![Самые странные здания и строители-безумцы: 8](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/09/Desert_de_Retz_Pyramid_Icehouse_02-2-scaled.jpg)
Эксцентричность — черта, характерная для многих богатых людей. Одни постоянно подшучивают над своими гостями, другие издеваются над прислугой, а кое-кто запирается в одной комнате и двадцать лет живёт впроголодь, засыхая на горах злата-серебра. У некоторых богатых самодуров есть одно совершенно безобидное хобби, которое заслуживает отдельного исследования. Существуют богачи, одержимые идеей построить что-то невероятное, выделяющееся из общей массы зданий и сооружений. Порой это странное хобби занимает всё их свободное время и даже сводит их в могилу. Итак, перед нами — безумные строители!
Строителей-самодуров в истории было множество. В принципе, к этому классу можно отнести даже египетских фараонов, которые при жизни начинали строить себе титанические гробницы. И Хеопс, и Хефрен, и Микерин заказывали пирамиды в достаточно молодом возрасте, после чего население под началом инженеров возводило их за 20-30 лет — успевало смениться целое поколение. Но для египетской цивилизации культ смерти был частью религии, а систематическое, аккуратное, сознательное строительство гигантских гробниц, по сути, отдавало дань как богам, так и их наместникам на Земле, фараонам. Проще говоря, в те времена это было нормой.
Мы же говорим об эксцентриках, которые своими чудачествами выделялись из общей массы людей своего времени, нарушали нормы поведения и стиля и, самое главное, не всегда толком понимали, зачем им то, что они делают. В какой-то мере это одна из разновидностей безумия, которая вытекает из огромного состояния, чаще всего достающегося не тяжким трудом, а по наследству или счастливому стечению обстоятельств. Деньги развращают, не правда ли?
Но самодуры умирают, а местам, где они жили, достаются оригинальные монументы, которые привлекают туристов со всего мира — если, конечно, не разрушаются ещё при жизни строителя. Например, абсолютный чемпион в области безумного строительства, английский аристократ и писатель Уильям Бэкфорд, своё великое творение пережил. Хотя надо отдать ему должное: Фонтхиллское аббатство было безумной красоты зданием.
![Самые странные здания и строители-безумцы: 20](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/09/Joseph-Mallord-William-Turner-Paintings-Perspective-View-of-Fonthill-Abbey-from-the-South-West-1024x657.jpg)
Первоначальная версия Фонтхиллского аббатства с башней-шпилем на картине Уильяма Тёрнера. Башня обрушилась в 1799 году
Аббатство для писателя
Уильям Томас Бекфорд получил своё огромное состояние от отца, разбогатевшего на колониальной торговле. С самого детства Уильям ходил с отцом на приёмы в высшее общество, был знаком со всеми грандами Великобритании, со знаменитостями того времени и даже с членами королевской семьи. Его крёстным отцом был Уильям Питт-старший, премьер-министр Великобритании в 1766-68 годах.
Отец Уильяма умер, когда тому было десять лет, и мальчик унаследовал миллион фунтов, что равнозначно 121 миллиону по сегодняшним ценам. Он стал богатейшим человеком Великобритании. В таких условиях, конечно, не мог вырасти совершенно нормальный человек — самодурство Уильяма начало проявляться в раннем юношестве. Он женился, но при этом вёл разгульный образ жизни и регулярно заводил романы с мужчинами, из-за чего на некоторое время был вынужден покинуть Англию во избежание преследования (гомосексуализм, повсеместно распространённый в высшем обществе, тем не менее оставался преступлением). Жена его скончалась в 1786 году — на тот момент Уильяму было 26 лет, и он остался один. Двух дочерей он передал на воспитание нянечкам, а сам окончательно ударился в осуществление своих странноватых планов.
Уильям был достаточно талантливым человеком и написал ряд книг, одна из которых, готический роман «Ватек», стала классикой жанра и по сей день регулярно переиздаётся. Он несколько раз становился депутатом парламента и среди равных вёл себя на удивление прилично. Также Бекфорд собирал предметы искусства и книги — именно это и стало первопричиной его странного строительства.
