Собрать отряд будущих покорителей межпланетных пространств пробовали задолго до того, как стало в принципе возможно летать на космическую высоту. Например, сведения о том, что американский учёный Роберт Годдард планирует отправить к Луне ракету на жидком топливе, проникли в Европу, а затем в Советскую Россию и к лету 1926 года обросли такими невероятными подробностями, что обыватели, далёкие от проблем ракетостроения, вообразили, будто бы речь идёт о подготовке экспедиции с участием людей. Ситуацией воспользовался прозаик Владимир Верёвкин, известный приключенческими произведениями в духе «красной пинкертоновщины»: он публично заявил, что готов лететь на Луну, и подал заявку, чтобы его включили в международный экипаж как представителя СССР. Его поддержали Всесоюзное общество культурных связей с заграницей и Высший совет физической культуры, но сейчас понятно, что инициатива закончилась пшиком.
В предвоенное время господствовали завышенные ожидания по поводу перспектив космонавтики. Такие пионеры ракетостроения, как Сергей Королёв в СССР и Вернер фон Браун в Германии, лучше понимали сложность его задач, но даже они верили, что сумеют в ближайшие годы построить ракетный аппарат, способный разогнаться до космической скорости, и самостоятельно испытать его.
Немецкая баллистическая ракета А-4 (более известная как «Фау-2»), построенная и применённая в ходе войны, позволяла поднять герметичную капсулу с пилотом на космическую высоту. Однако у Германии на это не было ни сил, ни времени, ни желания, так что все байки о существовании «астронавтов Гитлера» следует отнести к современной мифологии.
Реальная возможность отправить пилота в суборбитальный полёт появилась в 1956 году, когда советские инженеры создали ракету Р-5А, предназначенную для исследования атмосферы на границе с космосом. Они же рассматривали варианты отделяемой герметичной кабины для человека. Авиационные медики, причастные к программе, даже изучали личные дела лётчиков-испытателей, чтобы выявить критерии, по которым будут отбирать кандидатов для полёта. Однако Сергей Королёв — его конструкторское бюро тогда активно работало над межконтинентальной ракетой Р-7, способной, согласно расчётам, выводить на орбиту до 5 тонн — решил не отвлекаться на суборбитальные прыжки, и пилотируемый вариант Р-5А так и не построили. Королёв оказался прав: осенью 1957 года с помощью Р-7 удалось отправить в космос два первых спутника, что открыло дорогу к созданию космического корабля, вскоре названного «Восток».