Сериал «Пантеон»: загробный киберпанк из жизни программистов

48208
4 минуты на чтение
Недалёкое будущее, очень похожее на настоящее — во всяком случае, проблемы те же. Девочка Мэдди переживает потерю отца и травлю в школе, мальчик Каспиан — бытовое насилие и драму в семье. А компания «Логорифм» теряет контроль над своей разработкой — «загруженный интеллект», и это увязывает вместе не только Мэдди и Каспиана, но и умерших людей, индийского программиста Чанду, директоров ведущих IT- и нейротехнологических компаний, американскую астронавтку и не только.

Режиссёр:
Крэйг Силверстейн

Роли озвучили:
Кэти Чанг, Пол Дано, Аарон Экхарт, Розмари де Витт и др.

Премьерный показ:
1 сентября 2022 года
Похоже на:
«Призрак в доспехах», «Эксперименты Лэйн», «Эон Флакс»
Американо-китайскому фантасту Кену Лю удаётся сочетать американский космополитизм и уникальный опыт китайского эмигранта. Этому посвящена значительная часть прозы Лю, в том числе сборник «Потаённая девушка». А образование и опыт работы как юристом, так и инженером-программистом сформировали его уникальное видение недалёкого будущего и проблем, связанных с развитием искусственного интеллекта и IT. А ещё Лю хорошо работает с персонажами (они не всегда глубокие, но всегда понятные и характерные) и умеет создавать запоминающиеся визуальные образы. Так что его работы просто умоляют об экранизации — а сдержанный, подчас суховатый язык его прозы, сравнимой с хорошим сценарием, в этом помогает. 

Возьмём, например, серию рассказов про «богов» из сборника «Потаённая девушка». Эта серия не страдает однообразием, как и цикл Лю про Сингулярность, сочетает в себе интимную драму, масштабный триллер, мифологический сюжет и наукообразие, показывает развитие персонажей и ужасающее, но узнаваемое будущее, которое закономерно следует из актуальных проблем. К тому же главная героиня — подросток, а фантастические концепции здесь объясняются понятно для неподготовленного читателя.

И в сериале это хорошо работает, по крайней мере поначалу. Мэдди и Каспиан — особенные дети, они хорошо разбираются в программировании, но пользуются понятным образным языком. Герои стоят намного выше в понимании происходящего, чем средний зритель, но могут в диалоге доступно объяснить, что происходит и что они делают. 

Такие «поддавки» могли бы раздражать в другом произведении, но «Пантеон» погружает в явления, с одной стороны невозможные, с другой — требующие понимать работу программирования. Герои пишут коды, активируют программы и вообще проводят за компьютерами до 70% времени — а то и находятся буквально внутри них. Общение зачастую переходит на языки программирования, а умерший отец радует живую дочку тем, что взламывает код её любимой ММО, чтобы она могла создать себе любой образ, какой захочет. И это отлично соответствует духу рассказов: в них несколько меньше диалогов (отчасти потому, что и персонажей меньше, и они не так хорошо раскрыты, как в сериале), но диалоги эти воспевают поэзию программного кода.

Возникает вопрос, стоило ли делать именно анимационный (а не игровой) сериал, если всё равно в центре внимания персонажи-люди и вещи, которые не так интересно анимировать. Но, как ни странно, аниматоры очень любят творения Кена Лю. Один его рассказ попал в антологию «Любовь, смерть и роботы» («Доброй охоты»), и вышло произведение яркой, неповторимой визуальности. Несмотря на свою любовь к науке, Лю тяготеет к простым, эффектным образам. «Пантеон» в этом отношении поначалу сдержан и переносит героев из повседневной среды в фантастическую лишь изредка — но это вызывает каждый раз яркие впечатления, особенно ценные на фоне обычной жизни героев.

«Пантеон» передаёт сюжет рассказов «Богов не удержишь на цепи» и «Богов не будут убивать» аккуратно. Изменения, конечно, есть: добавление сюжетных линий (например, того же Каспиана в рассказах нет), расширение ролей уже имеющихся персонажей — но это сделано очень тщательно, без разрушения смысла и фабулы. Однако многое меняется ближе к концу сезона, когда всё, что было придумано, надо увязать вместе. Появляются упрощения и поиск лёгких сценарных решений вместо тех, что соответствуют характерам персонажей и духу сериала. Не то чтобы сериал становится непоследовательным, он просто меняет тональность и фактически жанр: из киберпанкового триллера «Пантеон» становится аниме-сёненом в духе CLAMP. 