После смерти знаменитого историка Уильяма Гиббона Бекфорд выкупил его библиотеку и решил, что со всеми этими книгами и своей славой готического писателя должен переселиться в особняк, построенный в стиле готических соборов XII-XIII веков. В 1796 году он нанял известного и весьма дорогого архитектора Джеймса Уайета, мастера вычурных экстерьеров и интерьеров. За считанные недели по эскизам самого Бекфорда архитектор спроектировал здание, названное Фонтхиллским аббатством. Конечно, оно не имело никакого отношения к религии, просто Бекфорду так захотелось, да и архитектурными решениями оно очень напоминало церковь.
Но тут возникла незадача. Бекфорд очень хорошо платил, и Уайет не мог позволить себе отказаться от работы. С другой стороны, проектирование и строительство подобного сооружения должно было занять лет тридцать-сорок, а у Уайета одновременно было порядка двух десятков клиентов! Поэтому он постоянно отсутствовал на стройке, разъезжая по Великобритании (и, к слову, не отличаясь трезвостью), а Бекфорд, страстно желавший закончить всё к своему сорокалетию (то есть к 1800 году), нещадно гнал строителей и сам руководил работами, совершая ошибку за ошибкой. Уайет приезжал, исправлял наделанные Бекфордом ошибки и снова уезжал. Так продолжалось до 1799 года, когда только-только возведённая готическая башня соборного типа внезапно обрушилась прямо на головы строителям. При этом здание было замечено общественностью — по приглашению Бекфорда даже приехал знаменитый художник Уильям Тёрнер, чтобы написать его.
![Самые странные здания и строители-безумцы: 19](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/09/James_Wyatt_-_Projected_Design_for_Fonthill_Abbey_Wiltshire_-_Google_Art_Project-1024x660.jpg)
Вторая версия Фонтхиллского аббатства с башней-шпилем. Строилась с 1799 года, башня обрушилась в 1806 году
Башню начали строить снова — но до заявленных в проекте 90 метров она опять недотянула, обрушившись в процессе строительства шестью годами позже. При этом Бекфорд уже жил в особняке — в полном одиночестве, с несколькими слугами. Отапливать огромное пустующее поместье не имело смысла, и эксцентрик занимал лишь одно крыло. В 1800 году в аббатство наведались первые и последние гости — лорд Горацио Нельсон и леди Гамильтон.
Бекфорд не сдавался. Он снова потребовал от Уайета переделать проект, и тот создал классический облик аббатства, одного из первых памятников неоготической архитектуры. Теперь вздымающееся на 90 метров сооружение имело уже не шпиль, а настоящую готическую восьмигранную башню с винтовой лестницей и смотровой площадкой. К 1813 году всё в том же диком ритме аббатство, наконец, достроили. Самое смешное, что, если бы Бекфорд не гнал строителей и не требовал от Уайетта «проект через неделю», аббатство завершили бы раз и навсегда к тому же сроку — но более качественно. В реальности же получилось, что его за 17 лет трижды построили заново (если говорить о центральной части и башне). При этом знаменитый мастер Фрэнсис Эджинтон дважды наново вручную расписывал витражи — а его работа стоила безумных денег. Вся мебель, ковры, обстановка для аббатства тоже были разработаны индивидуально.
Бекфорд в полном одиночестве жил в аббатстве до 1822 года. Каждый день ему накрывали стол на 12 персон, но ужинал он один. А потом у него возникли финансовые проблемы — он потерял несколько своих ямайских плантаций и вынужден был продать аббатство шотландскому торговцу оружием Джону Фаркхеру. Три года спустя, 21 декабря 1825-го, величественная башня номер три обрушилась раз и навсегда. В течение следующих десятилетий аббатство постепенно, по частям, сносили; до наших дней дошёл небольшой участок левого крыла, используемый ныне в качестве частного жилого дома.
