«Доктор Кто: Голубая даль». Злобные нейросети в космической пустоте

36024
6 минут на чтение
Из-за нелепой случайности Доктора и Донну заносит на космический корабль на краю Вселенной. Кажется, что он необитаем, но это не так. Загадочные существа, пришедшие из пустоты за гранью мира и насквозь пропитанные злобой и жестокостью, используют героев, чтобы добраться до цивилизации и развязать войну.

Читайте также

«Доктор Кто: Звёздный зверь». Возвращение старых знакомых

Мария Шмидт

30.11.2023

45314

Скромное празднование, милые злодеи и тонна ностальгии
Второй юбилейный спецвыпуск продолжил историю Четырнадцатого и Донны. Он совершенно не похож на предыдущий — зато неуловимо напоминает старые эпизоды сериала. И это забавно, поскольку создатели упорно настаивали на том, что ничего подобного ещё не было. Завышенные ожидания не могли не привести к некоторому разочарованию — но, пожалуй, это единственная серьёзная проблема серии. И даже она простительна, поскольку сценарист Расселл Т. Дэвис позаимствовал концепции нескольких качественных историй и получил комбинацию, которая в «Докторе Кто» действительно прежде не встречалась.

До начала арки с кораблем Доктор и Донна оказываются в Англии 1666 года и знакомятся с Исааком Ньютоном как раз в тот момент, когда он открывает закон всемирного тяготения. До конца неясно, зачем эта сцена вообще нужна — разве что ради гэга с терминологией. Герои пошутили о гравитации, Ньютон неверно расслышал слово и дал явлению другое название — в результате история переписалась, и отныне в сериале будут называть гравитацию мавитацией. Эпизод милый и забавный — он хорошо сработал бы как минивыпуск, но слишком уж отличается по тону от остальной серии.

Стоит персонажам оказаться на корабле, как серия начинает уверенно наводить на зрителя жуть. Пустынный, сюрреалистичный и очень длинный коридор вызывает ассоциации с лиминальными пространствами. Ржавый робот медленно приближается, и непонятно, стоит ли ждать от него угрозы. ТАРДИС улетает вместе с отверткой, распознав зону «враждебных действий», и оставляет Доктора и Донну выживать в одиночку. Что это за враждебные действия — непонятно, ведь кругом вроде бы никого нет. Чем дальше, тем больше «Голубая даль» напоминает то ли триллер, то ли хоррор.

В конце концов ничтоты — существа из космической пустоты — дают о себе знать и принимают личины Доктора и Донны, сбивая героев с толку. С этого момента сюжет и начинает походить на прошлые серии — например, сцены за стеклом и маленький робот, играющий важную роль в победе над врагами, заставляют вспомнить «Воды Марса». Огромная локация, которая регулярно перестраивается, напоминает о «Хевен Сенте». Стук снаружи в конце Вселенной, который герои оптимистично принимают за просадку корабля, — минутка серии «Слушай». Злые двойники и попытки отличить оригинал от подделки — аллюзии на эпизоды про зайгонов и Плоть с её боди-хоррором, деформациями тела и огромными вытянутыми челюстями.

Но больше всего в «Голубой дали» — от серии «Полночь». По сути, это та же история о неведомом создании, которое живёт там, где вообще не должно быть ничего живого. Оно копирует героев, чтобы выдать себя за них и добраться до цивилизованного мира, а побеждает его женщина, которая вовремя пожертвовала собой, выйдя в космический вакуум. Расселл Т. Дэвис ворует как художник — у самого себя, но даже с таким количеством заимствований эпизод выходит увлекательным.

Другое произведение, которое невольно вспоминается при просмотре «Голубой дали», — «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. По духу спецвыпуск сильно отличается от его историй — но сложно при виде робота Джимбо не вспомнить Марвина. На ум приходит и «Коралина» Нила Геймана, где были и двойники, и устрашающая деформация тела. А момент, когда существа увеличиваются до огромных размеров и застревают в коридоре, напоминает об «Алисе в Стране чудес».

Не считая первой и последней сцены, вся серия держится на Дэвиде Теннанте и Кэтрин Тейт — в том смысле, в каком эпизод «Хевен Сент» держался на Питере Капальди. В таких моноспектаклях (хотя здесь, конечно, персонажей двое) история отходит на второй план, а главной становится актёрская игра и атмосфера. Сюрреалистичное, жуткое настроение не отпускает до самого конца. Место действия тоже работает на эту идею — многие сюжеты про космос исполнены ощущения тянущей пустоты, страха перед беспощадным вакуумом, в котором невозможно выжить. А в «Голубой дали» события происходят на самом краю Вселенной, где ещё более пусто, одиноко и страшно.

Даже монстры воплощают это чувство — они ничего не представляют сами по себе, а лишь напитаны отголосками зла, которые дошли до них сквозь космос. У ничтотов отсутствует понимание материи, пространства, времени — и такая отстранённость от мира ещё больше усиливает гнетущее ощущение пустоты. Слишком большие руки и кривые лица выглядят нелепо, но эта нелепость отлично вписывается в происходящее. Расселлу Т. Дэвису не всегда удаётся соблюсти баланс между странным и жутким, но ничтоты — пример идеального равновесия.

