Второй сезон помогает лучше понять замысел шоураннера. Очевидно, Гойер столкнулся с известной проблемой адаптации классической литературы. «Основание» написано во времена «золотого века» англоязычной фантастики, когда авторы, работавшие на
палп-журналы, превыше всего ставили позитивистские идеи в модернистском оформлении, жертвуя остальным. Азимов не был исключением, что легко увидеть, перечитав его произведения: для них характерна упрощённая (иногда до карикатурности) психология персонажей, предсказуемые сюжетные повороты, избыточные описания вымышленных гаджетов, введение новых фантастических сущностей исключительно для поддержания динамики. Можно ли сегодня сделать дословную экранизацию такого произведения? Можно, но получится пародия на «золотой век» в духе «
Авеню 5» или «
Орвилла». Мы все уже видели слишком много космических опер и не можем больше воспринимать классическую фантастику о грядущих галактических империях как нечто серьёзное и поражающее воображение.
Чтобы в эпоху постмодернизма рассказать старую сказку на новый лад, её нужно кардинально переделать, добиваясь вау-эффекта от вызывающей смелости обращения с известным текстом. Вы думали, Гэри Селдон мёртв и является народу только в виде голограммы? Нет — он не только живее всех живых, но и способен забить врага подхваченной на бегу корягой. Вы думали, генерал Бел Риоз — бравый слуга императора, мечтающий о карьере военачальника? Нет — он репрессированный нонконформист, готовый подраться с императором при первой возможности. Вы думали, Клеон правит Империей? Нет… впрочем, такой спойлер раскрывать нельзя совсем.