Но на этом история не кончилась! В 1825-м Бекфорд нанял молодого архитектора Генри Гудриджа спроектировать новый дом с башней — значительно более скромный и аккуратный. Недалеко от города Бат (графство Сомерсет) Гудридж построил особняк в неороманском стиле с 36-метровой башней, которая вполне устроила умерившего свои аппетиты богача. В новый дом перекочевала часть мебели и обстановки из Фонтхилла; там Бекфорд жил вплоть до своей смерти в 1844 году. Ныне башня, известная как Beckford’s Tower, служит его музеем.
К слову, после смерти Бекфорда не похоронили. Будучи уверенным в родстве с древнесаксонскими королями, он завещал установить свой саркофаг по старинному обычаю на вершине специально насыпанного кургана. Лишь через четыре года по специальному разрешению одной из дочерей миллионера перезахоронили, предав тело земле.
![Самые странные здания и строители-безумцы: 31](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/09/now.jpg)
Маленький кусочек левого крыла — всё, что осталось от некогда величественного Фонтхиллского аббатства
Пирамидальный маньяк
Но если Бекфорд строил дом своей мечты, пусть и совершенно ненормальным образом, то другой заслуживающий внимания эксцентрик, Джон Фуллер, строил просто так — потому что ему очень нужно было строить. Народ в округе прозвал этого сумасшедшего богача «Безумным Джеком»; сам Фуллер ненавидел это прозвище и настаивал, чтобы его звали «Честный Джон».
Фуллер родился в Суссексе, в семье священника, который умер, когда мальчику было четыре года. От отца он ничего не получил, но в 1777 году, когда парню стукнуло двадцать, на Ямайке скончался его дядя Роуз Фуллер — и молодому мастеру Джону достались очень приличная сумма и земля под названием Роуз Хилл. В принципе, вплоть до пятидесяти лет Джон был нормальным членом общества — он делал военную карьеру, дважды избирался в парламент Саутгемптона, а затем — Суссекса. Но во всём, как всегда, оказалась виновата женщина. В возрасте тридцати трёх лет Фуллер сделал предложение Сюзанне Трейл, дочери члена парламента и политического деятеля Генри Трейла, и получил отказ. С этого момента его жизнь пошла наперекосяк. Он стал пить; его пьяные дебаты в парламенте Суссекса вошли в легенду (особенно с учётом того, что он был ярым сторонником рабства и на этой почве не на шутку ругался с коллегами).
В полной мере его безумие проявилось в 1811 году, когда он приказал построить для себя на местном кладбище мавзолей в форме египетской пирамиды. Сперва церковники были против, но Фуллер за свои деньги возвёл вокруг кладбища новую ограду — и ему дали карт-бланш. Смешно, но он сделал в ограде два входа — главный и маленькую дверку специально для себя около пирамиды, чтобы в любой момент приходить к ней и любоваться.
Тут-то его и прижало. В конце 1810-х годов Фуллер приказал возвести на холме неподалёку от дома двадцатиметровый обелиск — без всяких надписей и пояснений, просто обелиск, ничего более. Обелиск построили — Фуллер так никому и не объяснил, зачем тот ему понадобился. Обелиск стоит до сих пор. Затем около опушки леса по эскизам Джона построили 3,6-метровую колонну, увенчанную якорями и пушками — видимо, в честь победы в Трафальгарской битве. Фуллер не объяснял, он делал.
В 1820-х он вошёл во вкус и построил свой самый знаменитый каприз — «сахарную голову». Как гласит история, Безумный Джек поспорил с каким-то знакомым, что с верхнего этажа его дома видна башня церкви Святого Эгидия в соседней деревне Дэллингтон. Спор случился в Лондоне, и, когда Фуллер вернулся, он с ужасом обнаружил, что на самом деле башни не видно из-за леса! Вырубить лес, расположенный на чужой земле, он не мог. Тогда он нанял рабочих и приказал построить копию башни (а точнее, только её шпиль-наконечник) неподалёку от дома. Получилось странное конусообразное сооружение, напоминающее упаковку, в какой в те годы продавался сахар; народ прозвал здание Sugar Loaf — «сахарная голова». К слову, спроектировал конус знаменитый и очень дорогой архитектор Роберт Смёрк, автор фасада Британского музея. Он и раньше работал на Фуллера, но строил более осмысленные вещи — садовый домик, обсерваторию.
