«Каждое поколение имеет те «Секретные материалы», которых заслуживает». Эта ехидная фраза одного кинокритика, как любая шутка, содержит в себе долю правды. «Секретные материалы» возникли не на пустом месте, а в богатой традиции сериалов о паранормальном, теориях заговора и следователях-правдорубах. И в свою очередь они стали жанровым образцом и точкой отсчёта для фантастических телесериалов.
Тем, кому нравятся истории про Малдера и Скалли, стоит обратить внимание на «предков» и «потомков» любимого сериала.
Предки...
«Сумеречная зона» (1959–1964)
«Сумеречная зона» — это своего рода сборник рассказов в виде сериала, набор парадоксальных научно-фантастических и мистических историй, никак не связанных между собой. Их объединяли только две вещи. Во-первых, общее гнетущее настроение парадоксального абсурда и подозрительности. Во-вторых, фигура создателя. Автор идеи и основной сценарист «Сумеречной зоны» Род Серлинг был и ведущим шоу, комментирующим истории. «Сумеречная зона» была любимым сериалом создателя «Секретных материалов» Криса Картера и тысяч других американцев, чьё детство прошло в 1960-е.
«Альфред Хичкок представляет» (1955–1965)
Телесериал-антология в жанрах ужасов, триллеров и мистики, старший брат «Сумеречной зоны». Серии объединяет только фигура Альфреда Хичкока — «король триллера» был продюсером шоу и появлялся в заставке каждой серии.
«За гранью возможного» (1963–1965)
Во многом та же «Сумеречная зона», только с акцентом на научной фантастике. Среди сценаристов шоу были такие мастера, как Харлан Эллисон, Ларри Нивен и Стивен Кинг. Структура серий, скорее всего, вдохновила сценаристов «Секретных материалов» на введение «монстров недели»: в центре каждого эпизода обычно находилось сверхъестественное чудовище, которое создатели «За гранью возможного» почему-то прозвали «медведем», а этот способ создания историй получил название «принцип медведя».
«Ночная галерея» (1969–1973)
Ещё одно детище Рона Серлинга, создателя «Сумеречной зоны». От неё «Галерея» отличалась сосредоточенностью на теме жуткого и непостижимого — не случайно среди серий оказались адаптации нескольких рассказов Говарда Лавкрафта.
«Мстители» (1961–1969)
Этот английский сериал не имеет никакого отношения к Marvel — скорее уж к фильмам о Джеймсе Бонде. «Мстители» похожи на «Секретные материалы» разнополым дуэтом героев. Секретного агента Джона Стида в его работе часто сопровождают очаровательные ассистентки, с которыми у него, однако, исключительно платонические отношения. Именно таких отношений Картер хотел для Малдера и Скалли — и пользовался «Мстителями» как аргументом для телебоссов, доказывая, что отсутствие романа между главными героями успеху сериала не вредит.
«Колчак: Ночной охотник» (1974–1975)
Напрочь забытый сейчас сериал, которому «Секретные материалы» обязаны очень многим. Это история чикагского газетного репортёра Карла Колчака (никакого отношению к белогвардейцу не имеет), который на свой страх и риск расследует загадочные преступления, в том числе паранормальные, и подвергается преследованиям властей. Именно образ Колчака натолкнул Криса Картера на мысль о том, что антология со сквозными героями лучше, чем просто антология. Также Колчак стал одним из очевидных прототипов Фокса Малдера.
«Истории с тёмной стороны» (1983–1988)
Завораживающая антология фантастики и мистики. С «Сумеречной зоной» её роднит мотив не нуждающихся в объяснении странностей и страшностей. Примечательная особенность «Историй» — обязательный неожиданный сюжетный поворот в финале с намёком на то, что на самом деле ничего ещё не закончилось. Сценаристы «Секретных материалов» часто пользовались этим приёмом. Также создатели «Историй» смело смешивали жанры, щедро разбавляя свои макабрические сюжеты юмором и самоиронией.
«Твин Пикс» (1990–1991)
Культовый детективно-мистический сериал Дэвида Линча, ещё более радикальный в своём сюрреализме, чем «Секретные материалы». Агент ФБР Дейл Купер стал одним из прототипов Фокса Малдера. А Дэвид Духовны получил приглашение на кастинг благодаря роли в этом сериале — там он играл агента-трансвестита Денниса (Денизу) Брайсона, старого приятеля агента Купера.
В ожидании нового сезона пересматриваем сериал, вспоминаем, кто убил Лору Палмер и пытаемся понять Дэвида Линча.
«Главный подозреваемый» (1991–2006)
Британский сериал с Хелен Миррен, состоящий из семи телефильмов, откуда Крис Картер почерпнул формат «процедурала» (сериала, где подробно показана работа следователей). На первый фильм Картер во многом опирался, создавая сценарий пилотного эпизода.
...и потомки
«Грань» (2008–2013)
Явные и неприкрытые «Секретные материалы» поколения «Миллениум», сделанные Джей Джей Абрамсом по принципу «Ещё больше джедаев и световых мечей!» (как сказал по поводу очередной серии «Звёздных войн» Джордж Лукас). Вместо пары агентов здесь целая команда постоянных и эпизодических персонажей, а вместо скромного правительственного заговора — безумная картина реальности с параллельными мирами и путешествиями во времени. Как сказала бы Скалли, «этому должно быть научное объяснение!».
«Склад 13» (с 2009)
История о двух секретных агентах, которые охраняют склад со сверхъестественными предметами, — эффектная смесь «Секретных материалов» и «Индианы Джонса», сделанная с фантазией и юмором. Стилистика «Секретных материалов» заметна даже на промо-фотографиях сериала.
«Сверхъестественное» (с 2005)
Над этим сериалом работает трое сценаристов «Секретных материалов», многие актёры и другие члены съёмочной группы также побывали на обеих площадках, а значит, заимствований, отсылок и шуток было не избежать. Кроме аллюзий и прямых упоминаний, сценаристы осмелились даже на откровенную пародию — эпизод «Хлопайте в ладоши, если верите» (6.9), в котором Дина Винчестера похищают «пришельцы». Даже начальные титры этой серии стилизованы под заставку «Секретных материалов».
«Кукольный дом» (2009–2010)
Фантастический сериал Джосса Уидона про людей, которым стирают память для исполнения незаконных и неприятных заданий. Агент ФБР Пол Баллард, верящий в существование полумифической тайной организации «Кукольный дом» и разыскивающий девушку, которой якобы нет и никогда не было, — очевидный клон Фокса Малдера.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Филолог по образованию и книжный червь по призванию. В свободное от чтения и написания текстов время играет в ролевые игры живого действия и преподает исторические танцы. Иногда пишет под псевдонимом «Александра Королёва».