Дэвид Теннант и Кэтрин Тейт тоже показывают себя с лучшей стороны. В этой серии им было что сыграть — и в роли своих персонажей, и в роли их злых двойников. Отличить одних от других непросто, когда зритель не должен знать правду, — и очень легко, когда должен. Для этого монстрам даже не нужно показывать зубы или выгибаться под неестественными углами.

Когда дело доходит до личной драмы, актёрам удаётся выжать максимум из страхов и переживаний героев. В прошлой серии Донна вспомнила Доктора только в финале, и теперь у зрителей наконец есть возможность полноценно насладиться взаимодействием этих двоих — прежних, но вместе с тем других. Донна уже не тот человек, каким была 15 лет назад, и Четырнадцатый — не совсем Десятый. Чем дальше, тем очевиднее становится влияние предыдущих регенераций на нового Доктора.

«Голубая даль» не ощущается юбилейной серией, но это её не портит. Вероятно, празднование отложено на следующий спецвыпуск, в котором появится и Небесный игрушечник, и олдскульная спутница Мелани Буш, и Кейт Стюарт из организации ЮНИТ. Как и в предыдущем эпизоде, Расселл Т. Дэвис ставил перед собой другие цели и успешно их выполнил. Эта серия — история о людях. О том, как они интересны, сложны и противоречивы, о том, как они могут верить в совершенно противоположные вещи. Сцена, в которой Доктор — сам Доктор! — не может отличить настоящую Донну от поддельной, доказывает это. А ещё это история о том, что ненависть зачастую более простой и удобный путь, чем любовь. Ненависть почти всегда звучит громче и распространяется по свету, как пожар. Ничтоты почерпнули из Вселенной отголоски людской злобы, но не уловили ни капли любви. И не смогли проникнуться ею, даже скопировав мышление героев.

На просторах интернета была высказана интересная мысль, что «Голубая даль» — сатира на тему нейросетей. Похоже, что это так, ведь ничтоты воссоздают людей внешне и внутренне, не понимая в полной мере их сущность. Это напоминает принцип действия графических и языковых ИИ. В серии даже упоминается, что копировать руки монстрам особенно сложно — а нейросети тоже известны странными изображениями рук. При этом они выполняют задачи куда быстрее человека — и неслучайно ничтоты говорят, что не понимают концепцию медленного. Именно благодаря скорости мысли им проще считывать и копировать героев. Двойники с их нелепыми, гротескными лицами смешат только до поры до времени — как ИИ на ранних стадиях развития приносят пользу, одновременно вызывая вопрос, смогут ли они в скором будущем заменить людей.

Серия завершается трогательной встречей Доктора с Уилфредом Моттом — дедушкой Донны, который в последний раз появлялся в сериале в 2010 году. Его возвращения ждали многие — но, к сожалению, Бернард Криббинс успел сняться лишь в одной сцене (актёр умер летом 2022 года в возрасте 93 лет). Неизвестно, как это повлияет на события следующего спецвыпуска, однако Уилфреда в сериале мы, похоже, больше не увидим. Печально, но, по крайней мере, Бернард успел напоследок сыграть любимого персонажа, и его будут помнить всегда.

Несмотря на слабую компьютерную графику, многочисленные заимствования и отсутствие «юбилейности», «Голубая даль» действительно хороша. Для многих зрителей она уже вошла в топ любимых серий «Доктора Кто». И это неудивительно, ведь эпизод на самом деле хочется пересмотреть. И ещё разок. И ещё...

Читайте также

60 лет «Доктору Кто»! Смотрим главные эпизоды классического сериала

Мария Лебеденко

23.11.2023

35794

Что посмотреть, чтобы лучше понять каждого из олдскульных Докторов.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Пингвин»: лицо со шрамом покоряет экраны

Сериалы

«Дэрил Диксон» и «Выжившие»: куда идут спин-оффы «Ходячих мертвецов»
До чего дошёл главный сериальный постапокалипсис в 2024 году

Сериалы

«Это всё Агата». Трогательный и музыкальный сериал Marvel с ведьмами вместо супергероев
Самый дешёвый и неформатный сериал Marvel — и в этом его сила.

Сериалы

Пришельцы, духи и украденные гениталии — да кто такой этот ваш «Дандадан»?!
Что объединяет духов, инопланетян и прочие сверхъестественные вещи? Главное аниме осеннего сезона (а то и всего года!) со странным названием «Дандадан». Рассказываем, откуда взялся этот хайповый сёнэн «Дандадана» — и про что он вообще.

Сериалы

Какие сериалы смотреть в ноябре 2024? Их мало, зато — ого какие!
Продолжение главного мультсериала 2021 года и предыстория «Дюны».

Сериалы

«Совместить футуризм и Древнюю Русь»: разговор с создателем «Киберслава» Стасом Дмитриевым
Как рождался мультсериал, какие планы у создателей и как взглянуть на родную культуру через призму мировой.

Сериалы

«Звёздные врата: ЗВ-1» и другие сериалы, расширившие вселенную фильма
Именно за них многие когда-то полюбили эту вселенную, которая благодаря сериалам стала поистине огромной.

Сериалы

«Кольца власти», 2-й сезон. Стало ли лучше?
Поборникам канона лучше и не начинать.

Сериалы

Аниме «Спираль»: проклятие экранизаций Дзюндзи Ито
Как мечта фанатов превратилась в кошмар.

Сериалы

Звёздный крейсер «Галактика». 20 лет поисков Тринадцатой колонии
От наивного оригинала к блестящему переосмыслению
Показать ещё