Специальная номинация для тех, кто не удовлетворяется простым смешением известных механик, а рискует идти путём инноваций. Это не всегда срабатывает — многие уникумы проваливаются по продажам или рейтингам, но каждая попытка создать что-то новое в настольных играх запоминается. В прошлом году мы могли поиграть за голоса, звучащие в голове подсудимого в ходе судебного процесса, или в градостроительную стратегию на четверых, где среди простых смертных затесался сам Дьявол. «Обитель тьмы» погружала в липкую атмосферу полной темноты, а «Герои подземелий» заставляли напрячь глазомер и ловкость. Даже семейный филлер может быть оригинальным — в «Воздушных змеях» время полёта символизируют песочные часы, которые игроки могут крутить с помощью розыгрыша карт.
Победа же отходит главному настольному оригиналу современности — Кори Коничке. Несколько лет назад гейм-дизайнер, подаривший нам «Древний ужас» и «Звёздные войны: Восстание», ушёл из крупного издательства и основал фирму Unexpected Games («Неожиданные игры»). Главным её принципом Кори провозгласил уникальность и инновационность игр. Пока он своё слово держит: мы уже могли сыграть в постмодернистскую игру в игре «Инициатива» и в упомянутые «Голоса в голове».
Но награду даём за другую игру Конички — «3000 негодяев». Даже сеттинг здесь нетипичный: ковбои с Дикого Запада пытаются завладеть оружием будущего, привезённым таинственным Путешественником. Для этого надо сколотить команду из отпетых негодяев и отправить их взламывать сейфы с добычей. Механика блефа на картах действий и сама по себе оригинальна, но главная фишка игры — стопка полупрозрачных протекторов со свойствами. Наняв в салуне голого бандита, вы одеваете его, добавляя поверх портрета изображение одежды, снаряжения и подписанное свойство. Отсюда и название игры — у вас может получиться 3000 уникальных головорезов.