Интересно, что в «кульке» вплоть до 1930-х годов жили люди — в нём было два этажа с деревянным перекрытием и лестницей, на каждом этаже по окну. Сегодня деревянные перекрытия демонтированы, окно второго этажа заложено, а «кулёк» выглядит так, как выглядел при Фуллере, — пустое конусообразное пространство.
После «кулька» Фуллер построил в своих владениях башню (это вообще самое популярное среди самодуров строение) — небольшую, декоративную, высотой чуть больше 10 метров, круглую и стилизованную под средневековую. В башне были перекрытия, но жить в ней было нельзя из-за отсутствия стёкол и полов. Фуллер поднимался на неё, чтобы обозревать свои владения.
При всём своём безумии Джек был известным меценатом — например, все свои исследования молодой Майкл Фарадей проделывал именно на средства Фуллера. Эксцентрик очень любил химию, основал целый фонд по поддержке этой науки, а также переводил огромные суммы Королевскому институту Лондона. Он оборудовал спасательными лодками популярные в Англии Истборнские пляжи, построил несколько маяков и приобрёл знаменитый средневековый замок Бодиам, чтобы спасти его от разрушения.
Все сооружения Фуллера сохранились до наших дней. Сам он скончался в Лондоне в 1834 году и упокоился в своей пирамиде. Ходили легенды, что он завещал похоронить себя сидящим за столом, с вином и цыплёнком перед собой, но исследовательское вскрытие пирамиды в 1982-м показало, что внутри — обычный саркофаг.
Башенный бум
Странные сооружение, не имеющие прикладного значения и возводимые без явных целей, называются в архитектуре капризами (или «фолли» — от английского folly, «причуда»). Например, знаменитая вилла «Ласточкино гнездо» в Крыму, или замок Нойшванштайн, или Бродвейская башня в Вустершире — это типичные капризы, построенные богатыми людьми для того, чтобы поразить общественность и выделиться из ряда прочих. Наиболее распространены среди них башни и парковые беседки. Приведём несколько интересных примеров.
В 1758 году Джон Пэрротт, средней руки землевладелец из Бирмингема, решил построить… башню, что же ещё. К концу года она, 29-метровая, уже возвышалась над окрестностями. Причину, по которой появилось это странное здание, никто не знал. Сегодня многие говорят, что Пэрротт ревновал свою жену ко всем окрестным мужчинам и собирался с башни следить, куда она отправилась. Правда, к моменту окончания строительства его жена уже несколько лет как покоилась на кладбище в 15 милях от дома — на этой базе возникла другая легенда о том, что Пэрротт хочет иметь возможность в любой момент посмотреть на могилу. Скорее всего, башня служила для развлечения гостей, да и просто приятно иметь смотровую площадку с красивым видом.
После смерти Пэрротта башня много раз переходила из рук в руки, служила обсерваторией и погодной станцией. Но самая известная легенда гласит, что именно эта постройка эксцентричного бирмингемца стала для Джона Рональда Руэла Толкина прототипом башни Ортханк. В 1920-х годах Толкин жил неподалёку от Эджбастона, где, собственно, и находится особняк Пэрротта. Несомненно, писатель видел башню и, возможно, даже поднимался на неё. Впрочем, собственные рисунки Толкина, изображающие Ортханк, опровергают легенду.
