Майкл Маршалл Смит «Один из нас»

6372
5 минут на чтение
Что связывает жестокое убийство американского копа в Мексике, полулегальную контору, которая помогает толстосумам избавиться от ночных кошмаров, вооружённое ограбление банка и чудо Господне, с предельной наглядностью явленное нам, маловерам? Правильно, ничего не связывает — кроме фигуры Хапа Томпсона, харизматичного неудачника и главного героя романа «Один из нас».
Майкл Маршалл Смит «Один из нас»Michael Marshall Smith

One of Us

Роман

Жанр: посткиберпанковский детектив-нуар

Выход оригинала: 1998

Переводчик: А. Петухов

Издательство: «Э», 2017

416 стр., 3000 экз.

Похоже на:

Станислав Лем «Футурологический конгресс»

Джонатан Летем «Амнезия творца»

Англичанин Майкл Маршалл известен в России преимущественно как автор боевиков. Но двадцать лет назад, когда имя и фамилию Майкла Маршалла Смита указывали на обложках полностью, он писал фантастику. И как писал! Пять премий Британской ассоциации фэнтези, мемориальная премия имени Августа Дерлета, премия имени Филипа Дика, премия Международной гильдии ужасов — это далеко не полный список его наград.

Роман «Один из нас» — своего рода привет из прошлого: в 1998-м удостоен Всемирной премии фэнтези, в 2000-м номинировался на японскую премию «Сэйун», стал бестселлером и на некоторое (очень короткое) время — визитной карточкой британской фантастики. Не удивлюсь, если эта книга повлияла на становление «новых странных»: чудных сюжетных поворотов здесь хватает. Впрочем, с равным успехом этот посткиберпанковский нуар мог быть написан и в прошлом году: за минувшие десятилетия роман не устарел ни капельки.

В общих чертах сюжет можно пересказать одной фразой: он бежит — его догоняют. Хап Томпсон, профессиональный сновидец, специалист по кошмарам, становится объектом преследования: загадочные «мужчины в серых костюмах» гонятся за ним по пятам и норовят то ли похитить, то ли без затей пустить в расход. Есть за что: прошлое у Хапа бурное. К тому же главный герой становится хранителем информации, которая запросто может привести на электрический стул, а с его счетов исчезают все деньги, накопленные за много лет неустанных трудов. Но не на того напали: лучшие годы своей жизни Хап провёл по ту сторону закона, среди мошенников, наркодилеров и наёмных убийц, его сложно испугать, сунув под нос ствол. Вместо того чтобы забиться в какую-нибудь нору и ждать развязки, Томпсон начинает распутывать клубок интриги, чтобы выяснить, кто же его заказал и что тут вообще происходит.
Отличный расклад для фантбоевика: бешеная динамика, непредсказуемый сюжет, харизматичный герой

Отличный расклад для фантбоевика: бешеная динамика, непредсказуемый сюжет, харизматичный герой, который то сыплет циничными остротами, то изливает израненную душу — легко представить в этой роли Брюса Уиллиса времён «Крепкого орешка». Но главное — мир. Действие разворачивается в наши дни, примерно в 2017–2018 году от Рождества Христова, — и это чистый, ни с чем не сравнимый кайф. Понятно, что точность прогнозов должна волновать автора нуарного боевика в последнюю очередь — чай, не Жюль Верн, не Артур Кларк и даже не Уильям Гибсон. Но Смит всех переплюнул: по его версии мы с вами сегодня должны жить в какой-то совершенно чумовой психоделической вселенной. В мире, где по городам и весям кочуют стада одичавших кофеварок и холодильников, где специальные машины создают в элитных районах Лос-Анджелеса привычный для горожан смог, а у драгдилера можно купить таблетку, после которой тебе какое-то время будет фантастически везти. Где сбылся страшный сон киберпанков 1980-х и киберпространство из обители хакеров-нонконформистов превратилось в скучный виртуальный пригород, населённый самодовольным «средним классом». Где сны и воспоминания можно переносить из головы в голову, но ни в коем случае нельзя стирать: образуется токсичное облако, и какой-нибудь неудачник распрощается с жизнью. Это уже не «Нейромант», а чистый «Футурологический конгресс» Лема. И когда вокруг Хапа Томпсона начинают происходить события, фантастические даже по меркам этого безумного мира, на них далеко не сразу обращаешь внимание: мистер Смит сумел блестяще спрятать лист в лесу по известному рецепту патера Брауна. Если бы не странные теологические экзерсисы в финале, книгу можно было бы назвать идеальным образцом жанра. Увы: ближе к развязке автор резко меняет тон, а появление натурального «бога из машины» не то чтобы всё портит, но заметно обесценивает достижения главного героя — обидно за Хапа, просто слов нет.
Итог: Смит пишет увлекательно, свободно и легко — «Один из нас» читается залпом. Жаль, что в начале нулевых писатель переквалифицировался в «авторы криминального жанра». С его уходом фантастика много потеряла.

Трудности перевода

«Запретный район», предыдущий фантастический роман Майкла Маршалла Смита, вышел в России в 2014 году и собрал гору отрицательных отзывов — прежде всего из-за косноязычного перевода, выполненного в худших традициях 1990-х. Издатели учли претензии: «Один из нас» переведён если не идеально, то очень тщательно. И внимательно вычитан корректором — что тоже пошло книге на пользу.

Раньше можно было просто набрать адрес в поисковике и оказаться на домашней странице нужного тебе человека. Но теперь, когда Сеть перешла на трёхмерное изображение, домашние страницы стали выглядеть как настоящие дома, а их владельцы стали проводить в них большую часть времени — всё изменилось. То, что когда-то начиналось как альтернативная реальность, превратилось ещё в один уровень обычной, подчиняющейся примерно тем же законам.
Таковы люди. Начисто лишены фантазии.

Оценка

8

оценка

удачно

  • остроумие
  • динамичность
  • лёгкость

неудачно

  • смазанный финал

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
Подписаться
Статьи

Обзоры книг

Сергей Лукьяненко «Поиски утраченного завтра». Спасти Вселенную

Обзоры книг

Замиль Ахтар «Эпоха Древних». В дебрях мрачного Востока
Тёмное фэнтези в ориентальном сеттинге

Обзоры книг

К. У. Джетер «Ночь морлоков». По следам Герберта Уэллса
Роман, положивший начало стимпанку

Обзоры книг

Шамиль Идиатуллин «Бояться поздно». В петле времени
«День сурка» в российских реалиях

Обзоры книг

Анджей Сапковский «Перекрёсток ворона». Какой получилась книга о юности Геральта
Ведьмак. Сага. Начало.

Обзоры книг

Брэдли Бэлью «Двенадцать королей Шарахая». Ад посреди пустыни
Тёмное фэнтези на фоне песков

Обзоры книг

Девин Мэдсон «Мы воплотим богов». Закономерная развязка
Достойный финал фэнтезийной эпопеи

Обзоры книг

Леони Свонн «Гленнкилл: следствие ведут овцы». Мисс Мапл наносит ответный удар
Классический английский детектив с необычным сыщиком

Обзоры книг

Павел Матушек «Оникромос». Найти Крек’х-Па!
Сюрреалистическая фантастика с расследованиями и путешествиями

Обзоры книг

Брайан Макклеллан «В тени молнии». В мире стеклянной магии
Фэнтезийные приключения в стиле Сандерсона
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
Подписаться