Отзыва уже заключённых лицензий ещё не было, и накопленный каталог проектов остаётся нетронутым, но скоро ситуация может измениться. С 7 апреля Disney вводит полный запрет на прокат своих фильмов в кинотеатрах. Если этот запрет распространится на стриминги, из библиотек исчезнут все диснеевские мультфильмы, супергеройские ленты Marvel, «Звёздные войны», а также полный каталог принадлежащей «мышиному королевству» студии 20th Century Fox.
Запрет, введённый Disney, может создать опасный прецедент. Если такому примеру последуют и другие западные компании, отечественные стриминговые сервисы просто не вытянут — на зарубежную продукцию приходится до 90 % каталога. В наихудшем положении окажется Amediateka. В отличие от других стримингов, сервис не производит оригинального контента и полностью зависит от эксклюзивного контракта с HBO. Эксперты пророчат, что HBO полностью уйдёт с российского рынка следом за Disney.
Стриминги отчаянно ищут выход из положения. По словам участников рынка,
рассматривается либо полный переход на производство оригинального контента, либо ориентация на индийское, корейское, китайское, турецкое и бразильское кино. Давно мы не видели «Рабыню Изауру», «Дикого ангела» и «Богатые тоже плачут»!
Оригиналы будут неоригинальнее
Главный источник финансирования стримингов не доходы с подписок, а инвестиции венчурных фондов или корпораций, рассчитывающих сыграть вдолгую. Сохранится ли финансирование на прежнем уровне в условиях кризиса, сейчас не знает никто.
Сокращение финансирования ударит по возможности платформ производить собственный контент. Возможностей этих в последнее время и так стало меньше: многие высокобюджетные проекты производились или при участии зарубежных партнёров, или с прицелом на иностранные рынки.
На надежде вывести российские сериалы на международный уровень уже можно ставить крест. Netflix приостановил покупку русскоязычного контента и
заморозил производство оригинальных проектов «Анна К.», «Петля», «ЗАТО» и «Ничего особенного». Российские студии, потеряв связи с зарубежными партнёрами,
лишились возможности продолжать работу над своими проектами.
«Всё, о чём я мечтал последние 15 лет, теперь отменили… А мы просто держимся и пытаемся понять, что нам делать дальше».Артём Васильев, генеральный продюсер Metrafilms
Онлайн-кинотеатры полностью потеряют доходы от рекламной модели монетизации. Часть сервисов или уйдут с рынка, или будут поглощены более крупными игроками.
Оставшиеся будут меньше рисковать, начнут резать бюджеты или попытаются разделить траты с другими сервисами и телеканалами. Падение спроса на контент приведёт к исчезновению «пузыря»: поскольку в последнее время оригинального контента не хватало, стриминги охотились на любого, кто этот контент мог предложить, и завышали гонорары актёрам, режиссёрам, продюсерам и сценаристам.
Раньше ряд продюсерских студий был связан эксклюзивными контрактами с той или иной платформой, стриминги имели «право первой ночи» на рассмотрение любого нового проекта конкретных сценаристов или режиссёров. Теперь работы ведутся исключительно над уже оговорёнными проектами.
Меньше и дешевле
Судя по тому, что прокатчики перестраховались и перенесли премьеры «Нууччи» и «Капитана Волконогова», необходимости в официальной цензуре не возникнет: продюсеры справятся и сами. Участники рынка признают, что в ближайшее время в ходу будут развлекательные и эскапистские жанры (приключения, романтика, фантастика, мистика) — никакой актуалочки. А вот введение чёрных списков и своего рода запрет на профессию станет проблемой — ведь многие ведущие актёры, именитые продюсеры и большинство сценаристов высказались против «спецоперации».
На возможностях отечественных кинематографистов скажется и отсутствие оборудования, комплектующих и программного обеспечения — всё это также производится на Западе. До конца года имеющихся запасов хватит, а вот что будет дальше — вопрос.