«Живое»: «Чужой» встречает «Гравитацию»

26414
5 минут на чтение
На МКС для исследования привозят образец жизни, найденной на Марсе. Образец быстро растёт, становится очень сильным и агрессивным и однажды вырывается из лаборатории...

Life

Жанр: космические ужасы, твёрдая НФ

Режиссёр: Даниэль Эспиноса

В ролях: Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон, Эрион Бакаре

Премьера в России: 23 марта 2017 года

Похоже на: «Чужой» (1979),

«Гравитация» (2013), «Пекло» (2007)
Завязка фильма «Живое» на первый взгляд не интригует. Прочитав аннотацию, большинство из вас наверняка пожали плечами и сказали: «Подумаешь, очередной клон „Чужого“!» И верно, после Ридли Скотта придумать что-то новое в жанре космического ужаса почти невозможно. Да, «Живое» во многом напоминает «Чужого» (а также «Пекло», «Сквозь горизонт» и другие подобные картины). Может ли такой фильм быть хорошим и интересным?

Правильный ответ — смотря как снять. Создатели «Живого» почти всё сняли правильно, и у них получился фильм, у которого неоригинальность — единственный серьёзный недостаток.

Космос — реалистичный

МКС в «Живом» показали ещё подробнее, чем в «Гравитации»

Ужас пугает больше, когда похож на реальность. Фантастика убеждает лучше, когда основана на науке. Это явно учли сценаристы «Живого» Ретт Риз и Пол Верник (они же писали сценарии «Дэдпула» и «Зомбилэнда», к слову). «Живое» — это «Чужой», каким он стал бы в наши дни, в свете новой моды на твёрдую научную фантастику, в эпоху «Гравитации» и «Марсианина». Допущения и отступления от реальности здесь невелики, а работа научных консультантов приятно впечатляет.

Действие фильма происходит не на воображаемом корабле будущего, а на МКС, хорошо знакомой каждому по телетрансляциям и «Гравитации». Да, её «проапгрейдили» более футуристическими декорациями, чтобы подчеркнуть, что действие происходит в будущем, но не узнать её невозможно. И если у Куарона станцию показывали всего в одной сцене, то создатели «Живого» не поленились сделать детальные декорации чуть ли не всех отсеков. Весь фильм герои проводят в невесомости, снятой довольно убедительно.

В борьбе с пришельцем они используют не оружие, которого здесь в принципе быть не может, а предметы, которые реально найти на космической станции, вроде кислородных свечей (многие ли из зрителей вообще знают, что это такое?). Особенно хороши две сцены, где космонавты играют с пришельцем в кошки-мышки, управляя системами с пульта и пытаясь угадать, куда враг рванёт в следующий момент. При этом им приходится экономить топливо, а главной проблемой оказывается поломка системы охлаждения.

Монстр — не страшный, но умный

Итоговую форму Кельвина в трейлерах так и не показали. Мы тоже не будем спойлерить

Инопланетный организм, прозванный Кельвином, мог бы считаться минусом фильма, потому что внешне он не очень-то впечатляет. Куда ему до непристойного ксеноморфа или тошнотворного Нечто! Но Кельвин попадает в плюсы по другой причине: он умный, упорный и невероятно живучий. Будучи всё-таки скорее животным, чем «братом по разуму», он тем не менее проявляет впечатляющие навыки выживания, быстро ориентируется в ситуации и выбирается из самых безвыходных положений. Создатели явно вдохновлялись при его создании видеороликами про осьминогов, сбегающих из клеток.

Что немаловажно, Кельвин не выглядит воплощением бессмысленного и беспощадного зла. Космонавты в какой-то мере сами виноваты, что спровоцировали пришельца, а дальше ему ничего не оставалось, кроме как пытаться выжить.

При этом люди серьёзно оценивают опасность. К монстру относятся как к вирусу: ни в коем случае нельзя нарушать карантин. Герои быстро осознают, что их главная задача — не дать твари попасть на Землю, а их собственные жизни при этом не имеют особого значения. Это придаёт «Живому» атмосферу обречённости, а невероятно живучий Кельвин из простой кусачей зверушки превращается в угрозу всему человечеству.

Персонажи — проработанные

Обзорный модуль МКС «Купол». Идеальное место для произнесения проникновенных речей, раскрывающих характеры

Казалось бы, какая разница, что за человечина пойдёт на корм чудовищу? Но сопереживать героям можно, только когда их знаешь, и сценаристы это явно учли. Здесь про каждого космонавта есть что сказать. У одного парализованы ноги, и только в невесомости он может двигаться нормально и жить полной жизнью. Другого дома ждут жена и новорождённая дочь, и это серьёзно влияет на его поступки. Третий отвык от жизни на Земле и не хочет возвращаться к «восьми миллиардам ублюдков».

Актёры не творят чудес: играют достойно, но в рамках амплуа. Рейнолдс, как всегда, изображает смешного балагура, а Джилленхол — грустного растерянного «ботаника». Однако наделить героев индивидуальностью им удалось. И то, в каком порядке они погибают, не зависит от известности актёра — приятный сюрприз.

Отдельное спасибо создателям за русскую космонавтку Екатерину в исполнении Ольги Дыховичной. Она в «Живом» не просто командир экспедиции, но и самый профессиональный и хладнокровный член экипажа. Да и надписи на русском в кои-то веки выглядят как реальные, а не в стиле «Головка пальца ноги».

Что, у фильма нет недостатков?

В самые страшные моменты часто врубается «аварийный» красный свет. Станцию явно оборудовали для нагнетания жути

Есть, даже если не учитывать вторичность. Герои в целом адекватно реагируют на угрозу, но пару раз ведут себя глупо — например, пытаются сжечь пришельца, рискуя устроить пожар, или забывают, а потом вдруг вспоминают о спасательных капсулах. Начало вышло немного затянутым — мы заранее знаем, что пришли на ужастик, и полчаса знакомства с героями и разговоров о науке кажутся оттягиванием неизбежного. Некоторые сцены в финале, наоборот, слегка сумбурны. Режиссёр показал МКС реалистично, но не придал индивидуальности отдельным её частям, и в итоге порой тяжело сориентироваться, кто где находится и куда летит. Наконец, особо внимательные могут заметить небольшие ляпы вроде еле заметной капельки пота, падающей с лица Джилленхола.

«Живое» не шедевр, к нему можно придраться, но это мелкие придирки. Они не убивают удовольствия от просмотра. Фильм не разочаровывает и даёт именно то, за чем на него пришли, — зрелищную фантастику о космосе и клаустрофобный ужастик с ударным финалом, который выворачивает концовку «Чужого» наизнанку. Именно в таком духе стоило бы снимать современные фильмы про ксеноморфов. Хорошо бы выходящий вскоре «Чужой: Завет» оказался похож не на претенциозный «Прометей», а именно на «Живое».
Любопытное сочетание идей «Чужого» и «Гравитации», космического хоррора и твёрдой научной фантастики. Совершенно ничего нового, но качественно снятое старое. Через много лет в топах космических ужастиков этот фильм будет стоять не ниже «Пандорума», «Сквозь горизонт» и «Прометея».

Оценка

8

оценка

УДАЧНО

  • реалистичный космос
  • продуманные персонажи
  • ударный финал

НЕУДАЧНО

  • всё это уже где-то было
  • пара глупых поступков героев

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё