Но «театр разума» — ещё полдела. Ключевую роль играет система правил — она позволяет участникам «синхронизироваться» в воображаемом пространстве. Попадёт ли по герою злобный Великий Доппельгангер? Будет ли успешна атака монаха? На что повлияют чары благословения? Успеет ли отряд действовать на опережение? Система правил D&D позволяет ответить на эти вопросы. Игрокам не нужно, как детишкам во дворе, перекрикивать друг друга: «Я по тебе попал! — Нет, я!»
Книга правил определяет характеристики, навыки, способности, заклинания и прочие параметры персонажей. Например, «благословение» паладина не берётся из воздуха — это его отличительная особенность. А у монаха особенность — совершать несколько атак при помощи шеста. Вот оно, деление на специализации! Система правил позволяет решить, получилось ли у игроков то, что они задумали. Ведущий не берёт значения и решения с потолка, а руководствуется правилами, созданными разработчиками. «Так я в итоге попал?» — спросит игрок. «Кинь d20, и узнаем», — отвечает мастер.
Помимо игровой механики, книги правил содержат тонны информации о том, во что мы, собственно, играем, в каком антураже и жанре.
В одних играх мы берём на себя роли вампиров в современных мегаполисах.
В других — играем в преступников в индустриальном мистическом городе. У D&D нет сеттинга по умолчанию, но есть очень чётко прописанный жанр — героическое фэнтези о становлении группы искателей приключений.
А миров для D&D авторы создали множество: от мрачного фэнтези-апокалипсиса с полуросликами-каннибалами
Dark Sun до пёстрых Forgotten Realms со множеством стран, культур, религий, магом Эльминстером и тёмным эльфом Дриззтом (Дзиртом). А если этого мало, можно объединить всё и сразу в мультивселенной
Planescape!