«Объяснялкины» с Сыендуком: научно-познавательная передача о расизме, токсичности и рабстве
56438
5 минут на чтение
Познакомьтесь с Объяснялкиными! Они — дисфункциональные! Они — бесполезные! Они — неудачники! А ещё они меняют формат научно-образовательного шоу, вписывая его в современные тренды! Теперь они токсичны не только друг с другом за пределами съёмочной студии, но и прямо перед камерами! А ещё они затрагивают такие взрослые темы, как рабство, эксплуатация человека человеком, голод, вредные привычки, плагиат и кучу-кучу всякого ещё!.. Дед, ты опять там умер?!

Жанр: научно-образовательная чёрная комедия

Режиссёр: Егор Блинников

В ролях: Объяснялкины! Ну и ещё какие-то люди, и даже инсулин с глюкозой

Роли озвучили: Дмитрий Сыендук, Виктория Зайцева, Полина Авдеенко, Егор Лоскутов и др.

Премьерный показ: 19 октября 2023 года

Продолжительность: 8 эпизодов по 20 минут

Похоже на: любая взрослая мульткомедия на свете

В России есть масса незакрытых гештальтов: в общепите мы стремимся превзойти «Макдональдс», в кинопроизводстве — Голливуд, а в анимации — снять своего «убийцу Симпсонов». Русскими «Симпсонами» должны были стать «Дятловы», «Обломовы» и ряд проектов «2х2».

«Объяснялкины» формально заявлены как ответ «Рику и Морти», но это не совсем так. К примеру, метавселенная используется лишь раз, в одном эпизоде, и это предмет для шутки, а не важное сюжетное обстоятельство. Пародирование именно «Симпсонов» вынесено в подтекст — такой толстый, что не заметить невозможно. Тем не менее из всех своих конкурентов «Объяснялкины» стоят к цели ближе всего — что многое говорит о качестве предшественников. В сериале хорошо раскрываются характерные черты жанра, в нём хорошая анимация (о которой поговорим чуть ниже), и его создатели в целом понимают, что делают, а не просто машинально воспроизводят основы комедии для взрослых.

Дьявол в нюансах.
Из первых трёх серий лучшей в итоге оказывается не та, что посвящена метаюмору, а та, что воспроизводит формат научно-познавательной передачи с серой моралью и обсценной лексикой. Эта серия не настолько креативна в своей основе, как следующая, но тут лучше написан сценарий и больше всего хороших шуток, а ещё мы видим, что концепт в своей основе не просто рабочий — а ещё и очень смешной.

Анимация 2010-х приучила нас к тому, что лучшие сериалы сочетают в себе сквозной сюжет с самостоятельными сериями, но из-за этого мы почти забыли о том, как хороши проекты с локальными эпизодами, не перетекающими один в другой. Они порой куда лучше передают идеи и раскрывают конфликты, не размазывая их кашей по сезону. Идея вредности сахара, возможно, не так креативна, как разговор о плагиате, но это так или иначе сложная проблема. Человека тянет к простым удовольствиям, приводящим к получению быстроусваиваемой глюкозы, — и зачем это вообще надо, если это так смертельно вредно? И ведь это отличная метафора отношений, а ещё механизма работы ностальгии!

Проблема в том, что взрослые темы и эксплуатация «взрослого» юмора очень быстро скатываются в банальное эджлордство. Взрослый анимационный ситком — жанр сильно уставший, и «Объяснялкины», имея все шансы реабилитировать его отличной концепцией, спотыкаются именно на юморе. Он сводится к инфантилизму персонажей, необоснованному насилию, обсценной лексике и ребячеству в обращении с темой. Как будто само обращение к теме рабства делает научно-познавательные шоу взрослыми и провокационными. Тем более что с раскрытием темы эпизод «Южного парка» «Алый знак веселья» справился несколько лучше — хотя там, правда, не говорилось о рабстве корпоративном и рабстве системы.
Впрочем, эти недостатки некритичны. Потенциал для мощного комедийного маховика у шоу есть, а неудачные шутки перемежаются хорошими. Вероятно, часть проблем решится с дальнейшей проработкой персонажей и озвучки. Пока что персонажи, по сути, воспроизводят типажи своих социальных ролей (если отец, то инфантильный дурачок, если мать, то контролирующая стерва, если дед, то полоумный — и далее, и далее). А озвучка вышла местами странной.

