«Поезд в Пусан 2: Полуостров». Форсаж живых мертвецов

17258
6 минут на чтение
Беспощадная зомби-эпидемия поглотила Южную Корею. Полуостров изолирован от остального мира, а местные жители оставлены на растерзание мертвецам. Те немногие, кто успел эвакуироваться в близлежащие страны, оказались в гетто и берутся за любую, даже самую чёрную работу. Гонконгский мафиози собирает отряд из отчаянных иммигрантов: им предстоит вернуться в опустошённый портовый город Инчхон и добыть там грузовик, нагруженный деньгами. Чем обернётся эта самоубийственная миссия?

반도 / Bando

Режиссёр: Ён Сан-хо

В ролях: Кан Дон-вон, Ли Джон-хён, Ли Рэ, Ким Мин-джэ, Ким До-юн

Возрастной рейтинг: 18+

Премьера: 20 августа

Похоже на: «Безумный Макс: Дорога ярости» • сериал «Ходячие мертвецы» • «Обитель зла 2: Апокалипсис»


Культура Южной Кореи сейчас в авангарде моды. Всего за 10–15 лет мир захлестнули дорамы и манхва, сердца миллионов поклонников бьются в ритме кей-попа. А корейское кино, некогда бывшее уделом фестивальной публики, неожиданно пробилось в мейнстрим и (беспрецедентный случай!) покорило премию «Оскар».

Свою лепту в этот процесс внёс и «Поезд в Пусан» — стремительный и неглупый триллер про нашествие живых мертвецов на Корею. Дебютный кинофильм мультипликатора Ён Сан-хо стал одним из международных кассовых хитов 2016 года. На волне успеха режиссёр вскоре выпустил анимационный приквел «Станция Сеул», а теперь, четыре года спустя, пришло время продолжения франшизы.

Впрочем, франшиза эта необычная. Каждая её часть — самостоятельная и законченная история. Место действия, состав персонажей и даже жанр постоянно меняются. «Поезд» следовал канонам фильма-катастрофы: случайные попутчики разного возраста и происхождения пытались преодолеть свои различия, чтобы выжить. «Станция» была неторопливой и печальной драмой про бездомных, которые первыми приняли на себя удар эпидемии. И, наконец, «Полуостров» — лихой постапокалиптический боевик, где в центре событий оказываются бывшие военные.

С событий «Поезда в Пусан» прошло четыре года. Южная Корея превратилась в руины

С новым жанром пришёл и неожиданный размах. Пролог словно хочет напомнить зрителям былые правила (вирус вспыхивает в тесных коридорах корабля), а затем фильм выбрасывает нас в совершенно иную реальность. Мир «Полуострова» — опустевшие ночные шоссе, погасшие окна домов и ржавые портовые краны, которые в лунном свете напоминают скелеты гигантских зверей.

И если раньше героям нужно было беспокоиться о десятке-другом мертвецов, то на этот раз по улицам несётся целая черная волна из когтей, зубов и конечностей — уже не монстры, а скорее природная стихия. Выжившие не борются с ней, а учатся её направлять и использовать в своих интересах. На этом построены экшен-сцены, часто весьма изобретательные. Один особенно яркий эпизод Ён Сан-хо снимает долгим планом: «запирает» зрителей на арене, где участникам жестокой игры приходится уклоняться от зомби, пока таймер не закончит отсчёт. Каждая секунда захватывает дух!

Главный герой в исполнении Кан Дон-вона действует очень технично. Не удивляйтесь, если вскоре увидите этого актёра в очередном фильме про Джона Уика!

К сожалению, у эпичности «Полуострова» есть и обратная сторона. Размах постановки просто не по силам бюджету в 16 миллионов долларов. Например, большинство ночных сцен явно снимали при дневном освещении, а затем меняли время суток на цветокоррекции. Возросшая зомби-массовка выглядит откровенно компьютерной. То же и с грузовиками в большой финальной погоне — сцена равняется на «Дорогу ярости», но, увы, лишена её убедительных трюков и «осязаемых» машин.

К чести Ён Сан-хо, он признаёт мультяшность своего фильма и делает её частью общего, слегка безумного стиля. Законы физики «Полуостров» нарушает на зависть циклу «Форсаж», иногда для пущего задора включая бодрую гитарную музыку. А изображение часто уходит в абстракцию: драматичные силуэты, выхватываемые всполохами света из окружающей тьмы. Возможно, по примеру «Станции Сеул» новую часть франшизы тоже стоило сделать анимационной?

Нехватка бюджета влияет и на сценарий. За рамками экшен-сцен режиссёру то и дело приходится загонять действие в интерьеры. Добрая треть истории разворачивается всего в двух закрытых локациях! Оригинальному «Поезду» камерность не мешала: у персонажей всегда была цель, и препятствия на пути к ней были чётко обозначены. Саспенс рождался из ожидания того, как именно выжившим удастся их преодолеть. В «Полуострове» же герои регулярно берут паузу и выясняют отношения, вслепую нащупывая свой следующий шаг.

