Изменения сюжета вызвали недовольство у ряда фанатов, которые посчитали, что привычный им Мир Тьмы слишком изменился. Но в защиту создателей нужно сказать, что получившаяся схема ближе к тому, чем «Маскарад» должен был стать 30 лет назад. Когда на сцене нет множества старейшин, видевших ещё Крестовые походы, анархская проповедь о всеобщем равенстве сразу звучит более осмысленно. Вторая инквизиция здесь не просто источник раздражения, отвлекающий игроков от важных дел, а самостоятельная часть игры, привносящая элементы шпионского триллера: спецслужбы прослушивают телефоны и просматривают камеры, вынуждая вампиров вести себя действительно осторожно.
Такие перемены отражают общую философию новой редакции. Это не столько продолжение старого «Маскарада», сколько перезагрузка, призванная привлечь новых фанатов, а также вернуться к конфликтам, с которых всё начиналось, — борьбе вампиров друг с другом в полуфеодальном обществе, противостоянию Человека и Зверя, поддержанию Маскарада.
Создание персонажа
Создание персонажей состоит из шагов, в общих чертах знакомых по предыдущим редакциям. Сначала надо выбрать клан; в основной книге их девять: семь «обычных», а ещё бесклановые каитифы и слабокровные — вампиры, настолько удалённые от Каина, что его проклятье на них распространяется с оговорками, давая меньше как сил, так и слабостей.
После этого нужно распределить пункты между девятью характеристиками, организованными в три группы по три: физические, социальные, ментальные. Потом игрок выбирает из 30 навыков, отражающих конкретные умения персонажей: рукопашный бой, расследования, ложь, этикет и так далее. Притом в характеристиках распределяются фиксированные рейтинги: одна характеристика повышается до четырёх, три — до трёх, четыре — до двух, в одной сохраняется стартовое значение один. В навыках предлагают выбрать модель распределения пунктов в зависимости от того, хочет игрок несколько высоких рейтингов в умениях или много низких.
Затем надо распределить три «точки» между тремя клановыми дисциплинами, сверхъестественными силами вампиров, и выбрать способ питания. Это единственный принципиально новый этап создания персонажа. Каждый игрок выбирает, как его вампир кормится чаще всего: соблазняет жертв, охотится в подворотнях, похищает кровь у спящих или как-то ещё. Типов питания много, и они никак не ограничивают игрока, но дают дополнительные пункты способностей, социальные связи, недостатки и ещё одну точку в дисциплинах, причём не обязательно связанную с кланом.
Это очень характерное нововведение— разработчики постоянно напоминают, что персонажи тут — не просто люди с суперспособностями, а именно вампиры, гарантируя, к примеру, что никто из игроков не окажется в ситуации, когда он забыл подумать, откуда созданный им повелитель ночи достаёт пропитание. К несчастью, такое раньше случалось часто.
Затем игрок распределяет несколько пунктов между преимуществами и недостатками — наборами параметров, включающими и социальные связи, и внешность, и любые другие детали, которые трудно отразить иначе. Брать недостатки обязательно — хотя бы пару, но можно и больше, чтобы получить дополнительные пунктов преимуществ. Отдельного упоминания заслуживает система страниц истории — уникальных преимуществ, отражающих связь персонажа с теми или иными уникальными персонажами, философскими взглядами и историческими событиями вселенной «Маскарада». К примеру, игрок может связать свою судьбу с загадочным культом Лилит или присоединиться к бизнес-империи сестёр Воерман из Vampire: The Masquerade — Bloodlines.