Сыендук — один из самых квалифицированных актёров озвучки, и от этого особенно удивляет, что он делает со своими персонажами. Если сумасшедший дед вполне вписывается в свою роль и звучит естественно (и даже смешно), то о главном герое, Бате Объяснялкине, этого сказать нельзя. Так звучит не отец семейства, будь он сколь угодно капризный, инфантильный и агрессивный — так звучит пубертатный подросток (да, эти характеристики почти совпадают, но есть нюанс). Потому очень сложно полноценно влиться в персонажа и его историю: это человек, который пытается звучать как взрослый, пытается шутить как взрослый, но в итоге смотрится гораздо моложе, чем на самом деле. Отличная метафора шоу, если подумать.

Зато анимация впечатляюще хороша. nerds — одна из лучших анимационных команд в сегодняшней России, и то, как она сделала своё шоу, не может не поражать. Ей, конечно, помогают мощности «Кинопоиска», но никакие мощности не заменят энтузиазма и интереса к проекту. Аниматоры явно любят своё творение, подходят к нему серьёзно, уважают его. Немного странно смотрятся модели персонажей с яркой плоской заливкой на фоне впечатляюще проработанных фонов, но это лишь стилистическое решение, к которому надо привыкнуть (а у многих зрителей такой проблемы не возникнет вовсе). В некоторых сценах персонажи кажутся ещё более объёмными за счёт интересной работы со светом: белый контур создаёт эффект почти что 3D-модели. Это опять же интересная находка… которая, если подумать, идёт вразрез с сознательной стилизацией под низкобюджетные проекты — что научно-популярные, что анимационные ситкомы. Но выглядит невероятно круто!
Ругать «Объяснялкиных» не хочется, даже несмотря на очевидные недостатки. У их создателей есть страсть, есть интерес, есть, в конце концов, оригинальная и небанальная идея, способная оживить угасающий жанр. Проблемы есть, но не критичные. Это явно тот случай, когда стоит подождать некоторое время и дать шоу разойтись, а не оценивать по первой малоудачной серии.

К тому же… помните, как начинались «Симпсоны»? Вот-вот.

 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

«Совместить футуризм и Древнюю Русь»: разговор с создателем «Киберслава» Стасом Дмитриевым

Сериалы

«Звёздные врата: ЗВ-1» и другие сериалы, расширившие вселенную фильма
Именно за них многие когда-то полюбили эту вселенную, которая благодаря сериалам стала поистине огромной.

Сериалы

«Кольца власти», 2-й сезон. Стало ли лучше?
Поборникам канона лучше и не начинать.

Сериалы

Аниме «Спираль»: проклятие экранизаций Дзюндзи Ито
Как мечта фанатов превратилась в кошмар.

Сериалы

Звёздный крейсер «Галактика». 20 лет поисков Тринадцатой колонии
От наивного оригинала к блестящему переосмыслению

Сериалы

За что любят и ненавидят «Хвост Феи»

Сериалы

Какие сериалы смотреть в октябре 2024? Призраки против пришельцев!
Аниме о призраках и пришельцах, Сатана против рокеров, возвращение Лары Крофт, Гандама и сериала по СТС из 2000-х

Сериалы

«Мне хотелось сделать так, чтобы сказка была и в нашем мире». Интервью с Антоном Масловым, режиссёром сериала «Последний богатырь. Наследие»
Разговор о том, как сделать современную сказку и где найти настоящую богатыршу

Сериалы

«Сумерки богов»: секс, ложь и видение Зака Снайдера
Скандинавская брутальность, какой в массовом кино не увидишь.

Сериалы

Сериал «Пингвин»: первые впечатления от первого эпизода
Ты просишь посмотреть сериал о мафии в Готэме, но ты просишь без уважения
Показать ещё