На Одиннадцатого новый Доктор не похож ничуть. Сильный шотландский акцент Капальди (фэны жаловались, что не могут разобрать на слух его реплики) намекает на связь с Десятым, которого играл шотландец Дэвид Теннант. Двенадцатый напоминает Десятого и склонностью к клоунаде, но теперь она куда более злая и язвительная. Отчасти Доктор унаследовал её от другого персонажа Капальди, вечно матерящегося Малькольма Такера из комедийного сериала «В гуще событий». По иронии судьбы Такер – политтехнолог, а их по-английски называют spin doctors.
Но саркастичность Двенадцатого все-таки наносная. Хуже другое: Доктор уже не друг (а то и бойфренд), каким был Десятый для Розы и Одиннадцатый для Клары. Он грозная, не слишком дружелюбная, откровенно нечеловеческая фигура в обманчиво гуманоидном теле. Доктор груб и высокомерен, не раз и не два он аттестует Землю как «планету пудинговых мозгов». Уже в «Глубоком вздохе» Двенадцатый ведет себя вроде бы не по-Докторски: «У меня ужасное чувство, что я должен вас убить, – спокойно сообщает он Человеку-С-Половиной-Лица. – Не хотите сначала выпить? Я – хочу...»
Постепенно Двенадцатый проявляется все отчетливее, пугая Клару (и нас). Это и правда «хороший далек», существо, которое из благих намерений способно, видимо, на жуткие поступки. Это вселенский солдат, который ненавидит других вояк вроде Дэнни Пинка, потому что ненавидит в первую очередь себя (мотив отвращения к себе возникает и в «Ограблении во времени»). Это истинный властелин времени: надменный, снисходительный и гневливый. Он ведет себя с Кларой и другими людьми покровительственно, как с детьми: «Пора убрать боковые колеса с велосипеда!», «Следи за языком!» и так далее. Забудьте о добром Докторе: «У меня нет ничего общего с добротой!»
Я не хороший! Я не плохой. Я не герой. Я точно не президент, и нет, я не офицер. Знаете, кто я такой? Я... я идиот. С будкой и отверткой...
Доктор
Самое ужасное, что люди и правда дети в сравнении с ним. Двенадцатый – мудрый, но строгий отец, и бессмысленно обижаться, что он не ведет себя как друг. Там, где Десятый пытался всех спасти (а ведь часто ему это удавалось!), Двенадцатый либо спасает только тех, кого получится (и смерть остальных не вызывает у него эмоций), либо самоустраняется, если считает, что человечество справится само. Именно так он поступает в серии «Убить Луну», перекликающейся с «Водами Марса», одним из лучших фильмов про Десятого. Герой Теннанта пытался играть в Бога и терпел поражение. Герой Капальди и не пытается играть: в каком-то смысле этот Доктор и есть Бог. Ну или Десятый, которого мир наградил травматическим опытом и убедил повзрослеть.