Телескоп будет работать не на околоземной орбите (как, скажем, «Хаббл»), а на расстоянии 1,5 миллиона километров от нашей планеты в точке Лагранжа L₂ системы Солнце — Земля.
Аппарату потребуется примерно месяц, чтобы добраться до L₂. Это будет самое напряжённое время для инженеров — они займутся раскрытием солнцезащитного экрана телескопа, что необходимо для охлаждения приборов. Кроме того, обсерватория начнёт развёртывание основного и вторичного зеркал. Все эти системы довольно сложны, если хоть какая-нибудь из них выйдет из строя, то вся миссия окажется под угрозой.
После развёртывания инженерам потребуется ещё несколько месяцев на тестирование и калибровку научных инструментов телескопа. К работе аппарат приступит лишь где-то в середине 2022 года.
На нём установлены:
- камера видимого и ближнего инфракрасного диапазона NIRCam,
- спектрограф видимого и ближнего инфракрасного диапазона NIRSpec,
- инструмент среднего инфракрасного диапазона MIRI, включающий в себя камеру и спектрограф,
- инструмент FGS-NIRISS, включающий в себя датчик точного наведения телескопа, камеру и бесщелевой спектрограф.
У «Джеймса Уэбба» очень амбициозные задачи. Он будет искать первые галактики и звезды, образовавшиеся после Большого взрыва, исследовать формирование звезд и планетных систем вокруг них, а также изучать физические и химические свойства экзопланет и их атмосфер. На основе последних данных учёные попытаются определить и потенциальную обитаемость.
JWST должен был отправиться в космос ещё в конце 2015 года. NASA утвердило финальный проект в 2010 году, на его создание потратили 6,5 миллиарда долларов. Однако для завершения проекта понадобилось ещё пять лет сверху и три дополнительных миллиарда.
Проблемы «Джеймса Уэбба» — в амбициозности. Телескоп оснащён зеркалом диаметром в 6,5 метра — крупнейшим из всех, что когда-либо выводились за пределы земной атмосферы. Поскольку такое большое зеркало не поместилось бы под головной обтекатель ракеты-носителя, его пришлось сделать разворачиваемым, как и солнцезащитный экран обсерватории, сравнимый по площади с теннисным кортом. А поскольку до того NASA никогда не запускало в космос подобные конструкции, проект пришлось разрабатывать с нуля.
Это оказалось куда более сложной задачей, чем предполагалось изначально. Производство и сборка компонентов телескопа тоже дались отнюдь не легко. Проблемы возникали в самых неожиданных местах. Например, во время одного из акустических испытаний расшаталась часть крепёжных элементов в солнцезащитном экране, а в мембранах телескопа были найдены разрывы. Свою лепту в бесконечные переносы внесла и пандемия.