Особенно это заметно в сцене финального сражения между программами двух «загруженных интеллектов». Оно визуализировано как скучное фэнтези с пафосным бросанием друг в друга обвинениями, со стихийной магией, злодейскими монологами и угрозами. Сцена поставлена неплохо, однако она диссонирует с духом сериала, который хоть и использует мифологические мотивы, но всё же рассказывает про настоящих живых людей, чьи личности выше жанровых условностей. А отсылки к «Евангелиону» и другой классике аниме только усугубляют ситуацию.

Тем не менее «Пантеон» — сериал выдающийся. Правда, не в техническом плане: это традиционное америме, которого сейчас много. Но удручающе мало на экранах интересной взрослой фантастики, которая бы говорила со зрителем (в том числе и с подростком) как с человеком, способным понять сложные и интересные вещи. Такой фантастики, которая вела бы по интересной истории, описывающей и политические интриги IT-магнатов, и трагедии непринятого обществом ребёнка, и человека, существующего вне физического тела. Каждая из этих историй по-своему трогательная и страшная, и вместе они здорово дополняют друг друга, не затмевая остальных сюжетных линий.

Насколько «Пантеон» уместен в качестве анимационного, а не игрового сериала? Кажется, ответ кроется в самой истории: красоту людей, их характеров и образов может передать не только живой человек, но и нечто, созданное его руками. И не столь важно, что это: компьютерная программа или множество соединённых рисунков, создающих иллюзию движения. Какая разница, если результат потрясает?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
Подписаться
Статьи

Сериалы

Какое аниме выйдет в 2025 году? Это мы смотрим!

Сериалы

«Звёздные войны: Опорная команда». Семейное приключение в лучших традициях Спилберга
Новое (самостоятельное!) приключение во вселенной «Звёздных войн»: пираты, сокровища и немного ностальгии.

Сериалы

«Монстры-коммандос»: мультсериал Джеймса Ганна для тех, кому мало «Отряда самоубийц»
Возможно, не лучшая работа создателя «Стражей галактики» и «Миротворца», но поклонникам точно не стоит проходить мимо.

Сериалы

Лучшее аниме 2024 года: фантастика, фэнтези и просто дичь
От «Дандадан» до возвращения «Волчицы и пряностей»

Сериалы

Антиитоги 2024 года: разочарования, провалы и мультивселенная кринжа
Фильм-камикадзе, убийца киновселенной и самые скандальные «Звёздные войны».

Сериалы

Какие сериалы смотреть в 2025 году? Продолжения главных хитов
Про семейку Аддамс, про ведьмака, про резиновых пиратов или, может, про маленький городок, где любят D&D?

Сериалы

Лучшие мультсериалы 2024 года: фантастика, фэнтези и супергерои
Спасение душ в аду, радиоактивные люди и роботы-убийцы из нашего детства и сериал, который разочаровал, но всё равно оказался лучшим.

Сериалы

Какие новые сериалы выйдут в 2025? Фантастика, мистика и фэнтези
Возвращение в Вестерос и в город клоуна Пеннивайза, прибытие Чужих на Землю и нигерийский ответ «Аватару».

Сериалы

Какие фильмы и сериалы Marvel и DC выйдут в 2025 году?
про нового Супермена, возвращение Сорвиголовы, подозрительных агентов* и Джокера, приносящего жертвы индейским богам.

Сериалы

«Пилтовер стал нам уроком» — что показали в трейлере «Добро пожаловать в Ноксус» и почему это важно для вселенной «Аркейна»
Намёки, возвращения и планы на будущее Рунтерры
Показать ещё
Подпишись на

Мир фантастики: подписка на 2025 год!

Только в предзаказе на CrowdRepublic:

  • 13 номеров и 3 спецвыпуска
  • Фирменная атрибутика
  • Бесплатные эксклюзивные бонусы для участников предзаказа
Подписаться