Когда и почему вы начали рисовать? Где этому учились? Почему решили сделать своей профессией?
Я рисую, сколько себя помню. До школы посещал кружки по рисованию, впрочем, не скажу, что тогда это много дало. Но как-то раз в детском саду, лет в пять, по памяти нарисовал обложку грампластинки «Теремок», изрядно всех удивив. В школе рисовал много и охотно, от шаржей до комиксов. Ненавидел только стенгазеты. Но всё это было несерьезно, до последних классов я не собирался связывать свою жизнь с искусством. Пока не произошли два события.
Сначала в наш класс вернулся мой давний товарищ, который умел рисовать на порядок лучше меня. Это меня подстегнуло и заставило шевелиться. Второе и основное событие — главный редактор нескольких периодических изданий моего родного города Ташкента, в том числе и газеты, где я подрабатывал корреспондентом и фотографом, дала мне почитать несколько журналов о фантастике. Из них я узнал о западной фантастической живописи. Так определился дальнейший вектор моего движения, а мои стопы были направлены в самый достойный из вузов, Ташкентский архитектурно-строительный институт.
Почему не художественный? Потому что я считал нужным получить специальность, обещающую чёткие знания и понятное будущее по части трудоустройства. Архитектурный дизайн — как раз такая специальность, со всеми плюсами творческой атмосферы и рационально-сдержанного полета фантазии. Ведь тогда профессия обычного художника не гарантировала в наших странах почти ничего. Здесь же я мог совершенствоваться в искусстве, одновременно бегая по локальным издательствам и предлагая свои произведения, подрабатывать дизайнером-верстальщиком и вариться в интереснейшей среде людей не просто творческих, а технически грамотных, с инженерным, рационалистическим складом ума.
Над какими проектами вы работали? Какие из них вам больше всего запомнились и почему?
Если говорить о наиболее крупных и значимых, в первую очередь вспомню сотрудничество с журналом «Вокруг света». За пять лет мы с тогдашним арт-директором журнала Антоном Фёдоровым воплотили в жизнь десятки замечательных проектов, больших и малых, для самых разных научно-популярных публикаций. Особенно выделяю палеонтологию — кто в детстве не любил читать о динозаврах?
Следом назову большой коллективный проект по оформлению Приморского океанариума, в котором я участвовал вместе с прекрасными учёными и иллюстраторами. Опираясь на консультации палеонтолога и художника Андрея Атучина, я создал серию изображений ископаемых животных, растений, а также, уже средствами трёхмерной графики, детализированную композицию из известковых скелетов морских организмов. Далее ещё было несколько крупных палеонтологических проектов для западных изданий.
С научной иллюстрацией работать особенно интересно. Тут нельзя ограничиться поверхностным знакомством с предметом. Немало времени приходится уделять изучению доступных материалов, статей, фотографий, работ других художников. Если речь о палеонтологии, то важны еще актуальные представления об ископаемых животных. К примеру, одного из самых распиаренных динозавров, Tyrannosaurus Rex, мы привыкли видеть в масс-медиа покрытым чешуей и остеодермами — окостенелыми щитками, как у крокодила. Современная наука считает, что тираннозавры могли иметь оперение, особенно молодняк. Оно больше походило на недоразвитые пеньки птенцов, сгруппированные вдоль позвоночника. Однако с лёгкой руки некоторых художников уже распространилось представление, что тираннозавры бегали в роскошном плюмаже, покрывающем всё тело. И каждый раз, когда я публиковал в сети свои работы, изображающие «ти-рексов» лысыми или с редкими протоперьями, находилось немало комментаторов, вопрошающих: «Где же его оперение, которое должно покрывать его полностью?». В какой-то момент я устал объяснять, что это лишь одна из многочисленных теорий, и просто перестал реагировать на такие сообщения.
Горжусь серией работ в форме классической архитектурной графики для Политехнического музея в Москве. Вот где пригодилось архитектурное образование! Для этой серии я разработал особую поэтапную технику исполнения, довольно хитрую. А несколько ранее придумал собственную технологию создания графики, имитирующей гравюру. В ней тон задаётся рисунком из параллельных, идущих по форме предмета штрихов с варьирующейся толщиной — так, например, выполнены портреты на банкнотах. В такой технике я создавал некоторые иллюстрации для «Вокруг света» и геральдические изображения для моего товарища Алекса из креативного агентства Noisy Brains.
Мне запомнилось сотрудничество с американскими научно-фантастическими журналами Analog и Asimov’s SF. Здесь я рисовал и обложки, и внутренние иллюстрации. Ещё понравилось работать над двумя сериями русскоязычных книг: «Запретный мир» Игоря Власова и «Анизотропное шоссе» Павла Дмитриева. Когда нравится текст, то и визуально произведение воссоздаётся лучше!
А ещё я бы отметил придуманную двумя прекрасными девушками настольную игру The Magic Forest. Работа над ней велась дольше запланированного, но результат, по-моему, получился впечатляющим. Среди настольных игр я не встречал пока сопоставимой по красочности и проработке. На мне было игровое поле со вкладышами, карточки игроков, а также вёрстка макета инструкции, титульная графика, логотип игры. Девчонки же придумали всю концепцию, игровой мир, легенду, детали, изюминки.