Другой пример аналогичной башни — сооружение, построенное Бенджамином Фландерсом, известным дельцом времён промышленной революции, в честь своего семидесятилетия. Фландерс руководствовался простым принципом: сам себе не подаришь хороший подарок — никто не подарит. И в 1838 году он приказал возвести на земле близ городка Ладлоу (Шропшир) псевдосредневековую башню высотой 24 метра. Фландерс регулярно на неё поднимался и осматривал окрестности в течение последующих восьми лет, до самой смерти. К концу XX века бесхозная башня пришла в очень плохое состояние и почти обрушилась — её успели спасти, создав специальный фонд.
Рассказывали, что с башни Фландерс надеялся смотреть на собственные корабли, входящие в Бристольский залив, но, когда сооружение достроили, обнаружилось, что оно слишком низкое и залив не виден. «Уберите это!» — приказал Фландерс, указывая на холм, заслонявший вид на воду, а когда ему объяснили, что это невозможно, попытался покончить с собой, спрыгнув с башни. Но это, конечно, не более чем миф.
Треугольный дом
Одним из самых ранних зданий-капризов в Европе считается так называемый Треугольный дом в Раштоне, построенный в 1593-1597 годах по заказу политического и церковного деятеля сэра Томаса Трэшема. Примерно в 1580-х годах Трэшем, мужчина в самом расцвете сил, внезапно ударился в католичество, что в те времена было достаточно опасно — королева Елизавета очень не любила католиков. Трэшем отказывался переходить в протестантизм и за это просидел 12 лет в тюрьме — с 1581 по 1593-й (впоследствии он ещё несколько раз попадал в заключение по схожим причинам).
Выйдя из тюрьмы, Трэшем построил в Нортгемптоншире дом, полностью подчиняющийся католическим канонам. В первую очередь интересна его треугольная форма — Трэшем подразумевал символику Святой Троицы (фамилия Трэшем происходит, к слову, от старофранцузского «три»). Длина каждой из сторон равностороннего треугольника в основании дома — ровно 33 фута, на каждой стене — три окна и цитаты из Библии, состоящие из 33 букв. В здании три этажа, внутри — треугольная печь, увенчанная треугольной в сечении дымовой трубой. Весь дом внутри и снаружи испещрён символическими надписями, причём смысл некоторых непонятен до сих пор. Например, над дверьми написано «5555»; предполагается, что если из этого числа вычесть дату начала строительства дома (1593), то получится 3962 (до нашей эры — год Всемирного потопа в соответствии с католическими канонами). Таких загадок, буквенных и числовых, в доме множество.
Трэшем сам спроектировал дом и руководил его строительством — он был талантливым архитектором и создал ещё несколько зданий в Нортгемптоншире, столь же странных и, в отличие от символического особняка, так и не законченных. В треугольном доме Трэшем жил недолго — в 1599 году он снова отправился в тюрьму, а в 1605-м скончался.
Парковое безумие
Многие богачи заказывали себе целые парки строений. Хорошо известна, например, деревня Марии-Антуанетты в Версале — королева хотела почувствовать себя «пейзанкой» и приказала построить на окраине Версальского парка игрушечную деревеньку, идеальную донельзя, точно соответствующую романтическому представлению королевы о крестьянах. К этой же категории относится Китайская деревня в Александровском парке Царского Села, построенная по приказу Екатерины II. Её строили по любимой императрицей гравюре с изображением китайских домиков — но не успели закончить до смерти Екатерины.
![Самые странные здания и строители-безумцы: 6](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/09/Colonne_detruite-2-1024x768.jpg)
«Разрушенная колонна» из Désert de Retz де Монвиля выглядит очень современно, хотя ей почти 250 лет!
Среди лиц некоролевской крови, позволявших себе схожие вольности, особо выделялся французский дворянин Франсуа-Николя-Анри Расен де Монвиль. В 1774 году он купил 13 гектаров земли к западу от Парижа и начал превращать эту площадь в свой идеальный сад, получивший название Désert de Retz. В угодьях де Монвиля было построено 20 зданий разной степени сумасшествия. Самым известным стала так называемая «Разрушенная колонна», в которой де Монвиль поселился, как в резиденции. Круглая шестиэтажная башня диаметром 15 метров с винтовой лестницей в центральной части и кольцеобразными комнатами выглядит так, будто её потрепало обстрелом. На деле же трещины искусственные, а на пятом этаже даже служат окнами!
