои древних эпосов Гильгамеш и Инанна получили новую жизнь в марвеловских комиксах. Гильгамеш попал в компанию воплощений Забытого (Forgotten One), одного из главных положительных персонажей, а вот Инанна (она же Иштар) из богинь была разжалована в демоны и отправилась в армию суперзлодеев, мечтающих разрушить мир (или хотя бы избавить его от супергероев). Оба персонажа вошли в эпические комиксы Гиборейского цикла, где Гильгамеш воевал рука об руку с Тором и Конаном, а после отметились в циклах Hellstorm и Avengers.

Это интересно

Одним из первых исследователей и переводчиков ассиро-вавилонского языка был Генри Раулинсон. Удивительно, но изначально он вовсе не собирался что-то изучать и тем более тратить время на переводы — ведь в Багдад его послали как сотрудника британской разведки! Научная деятельность была всего лишь легендой, придуманной для Раулинсона боссами, которые и в глаза не видели древних храмов. Но доблестный англичанин ежедневно честно забирался на неслыханную высоту Бехистунской скалы и, вися на веревках, перерисовывал выбитые на ней рельефы и знаки. Неизвестно, какой из него был разведчик, но задачу по прикрытию он выполнил на все сто.

Герои древних эпосов Гильгамеш и Инанна получили новую жизнь в марвеловских комиксах. Гильгамеш попал в компанию воплощений Забытого (Forgotten One), одного из главных положительных персонажей, а вот Инанна (она же Иштар) из богинь была разжалована в демоны и отправилась в армию суперзлодеев, мечтающих разрушить мир (или хотя бы избавить его от супергероев). Оба персонажа вошли в эпические комиксы Гиборейского цикла, где Гильгамеш воевал рука об руку с Тором и Конаном, а после отметились в циклах Hellstorm и Avengers.

Мистические тайны Востока до сих пор будоражат человеческие умы. Одних пленяет утонченная культура Японии, других манит пряный аромат Индии, но для тех, кто дерзок и смел, нет ничего интереснее загадок древней Месопотамии. Жаркая, как пламя Шамаша, острая, как копье Нергала, полная буйного веселья застольных песен и строгого аскетизма Каббалы, мифология Междуречья едва только начала приоткрывать свои секреты. Кто знает, что таится под покровом ее тайн? Может, прекрасное лицо Иштар... а возможно, оскаленная пасть древней, как вселенная, драконицы.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Миры

Новейшая Эдда: мотивы скандинавских мифов в современных сюжетах

Миры

Зло против добра в Древней Персии: мифология зороастризма
Во что верили зороастрийцы, кто был для них благими духами, а кто — жуткими демонами?

Миры

Трикстер и компания. Мифология коренных американцев
Тринадцать небесных и девять подземных миров на другой стороне света

Миры

Кто такие фейри: волшебный народец, добрые соседи и обитатели холмов
Не путайте их с эльфами и феями, а то обидятся!

Миры

Destiny: вселенная игры, начавшаяся с катастрофы
Как устроен мир Улья, Странника и богов-червей.

Миры

Мифологическое фэнтези: боги, герои и чудовища со всего света
От скандинавов и греков до славян и кельтов

Миры

Космический хоррор: нечто чужое в бесконечной пустоте
Чего стоит бояться покорителям космоса

Миры

Satanic Panic: как американцы искали сатанизм в играх и музыке
Дьявол заберёт ваших детей... но это не точно

Миры

«Азаг»: мир настольной ролевой игры
Вселенная забытых богов

Миры

Как создать средневековый сеттинг
Погружаемся в Тёмные века и погружаем в них других
Показать ещё