«Варяга» можно сравнивать с реальной историей. Здесь есть чем порадовать исторических гиков — в первую очередь детальным воспроизведением костюмов, орудий и обычаев. В различных интервью Эггерс и Скарсгард увлечённо сыплют историческими фактами, ценными лишь для единиц — но вместе переводящими нас за другую грань этой истории. Щиты и лодки, одежды и причёски, песни и сказания — всё вместе формирует кропотливо собранную мозаику наилучшего изображения эпохи из ныне возможных. Каждый поклонник истории найдёт здесь что-то своё: лично мне хочется сказать спасибо за раскрытие темы работорговли на славянских землях — которую, несмотря на печальные масштабы, мы сами так редко обсуждаем.
И если не обращать внимания на мистику (которую, как водится у Эггерса, так и хочется списать на воображение героев) — можно ли назвать «Варяга» исторически достоверным фильмом? Наверное, всё-таки нет, хотя бы потому, что о реальных обычаях того времени нам известно исключительно мало. Обычаи и традиции, показанные в фильме, это лишь гипотеза, одна из тысяч возможных вариаций реального прошлого. Однако фильм оказывает эпохе куда большую услугу — описывая её
исторически аутентично.
Не рассказывая, а показывая, Эггерс не даёт объяснений, не ведёт за ручку и не разбирает дух времени по полочкам. Зрителю предстоит понять самому, почему, например, для похорон так важно иметь сердце покойного, зачем мальчику склоняться перед безумным шутом и лакать по-собачьи из блюдца и зачем, когда потеряно всё, придерживаться законных правил поединка. То время и те традиции ничего нам не должны, те боги уже давно не требуют от нас жертв — мы можем лишь отстранённо наблюдать за ними и попытаться понять хотя бы сотую долю их мотивов.