Остальные здания, построенные де Монвилем, говорят о том, что он руководствовался исключительно собственной фантазией и даже отдалённо не апеллировал к логике. Он возвёл искусственные руины готической церкви, полноценный храм бога Пана, открытый театр, имитацию египетской пирамиды (куда же без этого!), китайский павильон, обелиск, имитацию могилы рыцаря и так далее.
В принципе, подобные «строители» существовали всегда и существуют поныне. Напоследок приведём ещё один интересный пример. В 1897 году банкир Джон Стюарт Маккейг из небольшого города Обан на западе Шотландии решил построить себе и своей семье памятник, который должен был прославить их на века. Будучи поклонником римской архитектуры и зодчим-любителем, он возвёл на холме над городком настоящий Колизей — двухуровневую кольцеобразную стену с арками, как у амфитеатра. Конечно, внешними стенами всё не ограничивалось. Внутри должны были стоять памятники самому Маккейгу и его семье, а также ряд зданий (центральная башня, картинная галерея). Но в возрасте 78 лет — в 1902 году — Маккейг скончался, успев закончить лишь стены.
Деревянный небоскрёб
Как ни странно, самое известное архитектурное самодурство в России появилось в 1990-е годы. В 1992 году архангельский бизнесмен и — судя по богатой биографии — отчасти бандит Николай Сутягин построил себе трёхэтажный деревянный особняк. А потом начал постепенно его надстраивать. Сутягин дважды сидел, но в промежутках между отсидками довёл общую высоту здания до 38 метров при 13 этажах! Здание стало кандидатом на попадание в Книгу рекордов Гиннесса как самое высокое деревянное строение в мире, а на некоторых архитектурных конференциях его называли настоящим чудом.
Правда, Сутягин не имел никакого строительного образования и строил свой шедевр инстинктивно — и очень медленно. Верхние этажи остались необитаемыми, дом вечно стоял в лесах, отапливались только нижние помещения, а вблизи здание выглядело довольно страшно. Тем не менее дом Сутягина стал архитектурной достопримечательностью, к нему тянулись туристы, а на фоне промышленных окраин Архангельска он смотрелся по-настоящему интересно.
В 2008 году суд постановил, что Сутягин не имел права строить здание такой высоты без согласования, и уникальный дом разобрали до 4 этажа, а в 2012-м его остатки сгорели во время пожара. Ныне Сутягин часто рассказывает о своих бесконечных тяжбах с государством и о доме, который он строил не потому, что ему нужно было жильё, а просто потому, что ему так хотелось. Настоящий эксцентрик!
* * *
Самодуров-строителей история знала не то что десятки, а сотни и тысячи. Это действительно самый безвредный и даже в чём-то полезный вид эксцентричного поведения. Например, тот же Маккейг специально затеял строительство зимой, чтобы дать работу каменщикам, которые в это время года простаивали без заказов. Сегодня большинство архитектурных капризов тщательно охраняются и считаются национальным достоянием стран, где они построены, — в первую очередь это Великобритания, но много подобных вещей во Франции, США, Италии. Так что, если соберётесь в автомобильное путешествие по Европе, внимательно изучите карту. Жалко пропустить что-нибудь эдакое.
…Для себя же он солиум не экономит. Изготовляет из него бетон твёрже стали, но лёгкий, как воздух. Из этого материала и построен его дворец в тысячу этажей — его гордость, его триумф, его победа. С высоты тысячи этажей он взирает на мир, а гордыня его возносится ещё выше! Нет у Муллер-дома ни окон, ни дверей. В него трудно проникнуть и ещё труднее выбраться. Он ничем не связан с окружающим миром, в котором находится…
![Фото аватара](https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2021/05/Tim-Skorenko-100x100.jpg)