По возможности выбирайте сеансы на языке оригинала. Русский дубляж плохо сочетается с повышенной эмоциональностью корейской актёрской школы

И всё бы ничего, будь персонажи хоть сколько-нибудь интересными. Состав «Поезда» едва ли мог похвастать глубиной характеров, но каждый типаж там был ярким и запоминающимся. Новая группа выживших (вне зависимости от пола) сплошь состоит из крепких длинноволосых бойцов разной степени утомлённости. Выделяется разве что трагикомичный капитан в исполнении Ку Гё-хвана — начальник брошенной военной части, презираемый своими подчинёнными и гасящий депрессию дорогим алкоголем. В первой же сцене он готовится застрелиться, но по ходу фильма неожиданно обнаруживает в себе яростное желание любой ценой остаться в живых.

Цена жизни — это вообще центральная тема всего «пусанского» цикла. Причём её трактовка меняется от главы к главе. «Станция Сеул» была настроена довольно пессимистично: мол, люди разучились заботиться друг о друге и потому заслуживают не спасения, а очищающей чумы. Однако в «Поезде» выживание нескольких избранных героев уже можно было «купить» чистосердечным самопожертвованием их близких.

На этом фоне «Полуостров» прямо-таки удивительно гуманистичен: спасать нужно всех и каждого! Даже тех, кто уже готов пожертвовать собой. Даже когда шансов на победу мало. Даже если выживание одного поставит под угрозу судьбу всей группы. Вернись и попытайся помочь — а карма тебе воздаст сторицей. Финальная мысль, что и в условиях апокалипсиса можно неплохо жить, если держаться друг друга и верить в лучшее, смотрится особенно актуально для коронавирусного 2020 года.

В «Полуострове» нашлось место даже для феминистского посыла: лучше всего к концу света приспособились именно женщины

На контрасте сценарий пытается вести критику расчеловечивающих механизмов капитализма — и в этом, кстати, рифмуется не только со своими предшественниками, но и с другими заметными корейскими фильмами последних лет, от культового детектива «Пылающий» до всеми любимых «Паразитов». Грузовик с деньгами, за которым в начале фильма отправляются герои, наделён почти мистическими свойствами: это сказочное «проклятое сокровище», непонятно откуда взявшееся и гарантированно убивающее всех, кто рискнёт на него покуситься.

Впрочем, несмотря на этот эффектный образ и несколько остроумных деталей (жестокие игры на выживание проводятся в помещении торгового центра), свой политический пафос «Полуостров» не акцентирует и быстро топит в сентиментальности. И это во франшизе, где самым демоническим персонажем был злодейский толстосум, ради собственного спасения выпихивающий союзников прямо в лапы мертвецам! Видимо, не так-то просто искренне критиковать рынок, когда твой предыдущий фильм собрал почти 100 миллионов долларов.
«Поезд в Пусан 2: Полуостров» — фильм во многом половинчатый. Это талантливый и амбициозный боевик, которому остро не хватает бюджета. Социальный посыл в нём созвучен современности, однако поминутно проваливается в мелодраму. Экшен впечатляет изобретательностью, но в рамках реалистичного кино ему тесно. Никак не провал — и всё же не удача.

Остаётся только пожелать Ён Сан-хо успешно провести работу над ошибками. На правах единственного блокбастера нынешнего «мёртвого» лета «Полуостров» с успехом идёт в кинотеатрах, — а значит, следующий «Поезд» уже наверняка набирает ход…

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Кино

Фантастические фильмы, которые у нас любят больше, чем на родине

Кино

Кризис идей и бардак в Lucasfilm. Что происходит со «Звёздными войнами»?
Пересказываем статью The Hollywood Reporter с откровениями инсайдеров.

Кино

«Хищные земли»: стоит ли смотреть клон «Тихого места»
Как Сокол монстров бил и в аптеку ходил.

Кино

«Кошмар на улице Вязов»: долгая и страшная история Фредди Крюгера
Сон разума рождает чудовищ

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024? Мировые премьеры (уж какие есть)
Несколько музыкальных сказок, комедия со Скалой и неожиданное возвращение Ридли Скотта.

Кино

Какие фильмы смотреть в ноябре 2024-го в кино? Фантастика, сказки и просто дичь
Российский прокат приходит в норму?

Кино

Новые фильмы ужасов, которые вы могли пропустить: от инди до Индии
Читайте, выбирайте и пугайтесь на здоровье!

Кино

Следуй за кроликом: история создания «Донни Дарко»
До конца света 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд.

Кино

Серия «Хэллоуин»: загадочная история Майкла Майерса
Всё о франшизе про маньяка в маске Уильяма Шатнера

Кино

История хоррор-франшизы «Ужасающий»: как клоун Арт стал звездой современных слэшеров
Разбираемся, в чём причина возрастающей популярности чёрно-белого убийцы
Показать ещё